ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по Русскому языку- 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ткаченко Елена Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06_02_russkiy.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

-Давайте проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

-Начинаем наш урок с повторения правил посадки.

-Как же нужно правильно сидеть ученикам? (Рассказывают стих)

Приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный настрой на урок, организовывает проверку рабочего места.

Приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

II. Минутка чистописания (5-7)

Цель: совершенствовать начертание букв и их соединений

Пальчиковая гимнастика.

   

- Сейчас мы с вами разомнём наши пальчики, подготовим руки к письму.

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.) Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

Осуществляет подготовку руки к работе.

Повторяют движения за учителем.

Оформление рабочей страницы в тетради.

- Откройте свои рабочие тетради. Отступите две строчки вниз от последней работы.  С красной строки запишите число, сегодня у нас «шестое февраля». На следующей рабочей строке напишите «классная работа». Не забывайте, что в слове «классная» удвоенная буква «с», в слове «работа» в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую гласная «а».

Контролирует оформление рабочей стр. тетради.

Оформляют страницу в рабочей тетради.

Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами.

-Сл.1

-Урок начинаем с минутки чистописания.  Букву для чистописания вы определите сами, отгадав загадку:

Яблочко растёт на ветке,

Его любят наши детки.

Яблочко люблю и я -

С ним запомню букву ... (Я)

-О какой букве идет речь в стихотворении? (о букве я)

-Это заглавная буква Я в соединении со строчной буквой я.

-Из каких элементов состоит заглавная буква Я? (Заглавная буква Я состоит из трех элементов: переднего овала и двух прямых наклонных линий с закруглением внизу)

-Из каких элементов состоит строчная буква я? (Строчная буква я состоит из трех элементов: переднего овала и двух прямых наклонных линий с закруглением внизу)

-Определите вид соединения между буквосочетанием Яя? (Нижнее) 

-Пропишите соединения букв Яя в тетради до конца строки, соблюдая расстояние и наклон.

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Синтаксический и орфографический разбор предложения

-На следующей строке спишите предложение с доски. (Яблоко от яблони недалеко падает. с комментированием, выделяя орфограммы).

(Это пословица)  

-Как вы понимаете смысл данной пословицы? (смысл данной пословицы заключается в том, что дети склонны совершать те же поступки, что и их родители, имеют схожие черты характера, манеры поведения, взгляды на жизнь).

-Найдите грамматическую основу предложения.

-Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

-Найдите подлежащее в предложении.

-О ком говорится в предложении? (В предложении говорится о яблоке, что? яблоко- это подлежащее, подчеркнем одной чертой, выражено именем существительным).

-Что говорится о яблоке? (яблоко что делаает? падает- это сказуемое, подчеркнем двумя чертами, выражено глаголом).

-Грамматическая основа предложения яблоко падает.

-Найдите второстепенные члены предложения.

-Можем ли мы задать вопрос от подлежащего к второстепенным членам предложения? (нет)

-Задайте вопрос от сказуемого к второстепенным членам предложения? (падает (куда?) недалеко, это обстоятельство, выраженное наречием, подчеркнем пунктир точка).

-Недалеко (от чего?) от яблони - это дополнение, выраженное именем существительным, подчеркнем пунктирной линией.

-Охарактеризуйте это предложение?

-Какое оно по цели высказывания?  (Повествовательное)

-Какое оно по интонации? (Невосклицательное)

-Какое оно по наличию главных и второстепенных членов предложения? (Распространенное)

-Какое оно по наличию грамматических основ?  (Простое)

(Повест., невосклиц., распрост., простое).

Определяет учебную задачу и контролирует ее и выполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов)

-Повторим ранее изученные словарные слова.

-Запишите слово «Словарь» с большой буквы, поставьте двоеточие. Сейчас, ребята, вы будете отгадывать загадки, а ответом будут изученные словарные слова.

-Сл.2

Вот обувка для ноги

До колен они, из кожи

На чулки чуть- чуть похожи

С каблуками ...(Сапог)

Сапог - в слове сапог ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву а, непроверяемую ударением. На конце напишем букву г, это парная согласная на конце слова, проверочное слово сапоги.

-Сл.3

Он огромный, городской

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют. (Завод)

Завод - в слове завод ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву а, непроверяемую ударением. На конце напишем букву д, это парная согласная на конце слова, проверочное слово заводы.

-Сл.4

Друг за другом по порядку
Хвостики торчат на грядке,
А красавица девица 
в земляной сидит темнице…
 (Морковь)

Морковь - в слове морковь ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о, непроверяемую ударением. На конце слова перед мягким знаком напишем букву в, это парная согласная на конце слова, проверочное слово морковный, морковочка.

