Технологическая карта урока русского языка"Состав слова. Окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шокурова Екатерина Валерьевна

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Состав слова. Окончание" для 3 класса. Цель урока: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_no1.docx603.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Состав слова. Окончание.

Место урока в разделе

Раздел 7 «Окончание» (3ч)

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

Знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении

Задачи урока

  1. Формировать у учащихся знание об окончании, умение находить его в словах, обоготить словарь детей.
  2. Развивать умение выделять в словах окончание.
  3. Воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • Различать и выделять основные части слова;
  • Отвечать доказательно, аргументировано.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять (П1);
  • отвечать на вопросы (П2);

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • слушать собеседника и вести диалог (Р1).

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий (К1).

 Ученик получит возможность формирования:

  • адекватно воспринимать оценку учителя (Л1);

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Русский язык Полякова А.В., 3 класс.

 Карточки с заданиями

Презентация

Межпредметные связи

 С чтением

Организация пространства

Классно-урочная система

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 Приемы

технологии

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(2-3 мин)

Проверка подготовленности учащихся к уроку

- Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Екатерина Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Встаньте ровно, опустите руки вниз.

-Посмотрите, чтобы всё необходимое лежало у вас на партах.

-Давайте начнём!

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: создание благоприятной атмосферы

Приветствуют учителя

Дети поправляют учебники и аккуратно складывают учебные принадлежности

Понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнять

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Отвечать доказательно, аргументированно

Отвечать на вопросы

Слушать собеседника и вести диалог

Различать и выделять основные части слова

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий

Различать и выделять основные части слова

Адекватно воспринимать оценку учителя

Отвечать на вопросы

2

Актуализация знаний

(3-4 мин)

Актуализация субъектного опыта учащихся

 -Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

-А сейчас, я предлагаю повторить написание букв. Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала твёрдый звук.

- Послушайте загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

-О чем эта загадка?

-Дайте характеристику слову «береза»?

-Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»

-Запишите это слово в тетрадь.

Метод: словесный

Форма: фронтальная, индивидуальная

Прием: беседа, чистописание

Технология:

Информационно-коммуникативная технология (используется презентация

с выведением слогов на слайд).

Технология развития критического мышления (отгадывают загадку и вспоминают  характеристику слова «стадия вызова»).

 Записывают число, классная работа.

Прописывают буквы Бб. Составляют слоги (ба, бы, бо, бу, бэ).

-о березе

-слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных.

Записывают слово в тетрадь.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(3-4 мин)

Организация внимания школьников

Обеспечить мотивацию учения школьников

-Вставьте слово, подходящее по смыслу.  Прочтите, что получилось.                            

_________ называют символом России.

Русь моя, люблю твои _______!

_______ воспета в произведениях  русских поэтов .

О _________ слагали песни.

На _________ распустились почки.

 Под _______  нашли грибок.

-Какие слова написали в карточке?

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Это однокоренные слова?

-Почему?

-Правильно.

-Что меняется у слов?

-Вы знаете, как называется эта часть?

-Эта часть слова называется окончанием.

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цели мы поставим?

-Тогда приступаем к нашему уроку.

Метод: словесный

Форма: фронтальная, индивидуальная

Прием: вопрос-ответ

Работа по карточке

Технология:

технология проблемного обучения

-березу, березы, о березе, на березе, под березой.

- Они одинаковы.

-Нет

-Они имеют одно лексическое значение

-Последняя часть слова

-Нет\да

 - «Окончание. Что такое окончание?»

-Научиться находить окончание, выделять его в словах

4

Первичное усвоение новых знаний

(2-3 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материал

а

-Откройте страницу учебника 69 и посмотрите на рамочку, прочитайте правило.

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и по очереди расскажите правило своему соседу по парте.

-Посмотрите на доску и прочтите правило. Запомните!
hello_html_m45bb9661.jpg

Метод: наглядный словесный

Форма: фронтальная, индивидуальная

Прием: беседа,

Вопрос-ответ

Технология:

технология развития критического мышления (поиск информации по учебнику («стадия осмысления»

-часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении, называется окончанием.

-Часть слова

- Для связи слов в предложении

Рассказывают правило

Читают

 

5

Первичная проверка понимания

(6-8 мин)

Установить правильность изученного материала

-Давайте с вами проверим полученные знания об окончании. Упражнение 118 с. 69.  

(страница учебника представлена ниже)

-Кто назовет мне глаголы, с которыми связано слово роща?

-Выпишите слова роща, выделите окончание

-Как определили окончание?

-Ребята, сейчас, поработаем в паре. Упражнение 122 с. 70.

