Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Фицай Людмила Александровна

Рабочая программа разработана по предмету Русский язык в 1 классе по программе Школа России. Содержит  пояснительную записку, цели, задачи, общую характеристику предмета,  место предмета, наименование учебной литературы, планируемые результаты, лист индивилуальных достижений, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе программы В.Г.Горецкого, В.П.Канакиной и др. (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия

учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,  М. В. Бойкина и др.]. М.: Просвещение, 2014г.) в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа 2018 г.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ____  СОШ на ___учебный год;
  • Учебным планом начального общего образования МБОУ  на ____ учебный год;

- Календарным учебным графиком МБОУ ____ СОШ на ____ учебный год.

Цели обучения: создать условия для формирования:

  • ключевых компетенций через освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладения элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • компетенций личностного саморазвития через развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; через овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; через стремления совершенствовать свою речь;
  • коммуникативной компетентности через формирование собственной точки зрения, развития культуры речи и культуры общения, обогащение словарного запаса;
  • социальной компетентности посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно;
  • компетентности сохранения и  укрепления собственного здоровья через выполнение режима дня и соблюдения гигиены.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

        Изучение русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Место учебного предмета в учебном плане:

Учебный предмет «Русский язык» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1 классе  в общем объеме 132 часов (4 часа в неделю, 33 учебных недели). С целью выполнения требований учебных программ по русскому языку в

1 классе обязательный учебный предмет «Русский язык» дополнен 1 часом из части, формируемой участниками образовательных отношений. Итого 5 часов в неделю, всего 165 часов. В связи с праздничными днями 8 марта, 1, 2, 3, 9, 10 мая в 2018-2019 учебном году учебный предмет «Русский язык» в 1  классе будет реализован за 159 часов. Программа реализуется за счёт уплотнения материала по темам «Текст, предложение, речь» на 2 часа, «Звуки и буквы» на 4 часа.

Наименования учебной литературы:

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линияучебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,  М. В. Бойкина и др.]. М.: Просвещение, 2014г.

2. Русский язык. 1 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др. – 8 изд.-М.: Просвещение, 2018г.

3. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2016г.

4. КанаинаВ.П.Русский язык. 1 класс. Методическон пособие с поурочными разработками М.: Просвещение 2018г.

5.Канакина В.П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ.–М.: Просвещение, 2015г.

6. Канакина В. П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ 1—2 классы. — М.: Просвещение, 2018г.

7. Канакина В.П. Русский язык. Проверочные работы. 1класс.М.: Просвещение 2018г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- интереса к языковой и речевой деятельности;

- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования:

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- принимать участие в работе парами и группами;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» обучающиеся научатся:

-называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);                                                                                

-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;                                                                                                  

- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

-четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

-выделять предложения, слова из потока речи;                                                                          

-правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.                                                                                                                                                  К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» обучающиеся получат возможность научиться:

 - слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых       предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;                                          -при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;                  

 -выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (гласный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий / глухой);      

 -строить модель слогового и звукового состава слова;

-оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом.

К концу изучения блока «Русский язык» обучающиеся научатся:

- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;                        - различать слово и предложение;                                                                                                        

-правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;               -правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’];                                    

-обнаруживать в словах изученные орфограммы;                                                                                

-правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец -точкой;                                                                                                                                                            -обозначать пробелами границы слов;                                                                                                

-писать большую букву в собственных именах;                                                                                

- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);                                                                                                                                                              -правильно писать ударные слоги жи—ши, ча—ща, чу—шу;

- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.;

- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.                                                              

К концу изучения блока «Русский язык» обучающиеся получат возможность научиться:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);

-обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;

- правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;

 -под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстановление деформированного текста);

- выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и правописанием;

-писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- понимать различие между звуками и буквами;

- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

- обозначать ударение в слове;

- правильно называть буквы русского алфавита;

- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;

- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

- наблюдать над образованием звуков речи;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

- определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;

- обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;

- располагать заданные слова в алфавитном порядке;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);

- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

- классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

- определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать слово как единство звучания и значения;

- осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;

- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);

- на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;

- иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;

- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

- соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

- соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

- соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

- выделять предложения из речи;

- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);

- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

- устанавливать связь слов в предложении;

- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

- раздельное написание слов в предложении;

- написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, именах собственных;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

- писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);

- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся    

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 обучающимся 1 классов отметка не выставляется.

         В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве отметки любую знаковую символику.

        Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. 

Уровню Выше среднего развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией, ученик допускает исправления , 1-4 негрубых недочета.

Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. 

Низкому  уровню развития  каллиграфического навыка  соответствует письмо, которое в целом не соответствует из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. 

К числу негрубых недочётов относятся:

     - частичные искажения формы букв;

     - несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

     - наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

     - выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;

     - крупное и мелкое письмо;

     - отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 

Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. 

Уровню выше среднего развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо 1-2ошибок и 1-3 недочетов как по текущему, так и по предыдущему материалу.

Среднему  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при  котором число ошибок не превышает 6 и работы не содержат более 5-7 недочётов. 

Низкому  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в  котором число ошибок без ошибок  и недочётов превышает указанное количество. 

Форма фиксации учебных достижений обучающихсяпри безотметочной системе обучения

     «+»– хорошо знает и может применить на практике.

Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

     «–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

Лист индивидуальных достижений  (письмо)

                       ФИ……………………………………………

Компетенция

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Копированиеслов

Размербукв

Наклонбукв

Формабукв

Соединение

Пробелы

Знаниестрочныхписьменныхбукв

Знаниезаглавныхписьменныхбукв

Списывание с письменноготекста

Списывание с печатноготекста

Письмонаслух

Аккуратность в письменнойработе

Употребление заглавной буквы в начале предложения

Употребление заглавной буквы в именах собственных

Буквосочетанияча-ща

Буквосочетаниячу-щу

Буквосочетанияжи-ши

         

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение письму

Добукварный период

Знакомство с правилами гигиены письма.

 Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево и вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.  Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.  Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у.


Букварный (основной) период

   Строчная и заглавная буквы Н, н. Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Л, л. Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы Е, е. Строчная и заглавная буквы П, п. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы З, з.Строчная и заглавная буквы Б, б. Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Г,г. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч. Буква ь. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х .Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Э, э. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Строчные буквы ь, ъ.

     Написание слов с изученными буквами. Письмо элементов заглавных букв. Письмо элементов заглавных букв. Письмо изученных букв, слогов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчные и заглавные буквы О, о, Э, э. Строчные и заглавные буквы И, и, ы. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы У, у. Строчные и заглавные буквы Е,е, Ё,е. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Ю, ю.


Развитие устной речи.

    Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Общие речевые навыки( неторопливый темп , ритм речи, правильное речевое дыханию, умеренная громкость.

Произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Послебукварный период

   Оформление предложений в тексте. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?  Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Правописание безударные гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. Правописание жи-ши . Правописание ча-ща, чу-щу . Правописание чк-чн, щн Правописание чк-чн, щн. Письмо слов, имеющих одинаковую концовку. Письмо слов со сложной слоговой структурой .Запись предложений по зрительной памяти. 

Наша речь

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог.

Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова…

   Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение.

Слово и слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Деление слов на слоги. Ударение .Деление слов на слоги.

Звуки и буквы

      Развитие речи.  Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки безударного гласного звука.  Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. .Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука .Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного звука на конце слова. Способы проверки парного согласного звука. Развитие речи. Работа с текстом. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: ж, ш, ч, щ. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. Работа с орфоэпическим словарём. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, географических названиях, кличках животных. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№урока

Темаурока

Дата

план

факт

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД(18 часов)

1

История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма.

03.09.

2

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

04.09.

3

Строка и межстрочное пространство. Письмо прямых наклонных линий. Рисованиебордюров.

05.09.

4

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху. 

06.09.

5

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.

07.09.

6

Письмо наклонных прямых с закруглениями сверху и внизу.

10.09.

7

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу.

11.09.

8

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху. 

12.09.

9

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий.

13.09.

10

Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху.

14.09.

11

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

17.09.

12

Строчнаяписьменнаябуква а. 

18.09.

13

Строчная и заглавная буквыаА. 

19.09.

14

Строчная и заглавная буквыоО. 

20.09.

15

Строчнаябукваи. 

21.09.

16

ЗаглавнаябукваИ. 

24.09.

17

Строчнаябукваы. 

25.09.

18

Строчная и заглавная буквы у ,У .

26.09.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД(73 часа)

19

Строчнаябукван.

27.09.

20

ЗаглавнаябукваН. 

28.09.

21

Строчная и заглавная буквысС. 

01.10.

22

Строчная и заглавная буквысС. 

02.10.

23

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

03.10.

24

Строчнаябуква к.

04.10.

25

ЗаглавнаябукваК. 

05.10.

26

Строчнаябуква т.

08.10.

27

ЗаглавнаябукваТ. 

09.10.

28

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

10.10.

29

Строчнаябуква л.

11.10.

30

ЗаглавнаябукваЛ. 

12.10.

31

Строчнаябуквар. 

15.10.

32

ЗаглавнаябукваР.

16.10.

33

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

17.10.

34

Строчнаябуква в.

18.10.

35

ЗаглавнаябукваВ

19.10.

36

Строчнаябуква е.

22.10.

37

ЗаглавнаябукваЕ

23.10.

38

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

24.10.

39

Строчнаябуквап

25.10.

40

ЗаглавнаябукваП. 

26.10.

41

Строчнаябуквам

06.11.

42

ЗаглавнаябукваМ. 

07.11.

43

Оформлениеграницпредложений.

08.11.

44

Строчнаябуква з.

09.11.

45

ЗаглавнаябукваЗ. 

12.11.

46

Строчнаябукваб

13.11.

47

ЗаглавнаябукваБ. 

14.11.

48

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

15.11.

49

Строчнаябуквад. 

16.11.

50

ЗаглавнаябукваД. 

19.11.

51

Строчнаябуква я.

20.11.

52

ЗаглавнаябукваЯ

21.11.

53

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

22.11.

54

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

23.11.

55

Строчнаябуква г.

26.11.

56

ЗаглавнаябукваГ. 

27.11.

57

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

28.11.

58

Строчная буквач, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги чачу. 

29.11.

59

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу.

30.11.

60

Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

03.12.

61

Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

04.12.

62

Буква ь – знак мягкости. Букваь в середине слова.

05.12.

63

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук.

06.12.

64

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук.

07.12.

65

Строчная и заглавная буквыж, Ж,обозначающая твердый согласный звук.

10.12.

66

Строчная и прописная буквыжЖ. Написание слов с сочетанием жи.

11.12.

67

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

12.12.

68

Строчнаябуква ё.

13.12.

69

ЗаглавнаябукваЁ. 

14.12.

70

Строчная буквай. Слова с буквой й

17.12.

71

Строчная буква й. Слова с буквой й

18.12.

72

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

19.12.

73

Строчнаябуквах

20.12.

74

ЗаглавнаябукваХ. 

21.12.

75

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

24.12.

76

Строчнаябукваю

25.12.

77

ЗаглавнаябукваЮ. 

26.12.

78

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

09.01.

79

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

10.01.

80

Строчная буквац, обозначающая твердый согласный звук.

11.01.

81

Заглавная букваЦ, обозначающая твердый согласный звук.

14.01.

82

Строчнаябуква э.

15.01.

83

Заглавная букваЭ. Работа с деформированным предложением.

16.01.

84

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

17.01.

85

Строчная букващ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги щащу. 

18.01.

86

Заглавная букваЩ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. 

21.01.

87

Строчнаябукваф

22.01.

88

ЗаглавнаябукваФ. 

23.01.

89

Письмо слогов, слов. Написание предложений.

24.01.

90

Буквы ьъ. Функция букв.

25.01.

91

Буквы ьъ

28.01.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (16 часов)

92

Деформированныйтекст.

29.01.

93

Предмет и слово.

30.01.

94

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?

31.01.

95

Действие и слово.

01.02.

96

Слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать?

04.02.

97

Признак и слово.

05.02.

98

Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

06.02.

99

Правописание безударных гласных в корне слова.

07.02.

100

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

08.02.

101

Слово – имясобственное.

11.02.

102

Диктант по теме «Безударные гласные в корне».

12.02.

103

Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

13.02.

104

Грамматическаяосновапредложения.

14.02.

105

Знакипрепинания в предложении.

15.02.

106

Правописание жи – ши , ча – щачу – щу, чк – чн, щн.

25.02.

107

Проверочное списывание по теме «Заглавная буква в именах собственных».

26.02.

НАША РЕЧЬ (2 часа)

108

Язык и речь, их значение в жизни людей.

27.02.

109

Устная и письменнаяречь.

28.02.

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЕЧЬ (3 часа)

110

Текст и предложение.

01.03.

111

Диалог.

04.03.

112

Предложение.

05.03.

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(6 часов)

113

Рольслов в речи.

06.03.

114

Классификация и объединение слов в тематические группы.

07.03.

115

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

11.03.

116

Проект «Вежливые» слова.

12.03.

117

Однозначные и многозначныеслова.

13.03.

118

Близкие и противоположные по значению слова.

14.03.

СЛОВО И СЛОГ.УДАРЕНИЕ (7 часов)

119

Слог как минимальная произносительная единица.

15.03.

120

Делениесловнаслоги.

18.03.

121

Переносслов.

19.03.

122

Повторение по теме «Перенос слов».

20.03.

123

Ударение (общеепредставление).

21.03.

124

Ударные и безударныеслоги.

22.03.

125

Упражнение в определении ударения в словах.

01.04.

ЗВУКИ И БУКВЫ (34 часа)

126

Чем отличаются звуки от букв?

02.04.

127

Повторение  по теме «Звуки и буквы».

03.04.

128

Русскийалфавит, илиАзбука.

04.04.

129

Русский алфавит, или Азбука.Использование алфавита при работе со словарями.

05.04.

130

Гласныезвуки и буквы.

08.04.

131

Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.

09.04.

132

Буквы е, ё, ю, яи их функции в словах.

10.04.

133

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

11.04.

134

Обозначение безударного гласного буквой на письме.

12.04.

135

Особенности проверяемых и проверочных слов.

15.04.

136

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

16.04.

137

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

17.04.

138

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

18.04.

139

Согласныезвуки и буквы.

19.04.

140

Слова с удвоеннымисогласными.

22.04.

141

Слова  с буквами Ии Й.

23.04.

142

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

24.04.

143

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

25.04.

144

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

26.04.

145

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

29.04.

146

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

30.04.

147

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

06.05.

148

Глухие и звонкие согласные звуки.

07.05.

149

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

08.05.

150

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

13.05.

151

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

14.05.

152

Контрольный диктант за курс 1 класса.

15.05.

153

Шипящиесогласныезвуки.

16.05.

154

Проект «Скороговорки».

17.05.

155

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

20.05.

156

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ.

21.05.

157

Заглавнаябуква в словах.

22.05.

158

Проект «Сказочнаястраничка».

23.05.

159

Повторение по теме «Звуки и буквы».

24.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...