Конспект урока "Одушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока "Одушевленные имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: познакомить учащихся с понятиями одушевленных и неодушевленных существительных, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Задачи урока: познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные»  существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных; формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания; воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:  

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять  анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать  их при классификации имён существительных.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный,  дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:  компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки для групповой, парной работы, изображения для рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

1 Мотивация к учебной деятельности

Сегодня у нас необычный урок.   

- А теперь посмотрите друг другу и улыбнитесь. 

Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

- Хорошо! Сначала сядут девочки. А теперь мальчики. Девочек надо уважать.

Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие по стране знаний. В путешествие мы отправляемся на этом весёлом паровозике. Итак, вы готовы?       

Станция «Разгадай-ка»

Словарная работа

- Ребята, разгадайте ребусы на доске (сорока, ворона, коньки, корова, мороз

(картинки)

  1. Повторение об имени существительном.

Картинки появляются на доске  

- К какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные).

-  Правильно, это имена существительные. Что обозначают имена существительные? (Предметы.)

- На какие вопросы они отвечают? (Кто? , Что?)

  1. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите , пожалуйста, на доску. По какому признаку можно сгруппировать эти картинки? (КТО? ЧТО?)

Обсуждение.

Я считаю, что существительные можно сгруппировать следующим образом в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?.

- Ребята, какие существительные вы отнесли в первый столбик? Почему?

(Эти существительные отвечают на вопрос: кто?)

- Какие существительные отвечают на вопрос кто? ( существительные, которые обозначают названия людей, животных, у них есть душа, их иначе можно назвать одушевленными.)

- А какие существительные вы отнесли ко второму столбику? Почему? (Эти существительные отвечают на вопрос что?)

Какие существительные отвечают на вопрос что?

- все остальные имена существительные, которые обозначают предметы у которых нет души.

Сделаем вывод:  Одушевленные имена существительные обозначают людей, животных, отвечают на вопрос кто?, а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают на вопрос что? 

Сформулируем тему нашего урока

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные» (слайд 25)

- Поставим задачи к нашему уроку. «Продолжи предложение»

-научиться различать…. (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- узнать больше об… (одушевленных и неодуш сущ.ных)

- работать … (активно, дружно и быстро)

- Для этого обратимся к правилам.

Парная работа (раздать карточки)

-Работа в парах, группах

- Я приготовила вам задания, которые помогут вам усвоить наш урок, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

-У вас на столах лежат карточки, в них задания. Работаем парами. На листочках с помощью стрелок распределите слова на две группы: одушевлённые и неодушевленные.

 .

Одушевлённые имена существительные

заяц,

коньки,

 собака,

снегирь,

тетрадь,

карандаш,

дорога,

воробей

Неодушевлённые имена существительные

 

Проверим по эталону. (Самопроверка)

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок        

Станция «Отдыхай-ка»

Физминутка.

- Встали. Расслабились. Давайте немножко отдохнем, потанцуем вместе с этими детьми.

Письменная работа. Работа с учебником.

- Ребята? Сегодня какое число? (19 февраля). Как вы думаете какой праздник отмечает в этот день? (День китов. Всемирный день защиты морских млекопитающих)

Открыли тетради. Записываем сегодняшнее число.

Работать будем по группам. Упражнение 81 (на доске работают 1 ученик с каждой группы)

 Воспитательный аспект урока

- Какая группа  быстрее справится с заданием?

- А теперь немножко поиграем.

Станция «Играй-ка»

Игра:  Найдите «лишнее» слово. Подчеркните его.

Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода

Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

Друг, приятель, сосед, подруга, дружба

Поход, турист, дорога, костёр, палатка

Ученик, ученица, школа, директор, школьник

- Молодцы. Отлично справились с заданием.

Станция «Превращай-ка»

Групповая работа:

Задание: Как настоящие волшебники, изменив всего одну букву мы превратим неодушевлённые существительные в одушевленные. Кто может придумать свою пару слов?

миска-Мишка                                        корона-корова

коса-коза                                                липа-лиса

корона-ворона                                       бак-рак

дверь-зверь                                             рот-кот

Итог урока:

- Давайте подведём итоги. Что вы знаете об имени существительном?

Им.сущ -----часть речи ------кто?----что? ------предмет----одуш-----неодуш

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке самостоятельно с помощью облачка и солнышка. Кому понравился урок поднимите солнышко, а не понравился урок – облачка.

Выставление оценок

- Вы довольны своей работой?

Домашнее задание: (Слайд 37)

Выберите домашнее задание

1ряд: Подобрать 6 одушевленных существительных (отвечающих на вопрос кто?)

 2ряд: Подобрать 6 неодушевленных существительных (отвечающих на вопрос что?)

Всему классу: Упр 86 (стр51)

Карточка

Подчеркни одушевленные имена существительные одной чертой, а неодушевленные двумя чертами.


Пенал, карандаш, индюк, дом, ваза, корова, учитель,  повар, бумага, рыба.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

19 ф е враля. Кла сс ная р а бота.

Слайд 5

научиться различать… узнать больше об …

Слайд 7

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."...

Конспект урока "Имена существительные с шипящими на конце" (2 класс)

Урок обобщает знания учащихся об именах существительных. Знакомит с правилом написания имён существительных с шипящим на конце....