Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему «Правописание –ться и -тся в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цуканова Ольга Евгеньевна

Конспект урока по русскому языку

УМК «Начальная школа XXI века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова
Тема урока: «Правописание –ться и -тся в глаголах».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Начальная школа XXI века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова
Тема урока:
 «Правописание –ться и -тся в глаголах».

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом написания –тся и –ться в глаголах

Задачи:

Предметные: содействовать усвоению умений правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; представлению о причинах успеха в учебе.
Метопредметные задачи:  способствовать формированию УУД

а) регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие корректировки; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале.

б) познавательные – понимать знаки, символы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос.

в) коммуникативные – формировать собственную позицию и мнение; строить понятные для партнера высказывания

Оборудование урока: учебник русского языка 4 класс С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Орг. момент

  1. мин
  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку;

  1. Просит показать правильность посадки за столом, положение тетради при письме;

  1. Предлагает упражнения для развития кистей рук и пальцев.
  1. Показывают готовность к уроку;
  2. Показывают правильную посадку, наклонное положение тетради;  
  3. Выполняют вращательные движения кулачками в разные стороны.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.  

Пальчиковая гимнастика.

Минутка чистописания

2-3 мин

1.  Мотивация:

  • Ребята, что нужно знать для того чтобы уметь писать красиво?

  • Зачем нужно уметь красиво писать?

2. Игра «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди – ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван … (ежевика)

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля … (енот)

- С какой буквы начинаем писать эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах?

- Спишите, продолжив закономерность

Е ее Е е Е ее Е е

- Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Есть терпенье – будет и уменье.

1. Правила красивого письма

  • Чтобы было понятно тому человеку, который будет читать написанное.

- Отвечают на вопросы, записывают  в тетради

Е ее Е е Е ее Е е

Читают пословицу, объясняют ее смысл. Списывают ее и подчеркивают орфограммы.

Работа в тетради

Актуализация опорных знаний

5 мин

– Послушайте легенду.

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

- Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» 

(лучше понимать прочитанное и друг друга,  правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)

– Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

- Послушайте, что сказал известный русский писатель Л.Н. Толстой о значении этой части речи:

- «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

– Что вы знаете о глаголе? ( Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов? (грамотно писать)

– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

– Составьте задание для минутки чистописания, используя буквы ц и ь.

- При написании будем помнить об осанке, высоте и ширине букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.

Выполняют задания

Беседа

Самоопределение к деятельности

2-3 мин

– Прочитайте стихотворения М.Бородицкой учебник стр. 114(рубрика «Давай подумаем»):

Солнце садится, струится водица, 
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется.

Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.

– Назовите выделенные слова. На какие группы можно разделить выделенные слова?  (глаголы, имена существительные)

– Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])

– Какие вопросы у вас возникли? Что интересного заметили?(почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся)

– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?

– Какую цель поставите перед собой?( изучить то новое, что мы ещё не знаем).

– Прочитайте вывод Лиды в учебнике «На конце  имен существительных слышится [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется -тся или -ться.» Согласишься ли ты с таким ответом?

– Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? (светофоры) В чем оно заключается?

– Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Теперь надо подумать и найти причину затруднения.

Постановка учебной задачи.

– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).

– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ? 

– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?

– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).

(учитель фиксирует на доске тему урока.)

- Какие задачи мы себе поставим на уроке?( На доске на листах)

1.Находить глаголы на –[ца]

2.Узнать когда пишется –тся, -ться

3.Научиться писать глаголы на - тся,-ться

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Исследование №1. (устно) 

– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Какие слова писать не будем? (имена сущ.)

– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.

садится (что делает?)                 гордиться (что делать?)
струится 
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится

– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.

2) Исследование №2.

Работа над предложением.( У доски 2 человека) (Слайд 8)

– Составьте предложения  со словами: гордится – гордиться.

Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.

- Определите лицо глаголов. ( .гордится 3-ел,)

– В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? (во втором)

-Почему?( Гл. (начальной) неопределённой формы)

-Что мы знаем про глаголы, которые стоят в начальной (неопределённой) форме? (Отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

– Что заметили? (У глаг.3-его лица не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь)

- Итак, какое же вы второе открытие сделали ?

(ь-знак  не пишется у глаголов 3 лица, а пишется у глаголов неопределённой формы).

- Итак, к какому выводу вы пришли?

Вывод : если глагол употреблен в начальной форме ( отвечает на вопросы что делать ? что сделать?), на конце пишется –ться;

Если глагол употреблен в форме 3-го лица ед и мн числа( отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, на конце пишется –тся;

– Составьте алгоритм  написания глаголов на -тся, -ться:

Найдите глагол.

Задайте вопрос к глаголу.

Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)

– Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Первичное закрепление

20 мин

Групповая работа( карусель) Упр 1 с.115

Карточки с конвертами

1 гр- найти слова имена сущ

2гр –гл. в нач.форме.

3 гр. гл в форме 3-го лица

.Команды меняются заданиями. Проверка по группам.

-Все группы справились со своими заданиями. Молодцы

– Сделайте вывод о написании  -тся или -ться у глаголов.

Выполняют задания

Работа в группах

Физкультминутка

2 мин

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим,

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Выполняют упражнения.

Закрепление изученного материала

3-4 мин

 Выполнение упр. №2 ( проверка по эталону)

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

девица

учиться

удивляется

спутница

торопиться

улыбается

красавица

удивляться

случается

синица

улыбаться

готовится

больница

случиться

Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.

– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).

– Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.

(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)

– Сделайте вывод о правописании -тся, -ться в глаголах.

 Включение в систему знаний и повторение. 

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь вместо пропусков -ться или -тся, над глаголами укажи вопрос)

прокатиться – что сделать? 

не годится – что делает?

Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: учебник стр.116 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться – гордится, гордятся…)

рабочая тетрадь стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы – орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь -ться или - тся – отработка  написания -ться и -тся в глаголах)

Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на -ться, -тся.

Выполняют задания

Работа с учебником, рабочей тетрадью

Рефлексия

1 мин

– Что нового вы узнали на уроке?

- Какое открытие сделали?

Отвечают на вопросы

Беседа

Итог урока

1 мин

– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Отвечают на вопросы.

Беседа

Информация о д/з

1 мин

стр.116 упр. 4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы)

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку в 4 кл "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Школа 2100Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи: Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание -ться и тся в глаголах"

Это урок повторения и закрепления пройденного материала по УМК "Начальная школа 21 века". Целью урока было закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполн...

Конспект урока по русскому языку "Закрепление по теме "Глагол""

Цели:Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Глагол” Задачи: Закрепить у учащихся представление о глаголе как части речи и его грамматических признаках...