Технологическая карта урока русского языка "Состав слова: обобщение" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сухопарова Дарья Владимировна

«Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Состав слова: обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (русский язык)

Программа, автор (ы)

«Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина

Класс

3

Раздел (содержательная линия)

Состав слова.

Тема урока

Состав слова: обобщение

Цели урока

1.      Закрепить знания учащихся о составе слова.

2.      Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, умение правильно разбирать слова по составу.

Основное содержание урока

Определение наличия проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. Рациональная организация работы всех учащихся и повторение объёма учебного материала. Повторить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; повторить алгоритм разбора слова по составу; совершенствовать умения выделять части слова; способствовать развитию орфографического навыка.

Термины и понятия

«приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «основа»

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

 - различать и выделять основные части слова,

- формулировать словообразующую роль каждой части слова,

-  объяснять причины изменения формы слова,

-  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

- знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; 

- умение выделять части значимые слова;

- выполнять разбор слова по составу.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

- формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Литературное чтение

Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,   рабочая тетрадь, проектор, презентация к уроку.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа:

Педагогические задачи:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемый результат:

I.Самоопределение к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети здороваются с учителем, садятся на свои места.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

II.Актуализация знаний

Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий.

- Ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь друг другу, настройтесь на хорошее настроение и на продуктивную работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания:

Сс   со су са си сы се

- Сначала подготовим наши руки к труду.

- Определите букву, которую сегодня будем писать:

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

- запишите согласную букву в паре с гласными, сформулируйте критерии работы.

Открывают тетради, записывают число, проводят минутку чистописания.

Буква «с».

Безотрывность, правильная высота букв, правильный наклон и соединение.

Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи

Формирование темы урока, определение цели

- Ребята, давайте определим тему урока. Отгадайте зашифрованное слово: ОТСВСА

- Слово состав имеет несколько лексических значений. Вы, знаете эти значения?

-Мы на уроке русского языка, какой состав может нас интересовать?

- Правильно. Назовите тему нашего урока.

- Вы впервые знакомитесь с этой темой?

- Тогда какую цель можем поставить?

- Итак, сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о частях слова, закрепим умение разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.

Состав.

Обучающиеся приводят пример: лекарственный состав, состав поезда, состав команды и т.п.

Состав слова.

Тема урока: Состав слова.

Нет, ранее изучали.

Пповторить и обобщить всё, что знаем о частях слова, закрепить умение разбирать по составу.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Предметные:

 - различать и выделять основные части слова,

- формулировать словообразующую роль каждой части слова,

-  объяснять причины изменения формы слова,

-  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

- знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; 

- умение выделять части значимые слова;

IV.Работа по теме урока

Закрепление полученных знаний

- Какие части слова вы знаете?

- Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете. Отвечайте хором, быстро.

1. Часть слова, служит для связи слов в предложении называется...

2. Общая часть родственных слов называется…

3. Часть слова, которая стоит после корня, служит для образования новых слов…

4. Часть слова без окончания называется …

5. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется…

- Молодцы! Какие роли выполняют части слова: разные или одну?

- Над этим затруднением мы и будем работать, обобщив знания о составе слова.

-Составим план работы над затруднением.

-А сейчас мы проведем с вами небольшую индивидуальную работу.

- Проверьте выполненное задание.

- Какие слова встретились в предложении? Что вы знаете о корне?

Проверка: 2 обучающихся выписывают пары однокоренных слов и комментируют написанное.

- Поставьте + на полях тетради те, чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.

-Молодцы!

Словарная работа.

(На слайде рядом со словарными словами картинный словарный ряд для визуального восприятия трудных слов.)

-Ребята, что вы можете сказать о словах, написанных на слайде?

Ш.ссе, м.тро, п.льто, рад.о. (неизменяемы, имеют непроверяемую безударную гласную)

- Кто даст лексическое значение слова «метро»? в случае затруднения, к чему будем обращаться? (к толковому словарю)

- Запишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

- Самопроверка.

- К словам метро и шоссе подберите подходящие по смыслу прилагательные и свяжите их грамматически.

- Проверьте выполненное задание и оцените свою работу.

-Уточним, как надо выполнять задание в парах? -Какие правила коллективной работы

вы знаете?

в) Работа над значением и правописанием окончаний.

- Что вы знаете об окончании?

- Работаем в парах.

-Соедините слова левого и правого столбика по смыслу, вставляя окончания существительных

собирали

на неб…

сияет

в рек…

плавает

на окн…

услышал

гриб…

летает

по ради…

стоит

над земл…

- Какое словосочетание лишнее? Почему?

- Какую роль играет окончание?

Взаимопроверка.

- Поднимите руки те, чья пара не допустила ни одной ошибки, поставьте + на полях тетради.

Работа над значением приставок и суффиксов. (работа у доски с карточками -морфемами)

Работа по вариантам

1 вариант

2 вариант

школа

Бежать

 

 

- Подберите однокоренные слова.

