Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Головочесова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_aklasse.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

«Правописание безударных падежных окончаний

имён существительных в единственном числе».

Цели урока:

1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа 1-го, 2-го и 3-его склонений.

2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.

3. Воспитывать уважение к близким, друг к другу.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала; формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения;

Регулятивные УУД: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: - Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУД: - Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;

- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Оборудование для учителя: карточки с названием падежей и слов для игры, конверты с заданиями для дифференцированной работы (по количеству детей), тесты, карточки с заданиями, презентация урока, проектор, компьютер.

Оборудование для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Ребята, вы готовы начать урок? Я тоже готова. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение. Успехов вам и удачи!

- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Девизом нашего урока будут слова «Знаем. Хотим узнать. Узнаем.»

II. Актуализация знаний.

- Откройте тетради и запишите число. (Восемнадцатое февраля. Классная работа. Напоминаю о правильной посадке) 

1.Минутка чистописания

- На минутке чистописания будем прописывать первую букву алфавита. Какая это буква? (Буква А)

-Давайте вспомним алгоритм написания заглавной буквы А. (смотрят на слайде)

- Пропишите у себя в тетради эту букву один раз. Посмотрите внимательно, получилось, ли у Вас так, как на образце.

- Следующая буква начинает слово, которое обозначает хвойное дерево, атрибут встречи Нового года. Кто догадался? (Буква Е) (смотрят на слайде)

- Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем.

- А работать мы будем следующим образом, если Вы согласны с высказыванием, то в тетради пишите букву «А», а если не согласны, то букву «Е».

- Вы готовы? Начали…

- Существительное – это член предложения. (Е)

- Отвечает на вопрос «кто?» или «что?» (А)

- Обозначает действие предмета. (Е)

-Обозначает предмет. (А)

- Изменяется по падежам? (А)

- Изменяется по числам? (А)

- Изменяется по родам? (Е)

- В русском языке пять падежей? (Е)

- Возьмите карандаш и проверьте себя. (ЕАЕАААЕЕ)

- Что же такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. В начальной форме отвечает на вопросы кто? что? Имеет род, одуш. неодуш., может изменяться по числам и падежам. В предложении может быть главным или второстепенным членом)

III. Постановка проблемы.

- Какой праздник отмечает наша страна в феврале?

- Правильно, День защитника Отечества. День защитника Отечества считается праздником воинов – настоящих, нынешних и будущих. Наша армия имеет древнюю и славную историю. Почетным долгом мужчин в разные времена и в разных странах была обязанность при необходимости защищать Отечество с оружием в руках. Сегодня большинство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько как день армии, сколько как день настоящих мужчин – защитников в широком смысле этого слова. Ваши папы и дедушки тоже бывшие воины, поэтому не забудьте поздравить их с этим праздником.

- Вот и Миша сделал к празднику открытку своему любимому дедушке, но когда стал её подписывать у него возникли затруднения. Он сомневался в написании некоторых орфограмм.

Дорогому дедушк_ Ван_

от любимого внука Миш_.

- Какие орфограммы Миша написал правильно? (безударные гласные в корне слова, парный согласный в корне слова)

- А какие орфограммы он пропустил? (безударные окончания у существительных)

- Сегодня на уроке мы должны помочь Мише в написании поздравления для дедушки.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Безударные окончания имён существительных)

- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного? (Нужно уметь определять склонение и падеж имён существительных). 

IV. Сообщение темы.

- Сегодня на уроке будем с вами отрабатывать умения правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

- Поэтому настроимся все на серьёзную и важную работу.

V. Этап воспроизведения знаний и способов деятельности в новых ситуациях.

- На уроках математики мы учимся выполнять арифметические действия и находить значения выражений. Для выполнения следующего задания нам пригодятся эти знания.

1.Выполни действия и запиши полученные слова.

СОК – ОК + АМ + О +ЛЁТ=      (Самолёт)

ШП + КО – П + ЛАМ –М =         (Школа)

МАТ – АТ + О + РЕ=               (Море)

СИК – К  + Р + ЕНИ –И + Ь=        (Сирень)

ВО + РОК – К + БЕЙ=         (Воробей)

КРО – РО + ОМ + ПОТ=           (Компот)

ЗИ – И + ЕМАГ – АГ + ЛЯ=            (Земля)

СМО – МО + КА +ТЕРП – П + ТЬ =         (Скатерть)

- Полученные слова запишите в 3 столбика по склонениям.

Некоторые ребята (Апсомидинов, Исаев, Кондарева, Лисин, Радайкин, Рожкова, Сюбаева, Юзефяк) выполняют задание по карточкам:

- Записать слова в три столбика (1скл, 2скл, 3скл) земля, скатерть, компот, воробей, сирень, море, школа, самолёт.

- Как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

2. Определение падежа. Игра «Собери падеж».

- Друг за другом по цепочке, выходя к доске, прикрепите карточки к нужному падежу.

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

кружка

из кружки

По кружке

Кружку

За кружкой

В кружке

жизнь

для жизни

Жизни

На жизнь

жизнью

О жизни

пекарь

около пекаря

К пекарю

Про пекаря

С пекарем

О пекаре

дядя

без дяди

К дяде

За дядю

Под дядей

На дяде

масло

от масла

По маслу

В масло

Над маслом

На масле

- Как вы определяли падежи существительных? На что обращали внимание? (на окончание и предлог, задавали вопросы)

3.Повторение алгоритма.

-Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного, надо:

1. Определить к какому склонению относится.

2.Определить, в каком падеже употреблено существительное.

3. Вспомнить окончание.

4.Подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, того же склонения в той же форме, но с ударным окончанием.

- Напомните эти опорные слова(1скл.- земля, стена, 2скл.- стол, окно,3скл.- степь)

5.Записать нужное окончание.

Физминутка

4. Вставить пропущенные окончания в словах.

- На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Работа со словосочетаниями, определение склонения, падежа и окончания у существительных. (Рассуждать по алгоритму)

На ветке (1 скл, П.п.) сирени (3скл, Р.п.), из жизни (3скл, Р.п.) девочки (1 скл, Р.п.), от города (2скл, Р.п.) до деревни (1скл, Р.п.), над грядкой (1скл, Т.п.), по тропинке (1скл, Д.п.) к мостику (2скл, Д.п.).

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

- Миша часто бывает невнимательным на уроках, не всегда пользуется алгоритмом и  поэтому допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию:

Подошли (к чему?) (к степи) к рощи;

снежный бугор быстро образовался (на чем?) (на стене) на крыше сторожке;

шли (по чему?) (по земле) по краю дороге.

- Вы согласны с такой проверкой?

-Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учёл?

- Исправьте ошибки.

6. Исправление ошибок в поздравлении Миши.

- Вернёмся к поздравлению Миши. Поможем ему в написании окончаний.

- Вставьте нужные окончания:

Дорогому дедушке Ване 

от любимого внука Миши.

- Очень хорошо!

VI. Этап обобщения знаний.

Работа по учебнику. 

Стр. 48, упр.49

- Спишите текст, вставляя нужные буквы. Над существительными с пропущенными окончаниями укажите склонение, число и падеж. (Дети работают в тетрадях, один у доски)

- Подчеркните словарные слова в тексте (в автобусе, инеем, мороз)

VII.Домашнее задание

- Я думаю, что домашнее  задание вы будете выполнять с удовольствием, потому что каждый из вас может выбрать сам себе задание, из тех, что я вам предложу:

- упр. 50, стр.48;

- подобрать 3 пословицы или поговорки, в которых есть существительные с безударными падежными окончаниями;

-придумать своё поздравление для папы или дедушки, в котором встретились бы существительные с безударными падежными окончаниями.

VIII. Рефлексия.

- Какая была тема урока?

- Чем занимались на уроке?

- Я сегодня на уроке учился____________

- Я работал с _____________настроением.

- Я испытывал затруднения, когда _________________ .

Резерв

Тест.

– Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь +, а если нет поставь –.

1. У имён существительных 3 склонения во всех падежах пишется окончание – и. (нет)

2. У имён существительных 3 склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах. (да)

3. Опорным словом-подсказкой для имён существительных 1 склонения с безударными окончаниями может быть слово книга. (нет)

4. У имён существительных 1 склонения в предложном падеже пишется окончание  -и. (нет)

5. У имён существительных 1 склонения в предложном падеже пишется окончание  -е. (да)

6. У имён существительных 2 склонения никогда не пишется окончание -и. (да)

7. Опорным словом-подсказкой для имён существительных 3 склонения с безударными окончаниями может быть слово степь. (да)


1.Выполни действия и запиши полученные слова.

СОК – ОК + АМ + О +ЛЁТ=___________________

ШП + КО – П + ЛАМ –М =_________________

МАТ – АТ + О + РЕ=__________________

СИК – К  + Р + ЕНИ –И + Ь=___________________

ВО + РОК – К + БЕЙ=___________________

КРО – РО + ОМ + ПОТ=__________________

ЗИ – И + ЕМАГ – АГ + ЛЯ=___________________

СМО – МО + КА +ТЕРП – П + ТЬ =_____________________

Тест.

Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь +, а если нет поставь –.

1. У имён существительных 3 склонения во всех падежах пишется окончание – и. ________

2. У имён существительных 3 склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах. _____

3. Опорным словом-подсказкой для имён существительных 1 склонения с безударными окончаниями может быть слово книга. _______

4. У имён существительных 1 склонения в предложном падеже пишется окончание  -и. _____

5. У имён существительных 1 склонения в предложном падеже пишется окончание  -е. ______

6. У имён существительных 2 склонения никогда не пишется окончание -и. ______

7. Опорным словом-подсказкой для имён существительных 3 склонения с безударными окончаниями может быть слово степь. ________

Миша часто бывает невнимательным на уроках, не всегда пользуется алгоритмом и  поэтому допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию:

Подошли (к чему?) (к степи) к рощи;

снежный бугор быстро образовался (на чем?) (на стене) на крыше сторожке;

шли (по чему?) (по земле) по краю дороге.

- Вы согласны с такой проверкой?

-Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учёл?

- Исправьте ошибки.

Записать слова в три столбика (1скл, 2скл, 3скл):

земля, скатерть, компот, воробей, сирень, море, школа, самолёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа....

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащ...

Диктант по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе". 4 класс

Диктант по русскому языку. Тема: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе". 4 класс. Программа "Школа России" Авт. В.П. Канакина...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе . Тема: " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Учащиеся путём анализа выводят тему урока, ставят цели, создают алгоритм напис...

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе"

учить детей с помощью вспомогательных слов определять склонение имён существительных в единственном числе...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Назначение работы -  оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе», установить соответствие под...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»....