Конспект урока по письму Школа России 1 класс.Тема урока: Звук [ж] и буква [ж]
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Яруллина Диана Радиковна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ

Тема: «Звук [ж] и буква [ж]»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ж]; формирование в памяти учащихся чётко-дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы ж

Планируемые результаты:

Предметные:

знать графический облик и элементы письменной буквы «ж»; приёмы написания и соединения новой буквы с другими буквами;

уметь писать строчную букву «ж» и сочетание жа, жи, же.

Личностные: развивать мелкую моторику рук; способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока102 КБ
Файл propisnaya_bukva_zh.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.12.2020

ФИО учителя: Кошкина И.И.

Школа: 152

ФИ студента: Яруллина Диана

Класс:

ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 210

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУ

Тема: «Звук [ж] и буква [ж]»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ж]; формирование в памяти учащихся чётко-дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы ж

Планируемые результаты:

Предметные:

знать графический облик и элементы письменной буквы «ж»; приёмы написания и соединения новой буквы с другими буквами;

уметь писать строчную букву «ж» и сочетание жа, жи, же.

Личностные: развивать мелкую моторику рук; способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Пропись, УМК «Школа России», 1 класс (1 часть), В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова, презентация.

Челябинск 2020


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

- Здравствуйте ребята, меня зову Диана Радиковна,  и я сегодня проведу у вас урок обучение грамоте

- Подравнялись, настроились на работу, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне, присаживайтесь.

Дыхательная гимнастика

После полного выдоха, вдохнуть носом, затем медленно и плавно, выдыхать ртом, произнося поочередно звуки «с-с-с», «ш-ш-ш », пока воздух полностью не выйдет. Повторить 4-5 раз

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Повторение изученного: фонетический анализ

3 мин

-послушайте стихотворение. В. Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется

Шорох, шептонье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое…

Кто это-гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

-вспомните слова, в которых, есть звук ш.

-дайте характеристику звуку ш

-Проверим домашнее задание, текст на стр. 23

-прочитаем нам весь текст (Саша или Кирилл)

Вопросы по тексту:

-от шума, кто проснулся?

-что спросила, Тишина?

-что ответила машина?

-какие еще специальные машины вы знаете?

Анализ слова тишина

- Звук ш, он всегда твердый ТИШИНА

-кто нам составит звуковую схему (зажжем фонарики)

-Ребята, а почему мы написали после ш букву и, ведь мы слышим [ы]?

-давайте еще раз понаблюдаем, как это сочетание ши пишется в словах

-Читаем слова по цепочке

ширина

шипы

шипение

вышивка

карандаши

широта

груши

широко

ландыши

малыши

мыши

камыши

шикарно

шалаши

шиповник

-как пишем, сочетание ши?

-чаще всего повторяется звук ш

-согласный, глухой, твердый

-от шума проснулась тишина

-ты куда, ответь Машина, так спешишь?

-в школу я везу детям молоко

-машины, которые вывозят мусор, подметают и моют улицы и тд..

Тишина

З к с к с к

-вспоминают правило ши

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

 

Словесный: беседа, формулировка темы и цели урока

4 мин

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….

 Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …

Не мотор, а шумит

Не пилот, а летит

Не гадюка, а жалит

-с какого звука начинаются эти слова?

-какой звук производит пчела, когда летит?

-какая тема нашего урока?

-да, все верно мы сегодня на уроке познакомимся с со звуком ж. и буквой ж.

-пока я жужу, нужно отрыть азбуку на стр. 25

Ж-ж-ж-ж-ж- все

Цель нашего урока какая?

-жираф

-жук

-пчела

-ж-ж-ж

Узнать гласный он или согласный, звонкий или глухой,

твердый или мягкий.

Р: планирование учебной деятельности

П: самостоятельное выделение и формулирование цели

IV. Открытие нового знания

Практический: сопоставление слова со схемой, звукобуквенный анализ слова

Практический: анализ элементов буквы, обведение образца

Наглядный: показ с комментированием

Письмо в воздухе

Показа с комментарием

Работа с прописью: самостоятельная работа, самоанализ, письмо букв

15 мин

- посмотрите на буквы ж, под ними увидите серую картинку

-как вы думаете, что делает мальчик?