- Какие слова подобрали?

-Чем они различаются?

-

 Какую роль выполняют суффиксы и приставки?

- Откройте учебник на стр.100, упр.1.

Прочитайте задание.

- Как найти в словах указанные части слова?

- Нарисуйте схемы этих слов.

- Проведите разбор слова по составу.

- Почему этот способ разбора самый удобный?

-Если другой путь? Кто шёл другим путём?  

Проверка возле доски.

Пприставка, корень, суффикс, окончание.

Окончание.

Корнем.

Суффикс.

Основой.

Приставка.

Одну.

1.     Роль корня.

2.     Роль окончания.

3.     Роль приставок и суффиксов.

4.     Подведение итогов.

Индивидуальная работа. Списывают предложения с карточки, вставляя пропущенные буквы.

Главная часть родственных слов, в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Выдаётся карточка с заданием:

1.     Запиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни орфограммы:

Ш.ссе, м.тро, п.льто, рад.о.

2. К словам метро, шоссе подбери из предложенных подходящие по смыслу прилагательные и свяжи их грамматически (скоростное, волшебное, старинное, популярное, безымянное, безлюдное).

3. Проверь выполненное задание по образцу и оцени свою работу. (Самопроверка по образцу)

Договариваться.

Называют правила.

Служит для связи слов в предложении.

собирали

грибы

сияет

над землей

плавает

в реке

услышал

по радио

стоит

на окне

летает

в небе

Услышал по радио, неизменяемое, не имеет окончания.

Моделируют новые слова с помощью предложенных морфем.

Суффиксами и приставками.

Помогают образовывать новые слова.

Выполняют задания.

Обучающие формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

 - различать и выделять основные части слова,

- формулировать словообразующую роль каждой части слова,

-  объяснять причины изменения формы слова,

-  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

- знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; 

- умение выделять части значимые слова.

V.Физкультминутка

Отдых детей

-Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку.

Дети выполняют физкультминутку.

VI. Закрепление изученного материала

Закрепить умения обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся: рецензирование ответов учащимися.

- Теперь время самостоятельно работы. Найдите упр.3

- Выпишите слова, разберите по составу и найдите лишнее слово.

1-й ряд выписывает слова под цифрой 1,

2-й ряд – под цифрой 2,

3-й ряд – под цифрой 3.

- Какое было задание? Как ты выполнил его? Какое отличие ты увидел? Как бы ты оценил свою работу?

 

 -Что помогало выполнить задание?

-Давайте его повторим: приложение учебника стр.144

-Хорошо. Поработаем устно. Прочитайте задание упр.7

- А сейчас выполним задание на знание частей слова, хорошо ли вы их усвоили. Задание в виде теста. Правильный ответ записываем соответствующей буквой на одной строке по порядку:

1) Часть слова без окончания называется

Е-корень

У- основа

2) Чтобы найти корень надо

Л- изменить форму слова

М- подобрать однокоренные слова

3) Окончание –это

Н- изменяемая часть слова

П- неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит

И- для образования новых слов

Ы- для образования формы слова

5) Окончание

Х- образует новые слова

К- связывает слова

6) Приставка, корень, суффикс

И- образуют основу слова

Я- не образуют основу слова

Самопроверка. Какое слово получилось?

Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест вы выполнили верно.

С каждого ряда для проверки выходят к доске по одному ученику, записывают слова и выделяют части слова.

Остальные ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга, выставляют оценки.

Алгоритм разбора слов по составу.

Читают правило, запоминают.

Ученик читает задание.

У

М

Н

И

К

И

Умники.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

 - различать и выделять основные части слова,

- формулировать словообразующую роль каждой части слова,

-  объяснять причины изменения формы слова,

-  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

- знакомство с алгоритмом разбора слова по составу; 

- умение выделять части значимые слова.

VII.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока,

определение достижений обучающихся на уроке.

-Итак, ребята, давайте подведем итог.

-Какой была тема нашего сегодняшнего урока? Какие цели для себя мы ставили на занятии? Достигли ли мы их?

-Назовите ключевые слова урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

- Какие части слова встречались на уроке?

- Какая часть самая важная?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Что служит для связи слов в предложении?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?

-Запишите домашнее задание на следующий урок: раздаточный материал (карточки на разбор слова по составу)

Отвечают на вопросы.

«Смайлики»: выбрать лицо: весёлое, грустное, нейтральное- по настроению.

Рефлексия по содержанию учебного предмета.

Личностные:

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Список использованной литературы:

  1. Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
  2. Методическое пособие УМК «Школа России, 1-4» В.П. Канакина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме :Состав слова.Корень слова.

Урок русского языка (ОС "Школа России") по учебнику В.П.  Канкиной, В.Г. Горецкого с   использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова"

Урок моделирования и преобразования модели. По характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый. По способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, сло...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...