(страница учебника представлена ниже)

-Для примера: что? Карандаши (мн.ч). Какие? Цветные. Что мы запишем в тетрадь?

-Не забывайте, что выделять окончание и в существительном, и в прилагательном.

-Проверим (несколько учеников зачитывают свои словосочетания)

Метод: словесный

Форма: работа в парах

Прием: работа с учебником

Технология:

сотрудничества (работа в парах)

 

-(роща) зеленеет, течет (около рощи), ведет (к роще), пошли (в рощу), начинается (за рощей), нашли (в роще).

- роща ,(около) рощи, (к) роще  , (в) рощу , (за) рощей   , (в) роще  .  

-Что изменилось, то и окончание.

-Цветные карандаши

Например: голубые книжки , уличные фанари , старые блакноты , деревянные ложки и т.д.

Физкультминутка

Видео с физкультминуткой

Повторяют упражнения

6

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний по новому материалу

-Ребята, предлагаю вам выполнить интересное задание на карточке. (самостоятельная работа)

(карточка представлена ниже)

 1задание.

 Выделите в словах окончание:

Поле, грибы, перевозка, травка, выставка, дачники.

 2 задание.

 Вставьте в текст окончания. Выделите их.

                                             Осень.

  По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног….   листва. Ещё цветут последние цвет…   Но верхушк… берез уже оголились. Облетели листочк….      с ивы  .

Карточки собираются по рядам и сдаются учителю на проверку.

Метод: словесный

Практический Форма:

Фронтальная индивидуальная

Прием:  самостоятельная работа

 

Выполняют задание на карточках

7

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(2-3 мин)

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния.

-Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

-Какую цель ставили на уроке?

-Нам удалось достичь цели?

-Какие задания в этом помогли?

-Кто мне скажет, что такое окончание и для чего оно служит?

-У кого возникли затруднения? Почему?

-На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание.

-Оцените работу на уроке с помощью нашего светофора.

Зеленый – все было понятно, могу помочь одноклассникам. Желтый – есть вопросы. Красный – нужна помощь учителя.

-Спасибо за урок. Самым активным я поставила оценки. (комментирование оценок)

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: рефлексия

Технология: оценивания учебных достижений,

технология развития критического мышления (ответы на вопросы «стадия рефлексии»).

-узнать о такой части слова, как окончание

-да

- работа по карточкам, упражнения в учебнике

-часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении, называется окончанием.

Ответы детей

Оценивают работу на уроке

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Узнать и осознанность выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

  1. Правило. Кто напомнит на какой странице?

- Прочитайте правило

  1. Упражнение на странице 70 №123

- Нашли?

-Прочитайте 1 задание

-Какие существительные вы будете искать? В чем их особенность?

-Приведите примеры:

- Прочитайте 2 задание.

-Чем различаются эти слова?

-Вам нужно выписать эти слова в тетрадь и выделить окончание

3. Задание со звездочкой: придумать небольшой текст (3-4 предложения), так чтобы в нем присутствовали существительный, которые обозначают одни и те же предметы. Выделить окончание этих существительных.

-Все поняли?

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: виды домашнего задания

Технология: разноуровневого обучения

- страница 69

-часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении, называется окончанием.

-да

- Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, которые обозначают одни и те же предметы.

- они будет написаны одинаково, только окончанием различаться.

- улица, на улице, улицей

Читают 2 задание

-окончанием

- да/нет

_______________  называют символом России.

Русь моя, люблю твои ____________!

_____________  воспета в произведениях  русских поэтов .

О _____________ слагали песни.

На _____________ распустились почки.

 Под ___________  нашли грибок.

1задание.

 Выделите в словах окончание:

Поле,       грибы,      перевозка,     травка,     выставка,      дачники.

 

2 задание.

 Вставьте в текст окончания. Выделите.

Осень.

  По земл…  шагает осень. В лес…  тишина. Шуршит под ног….   листва. Ещё цветут последние цвет… .    Но верхушк…  берез уже оголились. Облетели листочк….    с ивы  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Окончание как часть слова».

Цель урока: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в формообразовании, умения находить и выделять окончания в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Соз...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание личных окончаний в слове брить» (УМК системы Эльконина - Давыдова, 3 класс)

Цель урока: формирование представления о правописании личных окончаний в слове брить.  Задачи урока:Дидактические:Вспомнить особенности глаголов второго спряжения;Установить правило правописания ...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова: обобщение" 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Состав слова: обобщение...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Повторение» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизация знаний у обучающихся о составе слова (приставка, корень, суффикс, основа, окончание).Задачи урокаПланируемые резуль...