Урок русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Педагогическая цель: создание условия для ознакомления с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица;  совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа» (4 класс «Школа России»)

17.03.2020 г.

Учитель Зеленская Н.В.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица; совершенствовать
умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица; научатся правильно писать предлоги
с местоимениями; определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица; выполнять морфологический разбор слова; делить текст
на части; подбирать заголовок к тексту

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию
с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

 -Спишите личные местоимения без скобок, вставьте пропущенные  буквы. Составьте словосочетание, образованное из глагола и любого местоимения с предлогом.

(к) т_бе, (перед) т_бой,  (с) нами, (у) м_ня. (для) м_ня.

– Прочитайте личные местоимения без скобок. Объясните написание пропущенных букв. Прочитайте словосочетание, образованное из глагола и любого из данных местоимений с предлогом.

Выполняют задание.

К тебе, перед тобой, с нами, у меня, для меня.

Читают словосочетание.

Спросил у меня.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой

Работа со словарным словом.

- Сегодня мы познакомимся  с новым словарным словом – металл.

Запишем пословицу «Металл в огне, а человек в труде познается».

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

– Какое местоимение указывает на лицо, которое говорит о себе? (я)

– Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других? (мы)

– Какие местоимения употребляем, обращаясь  к другому лицу? (ты)

– Какое местоимение употребляем, обращаясь  к нескольким лицам?  (вы)

– Какие местоимения употребляем вместо  существительного, когда сообщаем о чем-либо или о ком-либо? (он, она, оно, они)

– Когда употребляем местоимения «он», «она», «оно»?

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова

– Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями

Принимать

и сохранять учебную задачу.

IV. Объяснение нового

материала

Работа по учебнику стр 60   упр 126

– Рассмотрите таблицу склонения личных место-имений 3-го лица. Четко произнесите падежные формы каждого личного местоимения.

– В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?

– Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений
с предлогами

Делают вывод: если личное местоимение
3-го лица «он» («она», «оно», «они») употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы «н». Не добавляется звук [н’] и буква «н» к местоимению после предлогов «вопреки (ему)», «благодаря (ей)», «навстречу (им)». Предлоги с личными местоимениями 3-го лица пишутся раздельно

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику   упр 127

.– Прочитайте словосочетания. Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.

– В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

– Запишите словосочетания. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений, подчеркните предлог и букву «н»
в местоимениях.

Просить (кого?) его (В. п.) – просить (за кого?)
за него (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?)
к ней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) с ними (Т. п.).

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосно-
вывать свое мнение.

Осуществлять контроль
по результату

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Понимать
на слух ответы одноклассников. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ
с целью нахождения соответствия за-

Работа по учебнику (упражнение 130).

– Прочитайте. Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.

Записывают словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Беспокоился об отце (о нем – П. п.). Одержал победу (ее – В. п.). Увидел салют (его – В. п.). Любовался пейзажем (им – Т. п.). Сделал из металла (из него – Р. п.). Извинился перед товарищем
(перед ним – Т. п.). Спросил у директора (у него/
у нее – Р. п.). Подъехал к вокзалу (к нему – Д. п.). Доверять ученице (ей – Д. п.). Мечтать о путешествиях (о них – П. п.). Дружить с космонавтом (с ним – Т. п.).

Выполняют морфологический разбор слова.

Победу – сущ., что?, нач. ф.– победа, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1-е скл., ед. ч., В. п., дополнение.

– Укажите падеж имен существительных и место-имений.

данному эта-лону. Форму-лировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных ком-
муникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из раз-личных источников

Работа в тетради (задание 77)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите пропущенные формы личных местоимений 3-го лица.

– Подчеркните орфограммы в падежных формах личных местоимений

Выполняют задание  на карточках

Заполняют таблицу.

И. п.

он

она

оно

они

Р. п.

его

ее

его

их

Д. п.

ему

ей

ему

им

В. п.

его

ее

его

их

Т. п.

им

ею

им

ими

П. п.

о нем

о ней

о нем

о них

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Что нового узнали на уроке?

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

– Расскажите об особенностях склонения личных местоимений 3-го лица.

– Как надо писать предлоги с местоимениями?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– Оцените свою работу на уроке с помощью символов. Выберите соответствующий рисунок
и поднимите его.

самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 78 в рабочей тетради,
упражнение 129 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Работа по учебнику упр 128

– Прочитайте. Что обозначает выражение «просто так»? А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?

– Озаглавьте текст. Выделите в нем три части. Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.

– Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж

Записывают текст. Подчеркивают местоимения. Определяют лицо, число и падеж.

ПРОСТО ТАК

    Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л.,
ед. ч., В. п.) с дерева просто так.

    Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его (3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить.

    Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Выполняют морфологический разбор слова.

Женя – сущ., кто?, нач. ф. – Женя, одушевленное, собственное, 1-е скл., м. р., И. п., ед. ч., подле-
жащее

Проводит тест по теме «Личные местоимения».

1. Укажите местоимения 1-го лица:

а) я, вы; б) он, ты; в) я, мы; г) он, она.

2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже:

а) у тебя, у вас; б) у меня, у нас; в) со мной, с нами.

3. Определите, в каком предложении местоимение является подлежащим:

а) У нас в классе есть аквариум.

б) Сегодня он пришёл раньше всех.

в) Девочки вышли с нами на прогулку.

4. Укажите предложения с местоимениями 1-го лица единственного числа:

а) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.

б) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

в) Жук летает над лужком, он устал ходить
пешком.

г) Мы шли, шли, шли, земляничку нашли.

Выбирают правильные ответы, осуществляют
проверку по эталону.

Ключ:

1 – в

2 – б

3 – б

4 – б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

Конспект урока русского языка УМК  "Школа России" учебник Канакина В.П....

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений»...

Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, формирование орфографической грамотности обучающихся.Задачи урокаДидактические...