Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Повторение» (УМК «Перспектива», 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Истомина Валерия Викторовна

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний у обучающихся о составе слова (приставка, корень, суффикс, основа, окончание).

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Систематизировать знания у обучающихся о составе слова;

2. Обобщить знания об окончании, приставке, корне, суффиксе, основе как о частях слова.

 

Предметные:

1. Уметь разбирать слово по составу;

2. Знать части слова (приставка, корень, суффикс, основа, окончание).

Развивающие:

1. Развивать каллиграфический навык с помощью минутки чистописания;

2. развивать мышление на основе работы с моделями слов.

Личностные:

1. Развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

2. Ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в своей учебной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать чувство уважения к сверстникам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 17.03.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2-1

Урок: 1

Студент: Истомина Валерия Викторовна

Группа: 33

Учитель: Новикова Елена Андреевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 8:00-8:40

Кабинет: 223

Тема урока: «Состав слова. Повторение»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний у обучающихся о составе слова (приставка, корень, суффикс, основа, окончание).

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Систематизировать знания у обучающихся о составе слова;

2. Обобщить знания об окончании, приставке, корне, суффиксе, основе как о частях слова.

Предметные:

1. Уметь разбирать слово по составу;

2. Знать части слова (приставка, корень, суффикс, основа, окончание).

Развивающие:

1. Развивать каллиграфический навык с помощью минутки чистописания;

2. развивать мышление на основе работы с моделями слов.

Личностные:

1. Развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

2. Ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в своей учебной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать чувство уважения к сверстникам.

УМК: «Перспектива», учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 2ч./Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. - М.: Просвещение, 2014.-Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности к включению в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Викторовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сядьте тихонько те, у кого светлые волосы. А теперь у кого тёмные.

- Сейчас я прочитаю вам цитату русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» 

- Как вы думаете, о чём она?

- Всё верно. И эта цитата относится к нашему уроку, ведь сейчас урок русского языка.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос.

- Это цитата о том, что нужно беречь наш язык, потому что только он может рассказать об истории нашего народа.

УУРД:  Принимать и сохранять учебную задачу.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа

П: подводящий диалог

Внешний контроль

М: репродуктив-

ный

П: минутка чистописания

 Организует повторение пройденного материала.

- Давайте сейчас проведём минутку чистописания. Открывайте тетради, записывайте число, классная работа. Сегодня 17 марта. Обратите внимание на то, как вы сидите. Ноги стоят на полу, спина прямая, тетрадь под наклоном. Пишите красиво, правильно.

- Посмотрите на экран. Что вы видите? (на экране слоги: чу, ко, ап, рень, ни)

- Верно. Давайте прочитаем их хором все вместе, три, четыре.

- Хорошо. Теперь пропишите эти слоги на одной строке через запятую, первый слог с заглавной буквы. Кто закончил – поставьте руку на локоток, чтобы я видела вашу готовность.

- Из этих слогов можно составить одно слово, которое связано с темами, изучаемыми вами на уроках русского языка. Вы догадались, какое?

- Верно. А что такое корень слова?

- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте слово погремушка полушёпотом.

- Я выделила части этого слова.

- Корень мы уже повторили. Какие другие обозначения вы видите?

- Верно. Как их можно назвать одним определением?

 - Да, как я уже сказала, вы их знаете, сегодня мы будем только повторять.

Отвечают на вопросы.

- Мы видим слоги.

Читают хором за учителем.

- Чу, ко, ап, рень, ни.

- Корень.

- Корень – главная часть слова. В нём заключается основное значение слова.

- Корень ⁀

Читают слово полушёпотом.

- Приставка, суффикс, окончание.

- Части слова.

УУПД: Устанавливать причинно-следственные связи.

УУРД: Принимать и сохранять учебную задачу.

УУКД:  Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

Проектор с презентацией

Рабочие тетради

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальный

М: беседа

П: постановка темы

М: моделирова-

ние

П: составление плана

Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Тогда какая тема сегодняшнего урока?

- Верно. С помощью вспомогательных слов составьте цели урока. (на экране слова: мы вспомним…; мы повторим…)

Совместно с обучающимися составляет план урока.

- Посмотрите на план урока. Что с ним не так?

- Да. Попробуйте составить верный план урока.

Верный план:

  1. Вспомним необходимые знания.
  2. Закрепим полученные знания о составе слова.
  3. Выполним самостоятельную работу.
  4. Подведём итоги.

- Верно. Возьмите карточки с планом урока. Это ваши карты успеха, с ними мы будем работать на уроке.

- После того, как выполним пункт плана, мы будем ставить галочку, если всё выполнено верно, плюс, если в заданиях были ошибки, и минус, если ничего не получилось.

Формулируют тему и цель урока.

