"Окончание слова", 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по русскому языку "Окончание слова", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1.docx149.9 КБ
Файл voprosy.docx11.12 КБ
Файл krossvord.docx37.05 КБ
Файл okonchanie.docx175.96 КБ
Файл prezentatsiya.pptx487.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Окончание слова.

Цель: Познакомить детей с понятием «окончание слова»

Задачи:

Образовательная: учить находить окончания в словах, выделять их.

Развивающая: развивать умение изменять окончания в словах;

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку,  интерес к учению, чувство товарищества.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи.

Познавательные: обрабатывание навыков поиска необходимой информации, закрепление умений определять спряжение глаголов; правильного написания безударных личных окончаний глаголов

Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД :

-ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте; 

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе;

учитывать степень  сложности  задания  и  определять для себя возможность/невозможность его выполнении.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания;

учиться планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.

-Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

- Здравствуйте, ребята! Тихонечко присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Личностные:

принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  1. Минутка чистописания.

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Сегодня 21 ноября.

-Урок наш начнем с минутки чистописания.
C:\Users\пк\Downloads\hello_html_m4b53c308.png

-Пропишите слова.

-Составьте с одним из слов предложение.

-Послушайте, какое предложение составила я.

На зеленый луг спешат пчелы.

-С красной строки, большой буквы запишите данное предложение под диктовку.

Записывают число, классная работа.

Прописывают буквы.

Составляют предложение.

Регулятивные :Формирование способности к организации своей деятельности

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Актуализация знаний.

 -На предыдущих уроках вы учились разбирать слова по составу.

-С какими составами слова вы уже познакомились?

 -Посмотрите на слайд.

-Громко и четко прочитайте слова… лесник, лесной, лесочек, перелесок

-Как мы можем назвать их, одним словом?

-Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?

-От какого слова произошли эти слова?

-Найдите и выделите корень в этих словах.

- Что вы помните об этой части слова «корень»?

-Однокоренными (родственными).

-У них есть общая часть, и они близки по смыслу.

- Корень лес (обозначают дугой).

- Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.

Познавательные:

анализ, обобщение, синтез.

  1. Сообщение темы урока.

 -Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?

- Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова. Как она называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.

- Какое слово получилось из первых букв отгадок?

- Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части. Только мы их пока не знаем.

- Окончание.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование (прикидка результата).

  1. Изучение нового материала.

- Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.

-А как вы думаете, что такое окончание?

 Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

-Верно.

(На доске учитель вешает плакат с  тремя вопросами:

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?)

-На эти четыре вопроса мы постараемся найти ответы.

- Нужно знать, где находится окончание в слове.

- Нужно знать, как обозначают окончание в слове.

- Нужно знать, зачем нужно окончание.

Ругулятивные: целеполагание, планирование

  1. Поиск ответов на поставленные вопросы.

-Посмотрите на группу слов: лес,   леса,   в лесу

-Чем различаются эти слова?

-Изменяемая часть слова называется окончанием.

- На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас?

-Верно. Окончание стоит на конце слова.

Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы.

Буквами в  конце.

- На первый вопрос: «Где стоит окончание в слове?»

Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова.

Познавательные:

доказательство.

2. Поиск решения проблемной ситуации.

-Недавно я побывала в планетарии. Там нам показали письмо от инопланетян. Учёные пытались прочесть его, но не всё в нём поняли. Давайте поможем учёным. Вот это письмо.

-Громко и четко письмо прочитает…

Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля?

- Ребята, всё ли понятно в этом письме?

-Почему?

- Давайте попробуем связать слова друг с другом. Что нужно для этого сделать?

- Правильно. Нужно поменять окончание у слова «Земля». Давайте исправим текст.

(Дети читают текст, исправляя ошибки. На экране у слова «Земля" меняются окончания.)

- Что мы меняли: само слово или только его окончания?

- Выпишите слово Земля в его разных формах.

-Выделите общую часть слова – корень.

- Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.

-Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком.

-Ребята, а зачем мы меняли окончания?

- Какие значения может иметь слово «земля»? Давайте заглянем в толковый словарь.

- Можем ли мы сказать, что слово «земля» многозначное?

- В каком значении употреблено слово «Земля» в письме инопланетян?

Надеюсь, мы помогли учёным в работе с письмом.

- Нет.

