Уроки русского языка в 3 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Кобец Елена Анатольевна

В этом разделе вы найдёте уроки по русскому языку 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 82.docx14.97 КБ
Файл znachenie_suffiksov.docx16.7 КБ
Файл izlozhenie.docx13.21 КБ
Файл sochinenie_po_kartine_rylova.docx13.51 КБ

Предварительный просмотр:

82.Тема:  Имя существительное и его роль в речи

Цель: познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.).

                               Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников зачитывают свои рассказы.)

—  Какие части речи вы употребили в тексте?

III. Актуализация знаний

—  Выпишите из текста имена существительные.

Праздник леса

Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.

—  Чем отличается имя существительное от других частей речи?

IV. Самоопределение к деятельности

Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.

—  О какой части речи говорится в стихотворении?

—  Сформулируйте тему урока.

—  Прочитайте на с. 7, чему мы будем учиться.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 8).

—  Прочитайте стихотворение.

—  О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?

—  Найдите в тексте имена существительные. Назовите их.

—  Какую роль они выполняют?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Что такое имя существительное?

—  Что обозначают имена существительные?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 9 (с. 9).

—  Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.

—  Выполните задание.

—  Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

—  Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

2. Работа со словом из словаря

—  Отгадайте загадку.

Он в прибрежном океане Туч касается крылом. Развернётся над лугами, Отливает серебром. (Самолёт.)

—  Найдите слово самолёт в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

—  Что вы можете сказать об этом слове? (Это сложное слово.)

—  Из каких корней состоит это слово?

—  Составьте предложение со словом самолёт, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

  1. Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 9).

—  Прочитайте слова.

—  Сколько значений имеют эти слова?

—  Значения каких слов вы можете объяснить?

—  Прочитайте значения слов шахматы и журавль.

—  К какой части речи относятся эти слова?

—  Выполните письменное задание к упражнению.

VIII. Рефлексия

—  Разделите слова на две группы.

Рассказ, лошадь, топор, квартира, собака, деревня, воробей, мальчик, магазин.

—  По какому признаку вы разделили слова на группы? (Одни отвечают на вопрос кто?, другие — на вопрос что?)

—  Что называется именем существительным?

—  Приведите примеры имён существительных. Что обозначает каждое из них?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 11 (с. 10).



Предварительный просмотр:

Тема:  Значения суффиксов

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

                                    Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

—  Что такое суффикс? Для чего он служит?

—  Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

—  Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий,

—  Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», — писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал -ик-.

Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

— Тортище, — сказал -ищ-.

Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

—  Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

—  Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

—  Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ— суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

—  Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

—  Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? {Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

—  Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.) Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

—  С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

—  Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

Работа по учебнику  

Упр. 169 (с. 91).

—  Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

—  Прочитайте суффиксы в рамочке.

—  Найдите данные суффиксы в словах.

—  Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)

—  Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

—  Назовите слова с таким суффиксом.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170 (с. 92).

—  Прочитайте.

—  Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

—  Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 172 (с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

—  Какое значение придают эти суффиксы словам?

 Упр. 173 (с. 93).

—  Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

—  Объясните лексическое значение каждого слова.

—  С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 174 (с. 93).

Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

—  Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

—  А кто помнит мораль басни? Расскажите.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

—  Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

—  Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

—  Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

—  От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

—  Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)

—  Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? (Суффикс.)

2. Игра «Хитрые вопросы»

—  Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ж-.)

—  Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

—  Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

—  Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса ~ёр-

А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?



Предварительный просмотр:

Тема:  Обучающее изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

                                                        Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь.)

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом

(Можно использовать текст упр. 129 (с. 70).)

Как медведь сам себя напугал

Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.

Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!

Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

По Н. Сладкову

—  Понравился вам текст? Что показалось особенно интересным?

—  О ком говорится в этом тексте?

—  Как вы понимаете значение выражения дал стрекача!

—  Почему медведь это сделал?

—  С чего начался переполох в лесу?

—  Расскажите, как всё происходило дальше.

2. Составление плана

Примерный план

1.  Медведь вошёл в лес.

2.  Переполох в лесу.

3. Медведь дал стрекача.

3. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. На доске записаны опорные слова.)

Выпугнул, насторожил уши, дал стрекача.

(Самопроверка.)

VI. Подведение итогов урока

—  Что мы делали сегодня на уроке?

—  Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Записать пять слов с разделительным мягким знаком и пять слов с мягким знаком — показателем мягкости согласного.



Предварительный просмотр:

Тема:  Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Рылова; учить «читать»

           картину;

           воспитывать любовь к природе;

           развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать

           структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая

           связь между его частями и отдельными предложениями.

                                       Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте пары слов, которые вы записали. Назовите суффиксы.

—  Какой оттенок придают суффиксы словам?

(При проведении наблюдений над словами с суффиксом -оват- можно наряду со словами, обозначающими вкус, использовать в качестве примеров и прилагательные, обозначающие цвет (показать для сравнения два листочка бумаги: жёлтый и желтоватый, красный и красноватый и т. д.). Суффикс -оват- придаёт слову оттенок неполноты качества.)

III. Работа по теме урока

1. Рассказ о жизни А.А. Рылова

Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой.

В 1893 г. А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств.

2. Беседа по картине

—  Рассмотрите репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» в «Картинной галерее».

Легко и свободно летят прекрасные белые птицы на своих огромных крыльях. Они словно купаются в голубом просторе. Так же легко и свободно плывут по небу кучевые облака. Этому парящему движению птиц соответствуют и спокойное колыхание волн, и плавное скольжение корабля, который несётся на своих парусах, как птица. Берег не просто обозначен силуэтом. На нём видны скалы, покрытые снегами. Всё это указывает на то, что место действия — далёкий Север.

Картина написана голубыми с зеленоватыми оттенками цветами. Тёмно-голубой цвет воды передаёт глубину моря. Фиолетовые тени на облаках и птицах подчёркивают их освещённость. Поэтому картина вызывает светлую спокойную радость.

—  Какое впечатление производит на вас картина? Что в ней особенно красиво?

(Далее работа по вопросам упр. 177 (с. 94).)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Составление плана

—  Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части? (Три: вступление, основная часть, заключение.)

Примерный план

1. В голубом просторе.

2. Цвет и настроение картины.

3. Моё отношение к картине.

2. Работа над сочинением

(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)

VI. Рефлексия

—  Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

—  Чьё сочинение вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Упр. 171 (с. 92).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...