-Сл.5

В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился а букву «С»,
А к утру совсем исчез.
(Месяц)

Месяц- в слове месяц ударение падает на первый слог на гласную е, во втором слоге необходимо запомнить непроверяемую безударную гласную я в корне слова.

-Сл.6

Чьи рисунки на окне?

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка …(Мороз)

Мороз - в слове мороз ударение падает на второй слог, на гласную букву о, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о , непроверяемую ударением. На конце напишем букву з, это парная согласная на конце слова, проверочное слово морозный, морозец.

-Запишите слова с комментированием, подчеркните орфограммы в словах, поставьте ударение.

(с…пог, з…вод, м…рковь, м...сяц, м … роз.)

Формулирует учебную задачу, контролирует ее выполнение.

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.

Знакомство с новым словарным словом.

- А теперь мы познакомимся с новыми словами.

-Послушайте загадки и отгадайте новые словарные слова.

-Сл.7

Начинает календарь

Месяц с именем … (Январь)

-Что такое январь? (январь-зимний месяц)

- Произнесите слово «январь» орфоэпически (как слышим-[й’инвар’])

- Произнесите слово орфографически (как пишем- январь)

- Сколько слогов в этом слове? (в этом слове 2 слога)

- На какой слог падает ударение? (ударение падает на 2 слог, на гласную а)

- Можем ли мы проверить в этом слове безударную гласную я? (нет, не можем)

Обобщение: в слове январь ударение падает на второй слог, на гласную букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную а непроверяемую ударением.

-Запишите  слово январь в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

-Сл.8

Все мы знаем, у него

Двадцать восемь дней всего!

Високосный год придет

И добавку принесет! (Февраль)

- Ребята, а что такое февраль? (зимний месяц)

- Произнесите слово «февраль» орфоэпически (как слышим-[ф’иврал’])

- Произнесите слово орфографически (как пишем- февраль)

- Сколько слогов в этом слове? (в этом слове 2 слога)

- На какой слог падает ударение? (ударение падает на 2 слог, на гласную а)

- Можем ли мы проверить в этом слове безударную гласную е? (нет, не можем)

Обобщение: в слове февраль ударение падает на второй слог на гласную букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную е непроверяемую ударением.

-Запишите новое словарное слово в словарь.

Проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом.

Читают новое словарное слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

- Откройте свои учебники на странице 44-ой.

- Посмотрите на предметные картинки.

- Назовите то, что изображено на предметных картинках? (яблоко, машина, девочка, ролики, сорока, чашка, карандаш, пенал, заяц, обезьяна, молоток, птица, капуста)

- Определите, что обозначают данные слова? (Данные слова обозначают предметы)

- Задавайте вопросы к каждому слову.

- Назовите сначала слова, отвечающие на вопрос «кто»? (девочка, сорока, заяц, обезьяна, птица)

- Назовите слова, отвечающие на вопрос «что»? (яблоко, машина, ролики, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста)

- Определите, что обозначают слова, отвечающие на вопрос «кто»? (Слова, отвечающие на вопрос «кто?» обозначают людей и животных)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «что?» (Слова, отвечающие на вопрос «что?» обозначают предметы)

-А как называются слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? что? (имена существительные)

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Решают проблемную ситуацию

Определение темы и задач урока.

-Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? (Имя существительное)

- Тема нашего урока «Что такое имя существительное?»

-Какие задачи поставим перед собой?

-Узнаем, что такое имя существительное.

-Научиться распознавать имя существительное по значению и по вопросам (кто? что?).

-Научимся объяснять значение имён существительных в речи.

-Приводить примеры слов — имён существительных.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

IV. Изучение нового материала (10-15)

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Открытие нового знания

- Посмотрите на упражнение 75-ое.

- Прочитайте слова (учитель, школьник, верблюд, земляника, платье, пчела, ромашка, пальто, ребята, окунь, костюм, врач, шляпа, осина)

- Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «что?»?  (земляника, платье, ромашка, пальто, костюм, шляпа, осина)

- Прочитайте эти слова.

- На какие вопросы отвечают данные слова, что они обозначают?   (Слова обозначают предметы, растения, одежду)

- Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопрос «кто?»? (учитель, школьник, верблюд, пчела, ребята, окунь, врач)

Прочитайте эти слова.

- На какие вопросы отвечают данные слова, что они обозначают?   (Обозначают людей, животных, насекомых)

- Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению на следующие группы: люди, животные, растения, одежда.