- Потому что не все слова связаны друг с другом, а мы знаем, что в предложениях слова должны быть связаны по смыслу. Только тогда всё будет понятно.

- У слова «Земля» надо поменять последние буквы, концовку слова.

- Само слово не менялось. Менялось лишь окончание.

- Дети выписывают:

Земля, мимо Земли, на Землю, на Земле.

- Дети выделяют корень земл.

- Я, и, ю, е.

- Дети выделяют окончания.

- Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении.

1. Земля – третья от Солнца планета.

2. Суша.

3. Почва, поверхность.

4. Страна, государство.

5. Территория, находящаяся в чьей-то собственности.

- Да.

- Земля – это планета.

Познавательные: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом.

3. Формулировка правила.

- Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор.

Уберите неверный ответ и оставьте верный.

1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова.

2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова.

3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов.

4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком.

- Откройте учебники на странице 92. Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом.

-Кто думает, что мы, верно, ответили на данные вопросы? Поднимите руку.

-Кто считает иначе?

Дети читают вопросы и выбирают верный. Неверный ответ исчезает.

- Вывод в учебнике совпал с нашим выводом.

Регулятивные: фиксация результата.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные: контроль, сравнение с образцом в учебнике.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Цель: снять физическое напряжение.

4. Выполнение упражнения №1.

-Найдите выше 1 упражнение, поставили на него пальчик.

-Громко и четко задание прочитает…

-Громко и четко первое предложение прочитает…

-От какого слова будем задавать вопрос?
- Какой будет вопрос?

-Как изменится слово чеснок?

-Найдите ниже ключик.

-Послушайте внимательно еще одно правило и запомните его.

-Какое окончание будет в слове чеснок в первом предложении?

-Верно, нулевое.

-Второе предложение громко и четко прочитает…

-От какого слова будем задавать вопрос?
- Какой будет вопрос?

-Как изменится слово чеснок?

-Какое будет окончание?

-Третье предложение громко и четко прочитает…

-От какого слова будем задавать вопрос?
- Какой будет вопрос?

-Как изменится слово чеснок?

-Какое будет окончание?

-Четвертое предложение громко и четко прочитает…

-От какого слова будем задавать вопрос?
- Какой будет вопрос?

-Как изменится слово чеснок?

-Какое будет окончание?

-Последнее предложение громко и четко прочитает…

-От какого слова будем задавать вопрос?
- Какой будет вопрос?

-Как изменится слово чеснок?

-Какое будет окончание?

-Спишите данный текст правильно, то есть, изменяя слово чеснок в правильную форму.

-А как можно узнать его правильную форму?

-Правильно, задав к нему подходящий вопрос.

-Спишите текст и выделите окончания в слове чеснок.

Ценят чеснок в народе.

От слова ценят.

Ценят что?

Никак, останется также.

Нулевое.

В чесноке много полезных веществ.

Много полезных веществ.

Много полезных веществ где?

В чесноке.

Сок чеснока помогает залечивать раны.

Сок.

Сок чего?

Чеснока.

Раньше чесноком лечили кашель.

Лечили кашель.

Лечили кашель чем?

Чесноком.

-ом

Благодаря чесноку обрели здоровье много людей.

Благодаря.

Благодаря чему?

Чесноку.

Задав к слову вопрос.

Познавательные : анализ, синтез.

Регулятивные: контроль и коррекция.

5. Выполнение упражнения №3.

-Найдите третье упражнение, поставьте на него пальчик.

-Громко и четко задание прочитает…

-Что нам нужно сделать?

-С новой красной строки, большой буквы запишите слово волна, выделите окончание и поставьте запятую.

-Задаем вопрос к слову волна- нет чего? Волны.

-Какое окончание будет?

-Запишите это слово, выделите окончание, пишем через запятую.

-Задаем следующий вопрос к слову волна- дать чему? Волне.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову волна- творить чем? Волной.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову волна- говорить о чем? О волне.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание, поставьте точку.

-С новой строки, большой буквы запишите слово конь, поставьте запятую.

-Какое будет окончание?

-Как называют такое окончание?

-Задаем вопрос к слову конь - нет кого? Коня.

-Какое окончание?

-Запишите слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову конь- дать кому? Коню.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову конь - творить кем? Конем.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову конь- говорить о ком? О коне.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание, поставьте точку.

