Проект урока русского языка в 4 классе по теме "Сказуемое. Способ его определения. Две работы сказуемого.Подлежащее" (система Эльконина Давыдова)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пауль Наталья Александровна

Урок русского языка в 4 классе из раздела "Синтаксис". Система Эльконина-Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_russkogo_yazyka_no_1_4_kl.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА № 1 ПО ТЕМЕ:

«Сказуемое. Способ его определения. Две «работы» сказуемого. Подлежащее.»

Цели:

  • выделить члены предложения и определить тип связи между ними;
  • формировать навык анализа синтаксических единиц на основе грамматической связи между словами;
  • формировать контрольно-оценочный механизм в совместно-распределенной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе

Ход урока:

1. Создание ситуации успеха

На доске записаны синтаксические единицы:

                                                        

  • Задание: 1 вариант выписывает словосочетания, 2 вариант - предложения. (2 работают у доски)

ВЫПОЛНИВ ЗАДАНИЕ, ДЕТИ СВЕРЯЮТ ЕГО С ДОСКОЙ, ОБСУЖДАЮТ, ДОКАЗЫВАЮТ ПРАВИЛЬНОСТЬ

Вывод: - что такое словосочетание?

               - что такое предложение?

2. Определение совместной цели деятельности

  • Какую работу в речи выполняет словосочетание?
  • Из чего оно строится? (независимое + зависимое слово)
  • Почему независимое и зависимое слова мы называем членами словосочетания? (выполняют разную работу)
  • А у предложения могут быть слова, выполняющие разную работу, т.е. члены предложения?
  • Вот это мы и попробуем выяснить сегодня на уроке.

3. Постановка практической задачи по нахождению членов предложения, конструирование понятия «грамматическая основа предложения»

На доске записаны предложения:

  • Определите, что перед вами?
  • Как вы узнали, что это разные грамматические формы, а не разные предложения? (Содержание одинаковое, оценка содержания говорящим – разная)
  • Чем является оценка говорящим содержания для предложения? (Его грамматическим значением)
  • Что помогло вам узнать о разной оценке говорящим содержания?
  • Можем ли мы назвать глагол «пригревать» членом предложения? (Да, у него есть работа)
  • Всегда ли грамматическое значение выражалось только с помощью глагола?
  • Подчеркните этот член предложения (вместе со служебными словами) двумя чертами.

Вывод: член предложения, с помощью которого выражается его грамматическое значение, называется сказуемым (или предикатом от латинского «предикатум» - сказуемое)

  • Докажите, что грамматические формы этого члена предложения зависят от другого члена предложения.

ОБСУЖДЕНИЕ В ПАРАХ В ТЕЧЕНИЕ 3′,

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО УТВЕРЖДЕНИЙ В ХОДЕ КОЛЛЕКТИВНОГО

УЧЕБНОГО ДИАЛОГА

  • Подчеркните этот член предложения одной чертой.
  • Какой связью они соединены?

Вывод: член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого, называется подлежащим.

  • Итак, какие два члена предложения мы выделили? (Подлежащее и сказуемое)
  • Чем различается их работа?
  • Как выдумаете, почему грамматическое значение предложения еще называют «предикативностью»?

ФИЗМИНУТКА

4. Упражнение в нахождении главных членов предложения

  • Раз мы разобрались, какие члены бывают в предложении, давайте потренируемся находить их в предложениях.

ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ.

КАЖДАЯ ГРУППА ПОЛУЧАЕТ КАРТОЧКУ С ЗАДАНИЕМ:

1 группа

        Быстро шелушат шишки крепкоклювые клесты.

2 группа  

        Соловьи ищут свою добычу в березовой роще.

3 группа    

        Ловко хватают мошек в воздухе ласточки.

4 группа        

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКЕ,

ПРОВЕРЯЮТСЯ, ПРИ НАЛИЧИИ РАЗНОГЛАСИЙ – ВЫЯСНЯЮТСЯ ИХ ПРИЧИНЫ,

ОЦЕНИВАЕТСЯ РАБОТА КАЖДОЙ ГРУППЫ

5. Итог урока и домашнее задание

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Может быть кто-нибудь сформулирует тему сегодняшнего урока (предмет открытия)?
  • Как мы находили члены предложения?
  • Всегда ли нам легко было это сделать?
  • Значит, какую цель поставим для себя на следующий урок?
  • А для тренировки  выполните, пожалуйста, дома упражнение № 243.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"

На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....

Урок русского языка 3 класс "Непроизносимые согласные: способы проверки"

Цели: закреплять изученный материал; воспитывать внимательное и чуткое отношение к окружающим. Оборудование: компьютер, тесты и тексты для каждого ученика....

Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностны...

Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

На протяжении всего урока  в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...