Разработка открытого урока во 2 классе
материал по русскому языку (2 класс)

Загидуллина Халида Габдулахатовна

План-конспект открытого урока во 2 классе на тему " Образование слов при  помощи суффиксов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

 во 2 классе.

Загидуллина Халида Габдулахатовна,

учитель начальных классов, стаж-35 лет

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель урока:   Научить образовывать новые слова при помощи    

                          суффиксов.

 Задачи:   

1.Показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования  новых слов,  отрабатывать правописание слов с ними.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;

3. Воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты.

  • уметь выделять суффикс в слове;
  • определять значения суффиксов;
  • уметь действовать по алгоритму и по образцу.

Предметные

  • формировать умения  выделять суффикс в слове;
  •   уметь образовывать слова с помощью суффиксов;
  • определять значения суффиксов;
  • обогащать словарный запас учащихся;

Метапредметные: 

  • составлять слова из заданных элементов;
  • наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффикса;
  • способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. 

Личностные: 

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • формировать ценностное отношение к совместной деятельности.

Методы обучения:  деятельностный

 Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к предмету, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование:  1.  Мультимедийное оборудование     (компьютер, проектор, экран )

                             2. Учебник С.В.Иванова «Русский язык. 2 кл.»

                                 (УМК « Начальная школа XXI века»)

                         3.  Карточки с заданиями.                                

                                                    Ход урока:

  1.   Организационный момент.

  - Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости.       Мы рады нашим гостям.

     -Давайте настроимся на работу. Пусть урок принесёт вам радость познания! Успехов вам и удач!

                        Снеговик стоит на горке,

                              Нашу зиму сторожит.

                              Никуда  зима  зимою

                              От него не убежит.(СЛАЙД)

  -Сегодня на уроке мы с вами тоже слепим снеговика,  но   будет он  необычным.  А каким, узнаете в конце урока.

   -  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Тетрадь с наклоном положу,

                                           Ручку правильно держу, 
                                         
Сяду прямо, не согнусь, 
                                         
За работу я возьмусь. (СЛАЙД)

  1. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме «Суффикс».

    Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку:

                                                 Бел ,а  не сахар

                                                 Без ног , а идёт. (снег) (СЛАЙД)

- Кто догадался, какую буквы мы будем писать на минутке чистописания?

- Верно, сегодня на уроке мы будем писать букву с и соединения с нею.

Сс си сл сэ ос св

     И  пишем слово снег

  1. Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».

- Если снег маленький, как мы его назовем? (снежок)

- А если их много? (снежинки)

- А если снежинок много, то  образуются сугробы. Они какие? ( снежные)

- А если на этих сугробах снег лепкий? Что любят дети лепить? (снеговика)

- Какие слова получились?

( снежинки, снежные, снежок, снеговик)

- Как называются эти слова? 

-Вставьте в предложения подходящие по смыслу однокоренные слова  с корнем снег

  (СЛАЙД)

С неба тихо падали ______________________ .

Под окнами намело ____________________   сугробы.

Под ногами весело скрипит _________________ .

На дорогах образовались _________________________  заносы.

- Что можете сказать о данных словах (родственные, одинаковый корень)

- А что такое родственные слова?

- С помощью чего были образованы новые слова?

-Как найти в слове суффикс ?

- Для чего же служат суффиксы? (суффиксы служат для образования новых слов) (Суффиксы имеют значение)

- Какие значения имеют суффиксы?

Дети называют суффиксы и определяют , какое значение имеют они.

-Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока.  (Образование слов при помощи суффиксов) (СЛАЙД)

-А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался?

-Образование слов при помощи суффикса называется – суффиксальным.

(СЛАЙД)

-Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

-Будем учиться  образовывать слова суффиксальным способом.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

 

( Музыкальная физкультминутка « Мы играем в снежки»)

4. Работа с учебником. .

  - Откройте учебник , с.133  

 - Сегодня  работаем в разделе «Как устроен наш язык».

  Прочитаем  рубрику « Тайна языка»

  -Выполним упражнение 2.

  - Прочитайте задание (читает ученик)

  -От данных слов  образуйте прилагательные    суффиксальным способом.

  Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.

 (Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый) (СЛАЙД)

Вывод: с помощью суффиксов можно образовать от существительных имена прилагательные. (СЛАЙД)

         

5. Работа  по образованию слов при помощи суффиксов.

(СЛАЙД)

 Задание. От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса  -б-.      Выделите корень и суффикс в словах.

                  просить + б = просьба

                 

                  дружить

                  ходить

                  косить

                  стрелять

Проверка           Дружить + б = дружба

                             Ходить  +б = ходьба

                             Косить  + б =  косьба

                              Стрелять +б = стрельба   (СЛАЙД)

- На какой вопрос отвечают новые слова?

              -  Как называются такие слова?

ВЫВОД: с помощью суффиксов можно от глаголов образовать существительные и наоборот.

- Определите, от каких корней и при помощи какой части слова образованы данные слова. Отметь эту часть слова.

корень + суффикс =каменщик

корень + суффикс =сосновый

корень + суффикс=избушка

(Ответы детей)

ВЫВОД: с помощью суффиксов можно от существительных образовать существительные.

6.Обобщение и систематизация знаний.

-Подведём итоги нашего урока.

1)Суффикс – это …..(часть слова)

2)Суффикс служит…( для образования  слов разных частей речи)

3) Суффикс стоит……( после корня)

4) Суффикс имеет……( значение, придаёт словам разные смысловые оттенки)

5)Понимаю……………( что такое суффикс)

6)Умею………………….( находить суффиксы в словах)

7)Знаю………………….(как называется способ образования слов при помощи суффикса)

(СЛАЙД)

7. Рефлексия.

- Проверим как вы оценили свою работу. (СЛАЙД)

(Дети поднимают зелёный, жёлтый, красные кружочки)

   -Молодцы ребята! Вы  хорошо потрудились,  а самое главное – слепили вот такого замечательного снеговика. Посмотрите.

  -А теперь прочитаем стихотворение на доске и получаем домашнее задание от  нашего Снеговика.     

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

-До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Разработка открытого урока по английскому языку в 4 классе по теме "Home"

Разработка открытого урока. На уроке используются различные виды деятельности. Урок проводится в форме игры путешествия, а так же прилагается презентация....

Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "

Создать условия для знакомства  детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...

Методическая разработка открытого урока "Воспитание физический качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством настандартных уроков.

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством нестандартных уроков» предназначен для организации и прове...