-давайте слово жмурки поделим на слоги

-назовите мне 1 слог

-назовите 2 слов

-сколько слогов?

-как вы об этом узнали

-назовите первый звук в слове

-определите, какой звук ж гласн. или согласный

-как вы определили, что он согласный?

-теперь определим, звонкий он или глухой, закрываем ушки, сильно жужжим ж-ж-ж, звенит в ушах?

-и так, а теперь скажите улыбаются ли губки, когда мы издаем звук жжж

-как вы думаете, почему первый звук, окрашен в синий цвет?

-теперь дайте полную характеристику звука

-звук[ж] так же, как и [ш] всегда твердый

Давайте еще раз хором

 

-А теперь, давайте поиграем, хлопните в ладоши, когда услышите звук ж

Желток, кашка, чемодан, мыши, ножницы, замок, ужи, ежик, щит, журавль, желудь, желтый

-познакомимся сегодня с посменными буквами

-откройте прописи на стр. 6

-сравните строчную и печатную и письменную буквы ж

-чем прописная и печатная буква схожи?

-сколько элементов в букве ж

-какой первый элемент?

-какой 2 элемент?

-3 элемент

-обведите элементы

-разминайте пальчики, возьмите ручку правильно, покажите мне

-сейчас я буду показывать, как написать правильно букву ж на доске, а вы смотрите

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки ведем линию вправо вверх, пишем полуовал, возвращаемся назад и отводим линию вправо вверх касаемся верхней линии, ведем прямую наклонную до нижней линии рабочей строчки, поднимаемся по не ней вверх почти до середины строки, отводим линию в лево верх и пишем правый полуовал

Вместе со мной в воздухе, руку на локоток

-и раз, и два, и три, и

Пишем букву ж до конца строки под наклоном

Кто первый закончил разомните ладошки ручкой

-сверьте свою буку с моей и поставьте точку  над самой красивой получившейся буквой.

-читаем первый слоги

-какое соединение в каждом слоге?

Посмотрите, как пишется жа обратите внимание на соединение с низу, можно и сверху, кому как удобно

-Напишите 1 раз, рука на локоток, закончили

-Прочитайте второе сочетание, какое правило здесь встретили?

-Посмотрите еще раз, как соединять, пишем 1 раз, кто дописал руку на локоток

-прочитаем третье сочетание

-Посмотрите еще раз, как соединять, пишем 1 раз, кто дописал руку на локоток

-Теперь составим звуковые схемы наших слияний, кто пойдет составит схему (жа), остальные в тетради нарисуйте кружочки карандашами

-теперь жи, кокой первый согласный звук

-давайте его послушаем (жи) , улыбаются губки?

-да, все верно, он твердый, не смотря на то, что (и) указывает на мягкость, а звук (ж) не подчиняется, он всегда твердый

-а что мы слышим после (ж) жи

- а почему мы пишем и

-правильно, это правило надо запомнить всем.

-читаем третий слог

-назовите гласный звук

-да, мы слышим э, а пишем е

-.Звука е, не бывает вообще, запомните.

Разминка

-играет в жмурки

-жмур-ки

-жмур

-ки

-2

-потому что в слове 2 гласных звука

- согласный,

-струя воздуха встречает преграду, зубы  не дают ему свободно выходить

-да, значит он звонкий

-нет, значит он твердый

-потому что он твердый

Согласн, звонкий, твердый

-жа, жо, жу, же, жи

-3 элемента

-1 элемент — это полуовал

-2 элемент — это зигзаг

-3 элемент –это тоже полуовал

-жи, пишем с буквой и

-же

-выходят к доске составляют звуковую схему -с к

-первый звук ж

-нет, губы не улыбаются, значит, он твердый

-выходят к доске составляют звуковую схему

-мы слышим жы

-правило жи, ши  пишем с буквы и

-выходят к доске составляют звуковую схему

-звук э

-после ж, мы слышим э

-выходят к доске составляют звуковую схему

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Р: саморегуляция

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

V. Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

-отложили прописи, открываем Азбуку стр. 25

Читаем выделенные слова

Друг, дружок, могу, может, жук, жучка, телега, тележка

-какой звук обозначает буква ж

- в каком слове есть орфограмма со звуком ж

-да, все верно. Звуки ш и ж, парные по звонкости глухости, поэтому это такое опасное место-орфограмма

-В русском языке много слов, в которых чередуются звуки, чередование букв Г и Ж.ТелеГа и телеЖка,

 

-читаем в парах

-звук ж

-тележка

-слышится звук ш, а пишется ж, телеЖка

К: умение полно и точно выражать свои мысли

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

6 мин

- Сейчас каждый поработает самостоятельно, вам нужно составить звуковой анализ

Слова: Женя, Жучка,

-обменяйтесь, тетрадями с соседом по парте, вы увидите правильную схему на слайде и проверьте друг друга.

-если у вашего соседа все верно, можете поставить ему 5.

Работают самостоятельно

-взаимопроверка

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний

Практический: списывание с образца

5 мин

-теперь, прочитаем текст на стр.25 по цепочке

-сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете находить ответы в тексте и читать

-чем Жене завязали глаза?

-что кричали, ему дети?

-во что играли дети?

 -озаглавим текст.

-Открываем прописи

-читаем слова

-как соединяем букву ж?

-в каком слове встречается правило?

-пишем в прописях эти слова

-прочитайте следующее предложение

-с какой буквы началось предложение?

-как показать, что предложение закончилось?

-запишите на следующей чистой строчке это предложение.

Проверка:

-читаем следующую строчку

-какое слово сравнивает качество?

Прочитаем следующую строчку узко, какую ему можно подобрать пару по такому же принципу,

узко, …

 

-прочитайте следующее предложение

-теперь ваша задача печатное предложение, превратить в письменное

Читаем что у вас получилось; сколько слов записали? С какой буквы начали предложение? в каких словах встретились правила?

 -по цепочке читают

-выборочное чтение

-выходят к доске

-жук, ежи

-верхнее соединение

-пишут в прописях

-читают

-с заглавной

-поставить точку

-пишут предложение

-читаем

-ниже

-уже

-прочитали

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

2 мин

- Вот наш урок подошел к концу.

- Какую букву мы учились сегодня писать?

- Достигли ли мы цели? Научились ее писать?

- А теперь поднимите зеленые карандаши те, у кого все получилось, у кого что-то не получалось, но потом все же научились – желтые, и красные те, кто так и не научился.

 

Букву ж

Да, научились.

Оценивают свою работу на уроке

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

ширина шипы шипение вышивка карандаши широта груши широко ландыши малыши мыши камыши шикарно шалаши шиповник

Слайд 3

Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын….

Слайд 4

Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский …

Слайд 5

Не мотор, а шумит Не пилот, а летит Не гадюка, а жалит

Слайд 6

Тема: звук [ ж ] и буква [ ж ]

Слайд 7

Цель: Узнать гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Слайд 8

ж е н я ж у ч к а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока английского языка в 2 классе.Тема урока: My Letters! (Мои буквы!) - ФГОС

Учитель: Чернышева Алена Валерьевна Класс: 2  Автор и название УМК: Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. «Spotlight» Тема урока: My Letters! (Мои буквы!) Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Фор...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Звуки [г ] , [г `], буквы Г,г.

Разработка урока в период обучения грамоте. Знакомство со  звуками  [г  ], [г  ] и буквами Г,г....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Согласные звуки [м], [м’]. Буква М, м.

Методические рекомендации к уроку литературного чтения в 1 классе.Образовательная система: Школа России...

Урок чтения и письма в 1 классе. Тема урока: Звуки [б], [б] . Строчная буква б.

Урок разработан по системе "Школа 2100". втор учебника Бунеев Р.Н....

План -конспект урока по чтению в 1 классе. Тема: «Согласные звуки [з],[з/], буквы З,з».

План -конспект  урока  по  чтению в 1   классе. Тема: «Согласные звуки [з],[з/], буквы З,з»....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...