- Повторение состава слова.

- Мы вспомним из каких частей состоит слово.

- Мы повторим корень, суффикс, окончание и приставку.

- Он составлен неверно.

- Вспомнить необходимые знания, закрепить полученные знания о составе слова, выполнить самостоятельную работу, подвести итог.

УУРД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

УУКД: Допускать возможность существования у людей разных точек зрения.

Проектор с презентацией

Обобщение и систематизация знаний и  умений

(20 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Ф: фронтальная.

М: беседа.

П: учебный диалог

Внешний контроль

Ф: парная

М: упражнение

П: составление алгоритма

Ф: групповая

М: моделирова-

ние

П: подбор слов

Взаимоконтроль

Повторение и структуризация знаний.

- Какой пункт плана вы уже выполнили?

- Да. Мы можем отметить его галочкой.

- У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку №1. Прочитайте задание.

- Что вам нужно сделать?

- Да. С чем вы соедините корень?

- Кто не согласен?

- Это верный ответ. Что такое окончание? Кто не согласен?

- Кто не согласен?

- Это верно. Что такое суффикс?

- Кто не согласен? Это верно.

- Что такое приставка?

- Кто не согласен? Это верно.

- В чём отличие приставки и суффикса? Ведь эти две части служат для образования слов.

- Верно. Возьмите карточку №2. Она одна на пару. Следовательно, сейчас вы будете работать в паре. Но для начала давайте вспомним правила работы в паре и группе.

- Верно.

- Прочитайте задание.

- В парах составьте верный алгоритм, на прочерках поставьте цифры в порядке действий. На задание у вас 3 минуты.

- Сейчас одна пара прочитает алгоритм, который они составили.

-Какая пара не согласна?

- Молодцы.

- Сейчас вы будете выполнять задание в четвёрках. Правила работы мы уже повторили, поэтому можете разворачиваться друг к другу и я вам выдам карточки.

- Прочитайте задание.

- Давайте повторим. Из каких частей состоит первая схема?

- Верно. Из каких частей вторая?

- Верно. И третья?

- Всё правильно. Можете приступать к заданию, на его выполнение у вас пять минут.

- Давайте проверим. Одна группа с первого ряда назовите слова, которые относятся к первой схеме.

- Какая группа не согласна? Всё верно.

- Какой корень и окончание в этих словах?

- Теперь одна группа со второго ряда назовите слова, которые относятся ко второй схеме.

- Вторая группа назовёт части слова.

- Одна группа с третьего ряда назовите слова в третьем столбике.

- Вторая группа назовёт части слов.

- Молодцы.

Отвечают на вопросы.

- Вспомним необходимые знания.

- Соедини стрелками.

- Нам нужно соединить

стрелками часть слова и его понятие.

-  Корень – общая часть родственных слов.

- Окончание - часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении.

-Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

- Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

- Приставка стоит перед корнем, а суффикс после.

- Не перебивать друг друга, уважать чужое мнение, советоваться, слушать всех.

- Составь алгоритм разбора слова по составу.

- Прочитай слово, измени его и выдели окончание, подбери однокоренные слова и выдели корень, выдели приставку, выдели суффикс.

- Распредели слова, в зависимости от их состава

- Из корня и окончания.

- Из корня, окончания и суффикса.

- Из суффикса, корня, окончания и приставки.

- Глаза, зима жёлтые, море

- Корни: глаз, зим, жёлт, мор; окончания: а, а, ые, е.

- Бумажный, зимушка, тканевый, травинка.

- Корень: бумаж, зим, ткан, трав; окончания: ый, а, ый, а; суффиксы: н, ушк, ев, инк.

- Пришкольный, наклейка, погрузка, заморозка.

- Корень: школь, клей, груз, мороз; окончание: ый, а, а, а; суффикс: н, к, к, к; приставка: при, на, по, за.

УУПД: Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

УУРД: Адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи.

УУРД: Договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

УУПД: Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

УУРД: Адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи.

УУРД: Договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

УУПД: Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

УУРД: Адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи.

УУРД: Договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Динамическая пауза

Мы отправились гулять (шагают на месте)

Грибы - ягоды искать

Светит солнце в вышине (смотрят вверх)

Вот грибок растёт на пне (смотрят вниз)

Слева ель растёт – старушка (смотрят влево)

Справа сосенки – подружки (смотрят вправо)

Где вы, ягоды, ау! (глазами по часовой стрелке)

Всё равно я вас найду!

Выполняют физминутку.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: индивидуальная

М: упражнение

П: самостоятельная работа

Взаимоконтроль

Организует начало самостоятельной работы обучающихся.

- Ребята, какой пункт плана мы сейчас выполнили?

- Верно. А сейчас вы поработаете самостоятельно. Возьмите карточки №4 и подпишите их в верхнем правом углу.

- Прочитайте задание про себя. Кому не понятно?

- На работу у вас 4 минуты, можете приступать.

Организует взаимопроверку обучающихся.

- Заканчиваем работу. В парах обменяйтесь карточками посмотрите на экран. По этому эталону проверьте работы друг друга.

- Если всё правильно – закрасьте 5 звёзд, если есть 1-3 ошибки – 4, если 4-5 ошибок – 3.

- У кого 4 или 3? Где вы ошиблись?

- В следующий раз, я надеюсь, вы не допустите ошибок.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Верно. Осталось выполнить последний пункт.

Отвечают на вопрос.

- Закрепим полученные знания.

Выполняют самостоятельную работу.

1. +     6. -

2. +     7. +

3. +     8. +

4. -      9. -

5. +    

Проводят взаимоконтроль.

- Выполним самостоятельную работу

УУПД:  Устанавливать причинно-следственные связи.

УУРД: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

УУКД:  Формулировать собственное мнение, позицию.

Карточка №4

Проектор с эталоном проверки

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальный

М: беседа

П: оценка деятельности

Организует предметную и эмоциональную рефлексию.

- Какова была тема урока?

- Верно. Какие цели мы ставили на урок?

- Верно. Что такое суффикс?

- Верно. Кто напомнит, чем отличается суффикс от приставки?

- Правильно. Сейчас возьмите паровозы, которые лежат у вас на партах. В соответствии с заданиями, в каждом вагоне закрасьте результат своей работы: зелёным, если у вас всё получилось, жёлтым, если были ошибки, красным, если ничего не получилось.

- У кого все вагоны зелёные?

- У кого один жёлтый?

- У кого один красный?

- Спасибо вам за урок, вы большие молодцы!

- Повторение состава слова

- Вспомним из каких частей состоит слово.

- Повторим корень, суффикс, окончание и приставку.

- Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

-  Приставка стоит перед корнем, а суффикс после.

Оценивают себя.

УУРД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

УУКД:  Формулировать собственное мнение, позицию.

Презентация

Паровозы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро! #ffbbaaff #dd7e6bff #fdbd98ff #e06666ff #ff6c6cff #ffe599ff

Слайд 2

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 5

Тема урока: Повторение состава слова Цели урока: Мы вспомним… Мы повторим…

Слайд 6

Тема урока: Повторение состава слова Цели урока: Мы вспомним, из каких частей состоит слово. Мы повторим корень, суффикс, окончание и приставку.

Слайд 7

Выполним самостоятельную работу. Вспомним необходимые знания. Подведём итоги. Закрепим полученные знания о составе слова. 1 2 3 4 План урока

Слайд 8

Выполним самостоятельную работу. Вспомним необходимые знания. Подведём итоги. Закрепим полученные знания о составе слова. 1 2 3 4 План урока

Слайд 10

1. Прочитай слово 2. Измени его и выдели окончание 3. Подбери однокоренные слова и выдели корень 4. Выдели приставку 5. Выдели суффикс Проверка

Слайд 12

Глаза Зима Жёлтые Море

Слайд 13

Бумажный Зимушка Тканевый Травинка

Слайд 14

Пришкольный Наклейка Заморозка Погрузка

Слайд 16

Выполним самостоятельную работу. Вспомним необходимые знания. Подведём итоги. Закрепим полученные знания о составе слова. 1 2 3 4 План урока

Слайд 18

Проверка 1. + 2. + 3. + 4. - 5. + 6. - 7. + 8. + 9. - Всё правильно 1-3 ошибки 4-5 ошибок

Слайд 19

Выполним самостоятельную работу. Вспомним необходимые знания. Подведём итоги. Закрепим полученные знания о составе слова. 1 2 3 4 План урока

Слайд 20

Тема урока: Повторение состава слова Цели урока: Мы вспомним… Мы повторим…

Слайд 21

Тема урока: Повторение состава слова Цели урока: Мы вспомним из каких частей состоит слово. Мы повторим корень, суффикс, окончание и приставку.

Слайд 22

Выполним самостоятельную работу. Вспомним необходимые знания. Подведём итоги. Закрепим полученные знания о составе слова. 1 2 3 4 План урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 классЦели занятия:* создать условия для комплексного повторения правописания слов, разбора слов по соста...

Технологическая карта урока русского языка"Состав слова. Окончание"

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Состав слова. Окончание" для 3 класса. Цель урока: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложен...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...

Технологическая карта урока русского языка "Связь слов в предложениях" (2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: Совершенствование знаний обучающегося о главных и второстепенных членах предложения.  Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1.Обобщить и систематизир...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова: обобщение" 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Состав слова: обобщение...