- Какие слова относятся к группе «люди»? (учитель, школьник, ребята, врач)

- Объясните лексическое значение данных слов.

- Какие слова относятся к группе «животные»? (верблюд, пчела, окунь)

Объясните лексическое значение данных слов.

- Какие слова относятся к группе «растения»? (земляника, ромашка, осина)

Объясните лексическое значение данных слов.

- Какие слова относятся к группе «одежда»? (платье, пальто, костюм, шляпа)

- Объясните лексическое значение данных слов.

- Запишите упражнение №75.

- Запишите группы слов у себя в тетради.

Вывод: слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? называются именами существительными.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Знакомство с правилом (учебник)

-Подтвердим наш вывод, познакомившись с правилом.

-Прочитайте правило на странице 45-ой.

-Что такое имя существительное?

-Что обозначает имя существительное? (предмет)

-На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

-Приведите примеры имен существительных.

Знакомит с правилом. Ставит учебную задачу- прочитать правило вслух, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры

Читают правило вслух, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Упр. 76, с. 45

(Под рук. учителя, коллективно)

-Выполним упр.76 на стр. 45-ой.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что необходимо сделать в этом упражнении? (прочитать пословицы, объяснить их значение)

-Месяц январь-зимы государь. (Январь - начало нового года, потому государь).

-Январь-весне дедушка. (Февраль - отец, январь - дедушка.)

-Январю - морозы, февралю - метели. (Январь славится крещенскими морозами, февраль - снежными метелями.)

-Обратите внимание на выделенные слова.

-Что они обозначают? (они обозначают имена существительные)

-Измените эти слова таким образом, чтобы они отвечали на вопрос «что?». (Что? зима, весна, январь, февраль).

-Спишите любую пословицу, подчеркните в ней имена существительные.  

-Месяц январь - зимы государь.
-Январь - весне дедушка.
-Январю - морозыфевралю - метели.

Вывод: имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы, весны; (чему?) зиме, весне; (о чем?) о зиме, о весне.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.

Буратино - потянулся, (Потягиваются)

  Раз - нагнулся, (Делают наклон вперед)

   Два – нагнулся, (Делают наклон вперед)

                                            Руки в стороны развёл, (Разводят руки в стороны)

      Ключик, видно, не нашёл.

           Чтобы ключик нам достать,

Надо                                              Нужно на носочки встать. (Встают на носочки)

Осуществляет профилактику переутомления

Повторяют упражнения за учителем

V.Закрепление изученного

Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.

Упр. 77, стр.46. (самостоятельно)

-Выполним упр.77 на стр. 46-ой.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что необходимо сделать в этом упражнении? (списать, подчеркнуть имена существительные, которые обозначают явления природы и отвечают на вопрос что?).

-Какие слова в стихотворении имеют значение «сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря»? (вьюга, пурга).

-Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

Проверка:

-Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые 
снега,
Словно пух лебяжий.

Вывод: часть речи, которая отвечают на вопросы кто? что?, называются имена существительными.

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний, следит за выполнением упражнения, помогает учащимся, задает вопросы.

Выполняют упражнение, вставляю пропущенные буквы, объясняют орфограммы, отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа.

-Посмотрите внимательно на слайд.

-Сл.9

-Прочитайте слова (девочка, месяц, стол, сорока, пенал, сосна, ворона, корова, ракета, завод, заяц, птица)

-Первому варианту необходимо записать в тетрадь слова, которые отвечают на вопрос кто?, второму варианту слова, которые отвечают на вопрос что?.

-Проверка:

1 вариант: девочка, сорока, ворона, корова, заяц, птица.

2 вариант: месяц, стол, пенал, сосна, ракета, завод.

-Вывод: слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляник, осина, заяц - это имена существительные.

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.

Демонстрируют достижение планируемых результатов обучения.

VI. Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Обобщающая беседа.

-Какую часть речи вы научились распознавать? (имя существительное)

-Все ли вам было понятно?

-Какое задание вам было интересно выполнять?

-Какое задание вызвало затруднение?

 

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

Домашнее задание

-Вам необходимо выполнить упражнение 78 на странице 46-ой.

-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание.

Рефлексия, выставление оценок.

-Ребята если вам понравился урок и было интересно поднимите руки вверх, а если вам было скучно и не интересно, сидите тихо.

-Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

-Спасибо всем за отличную работу.

Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.

Учитель: ________________ Кулик Е.Н.

 Методист: ______________ Донченко Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...