Урок развития речи Тема: «Азбука общения. Как правильно говорить по телефону»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Конспект занятия по  развитию речи на уроке русского языка в 3 классе, где дети на практике научатся правилам этикета. Дети,разыгрывая сценки, вспомнив произведение К.И.Чуковского "Телефон", проанализировав это стихотворение, поиграв в игру "Отгадай, чей голосок", спев песню "Научись, не глотать слова...", понимают необходимость и важность занятий этикетом.Учащиеся, работая в группах, разбирают хорошо знакомые им жизненные ситуации, при которых следует применить полученные знания,делают вывод, что знать правила общения по телефону помогают договориться, помочь в трудной ситуации, наладить нужные контакты,даже  помириться с другом. Рефлексия деятельности показала, что урок необходим ребятам, интересен и полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_urok_vv.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема: «Азбука общения. Как правильно говорить по телефону»


Цель:

– познакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора;

– научить моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения;

– формировать умения договариваться и общаться друг с другом в условиях игры;

- развивать познавательный интерес.

Оборудование: учебник 3 класс «Русский язык» 2 часть. Авторы: М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – Изд.3е, испр.- М.: Академкнига/Учебник,. Ч.2: 192с.:ил. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках»:Учебн., для учащихся 3 класса /Г.И.Сорокина,И.В.Сафонов,Р.И.Никольская,Н.В.Ладыженская; под редакцией Т.А.Ладыженской-М.:Просвещение, 225с.:ил., аудиозапись стихотворения К.И. Чуковского «Телефон»,песни «Я тебе говорю сперва», презентация «Телефон. Этикет», игрушечные телефоны, машинки «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная машина», опорные слова,  реквизиты для игры (очки, фартуки, платки), раскраска «Телефон».

Ход занятия

Ι. Введение в тему

Формирование УУД:

Развивающих: Совершенствование коммуникативно-речевых, ассоциативных умений общаться с одноклассниками,

Воспитывающих: воспитание навыков умения работать в группе, общаться в условиях игры.

1.Прослушивание аудиозаписи  К.И. Чуковского «Телефон».

2.Анализ произведения.

- Назовите героев стихотворения К.И. Чуковского «Телефон».

- Кто позвонил, обратился за помощью первым?

- Что попросил крокодил?

- Зачем крокодилу нужна дюжина калош?

- С какой просьбой обратились к автору цапли? Почему?

- Что попросили зайчатки?

- С какой просьбой обратились к автору мартышки?

- Как вели себя при телефонном разговоре газели?

- Как автор называет газелей?

- Кто обратился за помощью последним?

- О чём просил носорог?

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

(Сказка – звери говорят; стихотворение – ритм, рифма)

- С какими животными разговаривал по телефону автор? (слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру, носорог)

3.Анализ прослушанного

- Каждый из зверей обращался с какой-то просьбой. Кто что просил? (соединить животного из первого столбика и предмет, который он просил или о котором спрашивал из второго столбика)

Слон                      шоколад

Крокодил              калоши

Зайчатки               перчатки

Мартышки           книжки

Цапли                   капли

Свинья                 соловей

газели                   карусели

кенгуру                квартира Мойдодыра

носорог              спасти бегемота

медведь             спасти моржа

Понравилась ли вам произведение?

II Определение темы, целей урока Познавательные УУД:

1.формируем умение выделять главное в потоке информации;

2. формируем умение осознавать недостаток информации;

3. формируем умение ставить цели для достижения желаемого результата.

-Вы уже догадались о том, что будем обсуждать на занятии? (-Будем говорить о телефоне и правилах общения по нему)

-Какие цели поставим? (-Изучить правила общения по телефону)

ΙΙI Открытие нового знания

Познавательные УУД:

1.формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2. формируем умение осознавать недостаток информации;

3. формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

1.Орфоэпическая пятиминутка

-Прочитайте вслух слова, написанные на доске:

Звонит, позвонит, перезвонит.

-Запомните! Все слова произносите с ударением на окончании.

2- Скажите, для чего изобрели телефон? (-Чтобы общаться, вызвать помощь.)

- Кто знает правила разговора по телефону?

А можно очень долго по пустякам разговаривать по телефону? (-Нет, может кому-то нужно сказать что - важное, или попросить помощи.)

А как надо разговаривать по телефону? (-Вежливо.)

3.Начнем занятие с игры «Отгадай, чей голосок». Проводим игру 3 раза.

- Что помогло вам узнать одноклассника?

-Что вы узнали на прошлом занятии про речь человека?

Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что и позволяет нам отличить её от речи других людей. 

– Легко ли узнать человека по голосу? (-Не всегда.)

4. «Инсценировка». За ширмой слышим невнятный голос человека, в речи которого слышны слова-паразиты, сленги.

-Что вы услышали? Чем занимается человек, находящийся в другом помещении. Кто он?

(дети определяют, что мальчик разговаривал по телефону, так как были определены слова, характерные для этого разговора: «Алло», «До связи». Но не всё было понятно в речи)

5..Звучит песня «Я тебе говорю: «Сперва научись не глотать слова». Дети подпевают.

Вывод: во время разговора с другим человеком надо говорить чётко и разборчиво, не используя слова-паразиты.

 4.Работа по учебнику с.98-99

.Чтение разговора Миши, библиотекаря и автора  по ролям.

–Прочтите только тот отрывок, который рассказывает о содержании разговора Миши с Витей по телефону.

-Почему после того, как Миша положил трубку, библиотекарь  неодобрительно  покачала головой?

-Догадались ли вы, какие ошибки допустил Миша в разговоре с Витей?

-Каков Главный Закон Общения?

-Прочтите предупреждение Летучей Мыши об этом на с.100 учебника.

-Прочтите на экране слова. Что это за слова?

(Это слова вежливости.)

- Для чего их выдели ярким цветом?

(Вежливые слова нужно использовать в разговоре по телефону.)

- Ребята, как вы считаете, с чего надо начинать телефонный разговор? (Слова приветствия. Здравствуйте, добрый день)

Как его вести? (Вежливо, спокойно, не кричать)

Чем заканчивать? (Слова прощания. До свидания, всего хорошего, пока )

На экране появляются слова:

Здравствуйте. Я…

Пожалуйста, позовите …

Спасибо. Извините.

До свидания.
5.Практическая работа в группах.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.

-Распределите для игры роли мама, папа, сын, бабушка, дед. Используйте реквизиты.

Условия игры:

В вашу семью позвонит одноклассник. Кто - то из взрослых поднимет трубку телефона. Начнет разговор.

● Игру начинают дети 1и 2 групп.

Предлагаю позвонить и выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

Слушаем диалог.

Работа над ошибками:

-Верно ли начали разговор?

-Правильно ли закончили?

- Какие вежливые слова должны прозвучать в разговоре?

● Ситуация для второй группы.

… звонит …, чтобы узнать у него пойдет ли он гулять вечером во двор дома.

- Правильно ли, ребята вели разговор?

Физкультминутка

Теле-теле-телефон!

Слышу звон со всех сторон! (Дети поворачиваются вправо, затем влево)

Проводочки протяну, всех вас вместе соберу.

(Дети обнимают друг друга)

Можем вместе поиграть и немного поболтать. (Хлопают в ладоши)

ΙV. Применение нового знания

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенной ситуацией;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение ситуативных ситуаций:

Работа в группах 3: звонки с сообщением о пожаре, вызов скорой помощи, полиции.(На стол каждой из групп ставится соответствующая заданию машинка)

-Выясните, что и как необходимо сообщать в экстренных случаях.

Работа в группах 4

Работа по учебнику. 

Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

– Откройте учебники на с. 39.

– Кто разговаривает по телефону?

– С кем Риторик разговаривает по телефону?

– Продолжаем игру. Составьте диалог: Риторик звонит бабушке и хочет пригласить её и деда на день рождения в субботу.

Задание для 3и 4 групп. Риторика играет ученик из 3 группы, дед и баба из 4 группы.

Риторику (ученик из 4 группы) звонит своему однокласснику ( из 3группы) и интересуется, пойдёт ли он в театр с классом.

Примерный диалог

–Здравствуйте!

– Как ты себя чувствуешь?

– Я – ничего, а дед приболел немножко.

– Может быть, зайти? Вам нужна помощь: сходить в аптеку, в магазин?

– Нет, спасибо. У нас всё есть.

– А к субботе дед выздоровеет? Я хотел пригласить тебя и деда на день рождения в субботу.

– Хорошо. Постараемся выздороветь.

– До свидания, бабуля. Завтра забегу к вам, ждите. Передай деду

огромный привет.

– Второй диалог: Риторик звонит своему однокласснику и интересуется, пойдёт ли он в театр с классом.

● – Здорово, Толик!

– Привет, Риторик!

– Уроки сделал?

– Конечно. А ты?

– И я тоже. Ты пойдёшь в театр с классом?

– Пойду. Спектакль, говорят, интересный.

– И я пойду. Заходи за мной через полчаса.

– Ладно. Чао, Риторик!

V. Итог занятия. Рефлексия.

Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать необходимость соблюдения правил телефонного разговора;

 2) формируем умение оценивать поведение людей в определённых ситуациях, комментировать признанные правила телефонного этикета.

- Что нового узнали на занятии?

Посмотрим презентацию «Телефон. Этикет». Дети поочерёдно комментируют и озвучивают правила телефонного разговора.

 - Пригодится ли вам это открытие в жизни? (Показать значок: восклицательный знак-конечно, обязательно),смайлик с улыбкой-пригодится, наверно, смайлик с грустинкой-не знаю, пригодится ли)

VI. Домашнее задание.

Личностные УУД:

формируем умение делать выбор задания по интересам, не бояться трудностей в его выполнении, задействовать свой творческий потенциал, обратиться при затруднении выполнения задания к родителям, друзьям, использовать другие различные источники информации;

1.Составьте книжку-малышку, буклет или листовку на тему: «Правила общения по телефону» или 2. Возьмите данную картинку, найдите на ней предмет, раскрасьте его и расскажите всем о золотых правилах общения по телефону.



hello_html_7a11c88a.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно разговаривать по телефону

Классный час для обучающихся начальной школы....

Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ

Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

Конспект (на татарском языке) внеклассного мероприятия на тему "Умеешь говорить по телефону"?

Как часто наши воспитанники неправильно говорят по телефону. А правильно разговаривать  по телефону со сверстниками и взрослыми должны научить их мы.  Именно этой цели хотела я добиться....

Презентация к внеклассному мероприятию "Умеешь говорить по телефону"? в 1 классе.

Мероприятие направлено на то, чтобы учащиеся правильно общались по телефону со взрослыми и сверстниками....

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...