Урок русского языка по теме: " Род имён существительных"(закрепление)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок служит для развития умения определять род имён существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК « Школа России»

Тема. «Род имён существительных».

(закрепление)

3 класс



        


Тема: "Род имен существительных"

Тип урока: закрепление изученного

Цель: развивать умения определять род имен существительных

Задачи:

- актуализировать знания о морфологических признаках имени существительного;

- закрепить умения  определения рода существительного.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

Метапредметные:

 -умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

  - умение слушать собеседника,  высказывать свою точку зрения,   

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность,  соблюдение орфографического режима.   

Оборудование: таблицы по теме «Имя существительное», учебник  «Русский язык» 3кл. автор В.П. Канакина, В. Г. Горецкий ( II часть), раздаточный материал, сигнальные карточки для определения рода существительных, игровой момент Мудрая Сова, муз. физминутка.

Ход урока

I Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над закреплением изученных знаний по теме «Имя существительное». А Мудрая Сова будет следить за правильностью выполнения заданий.

II Проверка домашнего задания.

       III Актуализация знаний.

  • 1.Минутка чистописания

На доске буквы..

Дд Кк  Пп Рр

- Какие вы видете буквы?

- Какие обозначают звуки?

- Назовите глухие согласные, звонкие согласные, парные, непарные.

2.Словарная работа

Выписать на данные буквы слова из орфографического словаря на тему «Школа»

( словарь в конце учебника). Укажите орфограмму ( Слова с непроверяемым написанием)

Дежурный, девочка, карандаш, класс, коллектив, компьютер, пенал, поэт, ребята, рисунок.

 ( Взаимопроверка)

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

- Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное».

3.Разминка: игра « Верно или  неверно»

Имя  существительное – это часть речи? (Верно!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  Что делать, что сделать? (Неверно!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Верно!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Неверно!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Верно!)

     4.  Игра «Дополни предложение и приведи свой пример»

Имена существительные бывают………….    . ( Одушевленные и неодушевленные)

Имена существительные бывают …………..   . ( Собственные и нарицательные )

Имя существительное имеет   ……………  число .

Имя существительное принадлежит к определенному ……….( роду).

-  Давайте вспомним стихотворение, по которому мы на прошлом уроке учились определять род имен существительных (на доске стихотворение с пропущенными словами )

                                                Женский род запомню я

                                                И скажу …… ( она, моя)

                                                И запомню род мужской

                                                И опять скажу: ….. ( он, мой )

                                                 Средний род ….. ( оно, мое )

                                                   Это правило твое.

IV Закрепление

Творческое задание. Работа в тетрадях .

1.Картинный диктант (показываю картинки). Распредели слова в соответствии с  родом. Определи орфограммы.  

Заяц, муха, земляника, арбуз, гнездо, морковь, яблоко, лимон, белка, солнце. ( При помощи сигнальных карточек указывают род существительного)

V Физминутка

Я называю существительные, если слова мужского рода – показываем рывки руками, если слова женского рода – хлопаем в ладоши, если среднего рода – садимся за парты (тетрадь, пенал, окно, ручка, солнце, тучка, дверь, ученица, одеяло ).

   Гимнастика для глаз ( показываем движения только глазками)  на выбор учителя.

2. Работа с учебником упр.№43 стр.27. Составить и записать словосочетания из слов и указать род имен существительных. (Работа в парах)

VI Продолжение работы по теме урока.

1. Загадки. Отгадай загадки .

(Назови отгадку, запиши  назови орфограмму, определи род )

1) Зимой  в поле лежал, а весной снегом сбежал. ( Снег)

2) В шубе летом, а зимой раздетый .  (Лес)

3. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( Туча)

4. Светит, а не греет. ( солнце )

 5. Живет под крылечком хвост колечком. ( Собака)

6. Без рук, без топоренка свили на дереве шубенку. ( гнездо)

7. Зимой и летом одним цветом.( ель, сосна)                                                                                                                              

 

 2. Упражнения по определению рода  имени существительного.

     Задание: Прочитай, назови басню, найди имена существительные, укажи род.

                        Однажды Лебедь , Рак и Щука

                        Везти с поклажей воз взялись.

                                                                         ( И. Крылов)                                          

   3.Задание :Подбери слова, замени местоимения

         Она ( моя)- ………..

         Он( мой) - …………

         ОН( МОЙ)- ………….

      4. Задание

Работа в паре.

 Придумать  пять существительных женского рода, обозначающих растения- цветы.

  Придумать  пять существительных мужского рода, обозначающих животных.

         

  • Рефлексия.

-  Как определить  существительные ж. р., м. р, ср. р.

IX. Подведение итогов урока

- Какого рода бывают имена существительные?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

X. Домашнее задание.

1. Повторить правило  стр. 25, упр.45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...

презентация к уроку русского языка по теме "Род имён существительных".

урок русского языка в 3 лассе по теме " Род имён существительных" разработан в рамках ФГОС по программе "Начальная школа 21 век"...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...