-С новой строки, большой буквы запишите слово село, поставьте запятую.

-Какое будет окончание?

-Задаем вопрос к слову село - нет чего? Села.

-Какое окончание?

-Запишите слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову село- дать чему? Селу.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову село-творить чем? Селом.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову село- говорить о чем? О селе.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание, поставьте точку.

-С новой строки, большой буквы запишите слово степь, поставьте запятую.

-Какое будет окончание?

-Задаем вопрос к слову степь - нет чего? Степи.

-Какое окончание?

-Запишите слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову степь- дать чему? Степи.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову степь- творить чем? Степью.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание.

-Задаем следующий вопрос к слову степь- говорить о чем? О степи.

-Какое окончание?

-Запишите данное слово, выделите окончание, поставьте точку.

Волна,

Нет чего?- волны.

Дать чему? - волне.

Творить чем? – волной.

-ой

Говорить о чем? – о волне.

Конь.

Никакое.

Нулевое.

Нет кого? – коня.

Дать кому? – коню.

Творить кем? – конем.

-ем.

Говорить о ком? – о коне.

Село.

Нет чего? – села.

Дать чему? – селу.

Творить чем? – селом.

-ом

Говорить о чем? – о селе.

Степь.

Нулевое.

Нет чего? – степи.

Дать чему? – степи.

Творить чем? – степью.

Говорить о чем? – о степи.

Познавательные :

анализ, синтез.

Регулятивные: контроль и коррекция

6. Выполнение упражнения №5.

-Найдите 5 упражнение, поставьте все на него пальчик.

-Громко и четко прочитает задание…

-Что нужно сделать?

-Первое предложение выполнит…

-Какое будет окончание?

-Следующее предложение выполнит…

-Какое будет окончание? И т.д…

-Спишите предложения без скобок, вставив в прилагательные окончания и выделив их.

Спиши, вставляя окончания имен прилагательных.

Вставить окончания прилагательных.

-ая.

-ое; -ой; -ие;

Познавательные :

анализ, синтез.

Регулятивные: контроль и коррекция.

  1. Итог урока.
  1. Подведение итога урока.

-Что такое окончание?

-Где стоит окончание в слове?

-Зачем  нужно окончание?

-Как обозначают окончание в словах?

- Что запомнилось вам на уроке?

Значимая изменяемая часть слова.

В конце.

Для связки слов.

Квадратиком.

Познавательные: обобщение.

2.  Рефлексия.

-Продолжите предложения:

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»

-Что показалось на уроке трудным?

-Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов?

Об этом мы поговорим на дальнейших уроках.

-Урок окончен, до свидания!

Продолжают предложения.

Регулятивные:

самооценка.

Определение перспективы.



Предварительный просмотр:

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 4

Л есник, лесной , лесочек, перелесок

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 О в о щ и К а п у с т а О г у р е ц Н а р о д Ч е л о в е к А р б у з Н е з а б у д к а И н е й Е ж е в и к а

Слайд 6

Тема урока: «Окончание слова»

Слайд 7

Лес леса в лесу

Слайд 8

Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля?

Слайд 9

Люди планеты Земл я . Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земл и . Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земл ю . Но не знаем, сможем ли мы жить на Земл е ?

Слайд 10

Земля , з емли, з емлю , з емле .

Слайд 11

1. Земля – третья от Солнца планета. 2. Суша. 3. Почва, поверхность. 4. Страна, государство. 5. Территория, находящаяся в чьей-то собственности.

Слайд 12

Окончание – это А)изменяемая часть слова. Б)неизменяемая часть слова.

Слайд 13

Окончание стоит А)в начале слова; Б)в середине слова; В) в конце слова.

Слайд 14

Окончание служит А) для связи слов в предложении; Б) для образования новых слов.

Слайд 15

Окончание в слове обозначают А) дугой ; Б) квадратиком.

Слайд 16

Продолжите предложения: «Теперь я знаю….» «Теперь я умею…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".

Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова"  разработана по учебнику А.В.Поляковой, предназначена для учителей работающих по развивающей системе Л.В.Занк...

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...

Конспект урока по русскому языку «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» 2 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

Цели деятельности учителя: введение понятия «нулевое окончание», формирование умения выделять в слове окончание и основу слова.Планируемые результатыПредметные: уметь выделя...

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс...