Путешествие на неизведанную планету 2 класс
план-конспект урока по русскому языку

Путешествие на неизведанную планету 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_neizvedannuyu_planetu_2_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие на неизведанную планету»

План – конспект урока  во 2 классе

                                                                                       

Путилова Надежда Ивановна,

                                учитель начальных классов

г. Челябинск

2010 г   

Путешествие на неизведанную планету

Грамматический бой по русскому языку для учащихся 2 класса

                                                                       

Цели: Создать условия, для того чтобы:

          - обобщить имеющиеся у детей знания по теме «Части речи»;

          - развивать навыки исследовательской работы;

          - формировать навыки связной речи, отстаивания своей точки зрения;

          - воспитывать активность, самостоятельность, грамотность.

Оборудование: карточки с заданиями;

                          Выставка книг «Эти книги помогут вам полюбить грамматику»;

Плакаты: «Величайшее богатство народа – его язык!» (М. А. Шолохов);

                   «Русский язык необыкновенно богат». ( В. Г. Белинский)

Ход  урока

Слайд № 1(Грамматический бой)

Слайд № 2 (Слово о русском языке)

Учитель: - Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен многим людям разных национальностей, но «не зная языка хорошо – красиво и всем понятно не напишешь, правильно и грамотно – не скажешь!»

Слайд № 3 (Путешествие на неизведанную планету)

- Сегодня на уроке мы проведём грамматический бой и совершим необыкновенное путешествие на неизведанную планету в космическом корабле. А на какой планете мы побываем, вы ответите в конце нашего урока.

 Я – командир корабля. У меня три экипажа. Экипажи к полёту готовы?

Слайд № 4 (Существительное)

- Поприветствуйте, экипаж №1 под названием «СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

- Экипаж наш девиз: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»

Слайд № 5 (Глагол)

- Поприветствуйте экипаж №2 под названием  «ГЛАГОЛ»

- Экипаж наш девиз: «Что для меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт»

Слайд № 6 (Прилагательное)

- И экипаж №3 под названием «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

- Экипаж наш девиз: «Даю я признаки предметам, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!»

Слайд № 7 (Внимание! Внимание! Приготовились к полёту!)

- Экипажи, займите свои места и приготовьтесь к полёту. Внимание!

Физкультминутка.

- Пристегнуть ремни.

- Протяжка.

- Один.

- Прокачка.

- Два.

- Промашка.

- Три.

- Продувка.

- Четыре.

- Контакт!

- Есть контакт!

- Пуск! … (звучит космическая музыка)

Слайд № 8 (Центр управления полётом)

- Работают все приборы космического корабля. С Земли управляют нашим кораблём и оценивают ваши знания учителя начальных классов: (представление учителей).

 За вас болеют и переживают земляне – ученики 2 «А» и 2 «В».

- Капитаны экипажей поприветствуйте ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЁТОМ: (капитаны команд приветствуют учителей и вручают им калькулятор)  

«ВАМ И СЛАВА И ПОЧЁТ!  ВСЕ МЫ ЛЮБИМ – ТОЧНЫЙ СЧЁТ!»

Учитель.

- И ПУСТЬ ОСТРЕЙ КИПИТ БОРЬБА,
 СИЛЬНЕЙ СОРЕВНОВАНИЕ,

  УСПЕХ РЕШАЕТ НЕ СУДЬБА,
 А ТОЛЬКО ВАШИ ЗНАНИЯ!!!
- У какого экипажа больше знаний, тот  и одержит победу. И поэтому победителем будет только один экипаж, будьте к этому готовы.

Слайд № 9 (Ручное управление)

РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

- Переходим на ручное управление. У вас на партах штурвал. Штурвал можно крутить в обе стороны. Посадит корабль на планету тот экипаж, который больше составит слов.  (Учащиеся на листочках записывают слова)

                                                                                   СОК, СОКОЛ, КОЛЕСО, ОКО, КОЛ,

                                                                                   ЛЕС, ЛЕСОК, СЕЛ, СЕЛО, ОСЁЛ, ЕЛ

                                                                       

 

- Пока экипажи крутят штурвал, болельщики, задание для вас. Внимание на пульт управления.

Слайды с № 10 по № 18 (Ребусы)

РЕБУСЫ  (болельщики отгадывают ребусы)

- Молодцы, болельщики! Экипажи, сдали работы, жюри подводит итог.

- Ура! Сели! Неизвестную планету надо исследовать. В каждом исследовании участвуют все представители  экипажа. Капитаны руководят своим экипажем.

Слайд № 19 (Разноцветная планета)

ИССЛЕДОВАНИЕ  №1  (РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА)

- Эта планета удивительно разноцветная. Вспомните голубя. Какого цвета его шейка? (голубая).

- Какого цвета кора дерева?

- Коричневая – от слова «кора».

Исследователи получают карточки с заданиями, в которых надо объяснить происхождение слов.            

СИРЕНЕВЫЙ, МАЛИНОВЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ.

Ответы учащихся:

1. Слово СИРЕНЕВЫЙ обозначает цвет сирени (светло – фиолетовый и бледно – лиловый)

2. Слово МАЛИНОВЫЙ напоминает цвет малины.

3. Слово ОРАНЖЕВЫЙ произошло от французского слова оранж – апельсин.

Слайд № 20 (Конкурс капитанов)

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Вы, капитаны попали на планету «Непроверяемых написаний».

(Ответы на загадки говорят болельщики, а капитаны записывают их в домиках, нарисованных на доске.)

  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
  2. Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся – обнимает и дерётся. (Ветер)
  3. Тоненькое, кругленькое, сердце тёмненькое, кто его видит, мысли знает. (Карандаш)
  4. Железный нос в землю врос, копает, землю разрыхляет. (Лопата)
  5. Старик – шутник на улице стоять не велит, а нос домой тянет. (Мороз)
  6. Если б не было его, не сказал бы ничего.  (Язык)

Слайд № 21 (Планета птиц)

ИССЛЕДОВАНИЕ  №2  (ПЛАНЕТА ПТИЦ)

- На этой планете живут удивительные птицы. Маленькая сова называется Сплюшка, Она летит и кричит: «Сплю-сплю-сплю». Трясогуска – трясёт хвостиком, гузиком. Горихвостка имеет хвост ржаво-красного цвета, птица сильно трясёт и хвост вспыхивает как красный огонёк, как – будто горит.

- Объясните названия птиц.

ОВСЯНКА, КУКУШКА, МУХОЛОВКА.

Ответы учащихся:

1. ОВСЯНКА питается семенами растений и жёлтая окраска напоминает цвет спелого овса.

2. КУКУШКА так названа потому, что кричит «Ку – ку».

3. МУХОЛОВКА – очень хорошо ловит мух.

Слайд № 22(Конкурс болельщиков)

Слайды с № 23 по № 30(Планета необычных животных)

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ (Планета необычных животных)

- На этой неизведанной планете живут удивительные животные, но у них необычные имена, догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами?

1. Гавчик (Пёс, собака)                             5. Колючка (Ёж)                          

2. Хобот (Слон)                                        6. Мяука (Кошка)

3. Двугорбик (Верблюд)                         7. Тельняшка (Зебра)            

4. Длинношей (Жираф)                          8. Берлогин (Медведь)

Слайд № 31(Планета цветов)

ИССЛЕДОВАНИЕ  №3  (ПЛАНЕТА ЦВЕТОВ)

- На этой планете растут удивительные цветы. Посмотрите на тюльпан (картинка) – название произошло от персидского тюрбан. Что это такое?

- Посмотрите на гладиолус (картинка) – название произошло от латинского – небольшой меч. Сравните со словом «гладиатор». Кто такие гладиаторы? Они носили мечи.

- Посмотрите на астру (картинка) – название произошло от греческого слова «звезда».

Следующая группа исследователей объясняет:

КОЛОКОЛЬЧИК, ГВОЗДИКА, ПОДСОЛНУХ.

Учитель.

- А теперь мы исследуем все вместе. На этой планете растут странные растения. Если их не правильно поливать, вырастут хищные, прожорливые сорняки, которые будут есть всё подряд. Есть инструкция, но она подмокла и все знаки препинания растворились.

Появляется плакат, на котором нарисованы овощи со страшными рожицами, растущие на грядке.

Слайд № 32(Поливать супом нельзя поливать водой!)

Написано:  ПОЛИВАТЬ СУПОМ НЕЛЬЗЯ ПОЛИВАТЬ ВОДОЙ! (Коллективное обсуждение: где поставить запятую.)

Слайд № 33 (Инсценировка)

ИНСЦЕНИРОВКА по стихотворению С. Маршака «Знаки препинания». У учащихся на груди прикреплены плакаты с нарисованными знаками препинания.

Чтец.

У последней точки, На последней строчке

Собралась компания, Знаков препинания.

Прибежал чудак – Восклицательный знак.

(Вбегает восклицательный знак)

Никогда он не молчит, оглушительно кричит.

Восклицательный знак.

- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Чтец.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак. (Входит вопросительный знак.)

Задаёт он всем вопросы:

Вопросительный знак.

- Кто? Кого? Откуда? Как?

Чтец.

Явились запятые, Девицы завитые. (Входят запятые).

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые.

- Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ. (Входит точка с запятой).

Точка с запятой.

- Если нет над вами точки,

Запятая -  знак пустой.

Чтец.

Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие…

(Появляются двоеточие и многоточие).

Двоеточие.

- Нет, постой!

Я важней, чем запятая, Или точка с запятой,

Потому что я в два раза, Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.

Чтец.

Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.

Многоточие.

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Чтец.

Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак.

- То есть как?

Чтец.

Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак.

- То есть как!

Чтец.

И сказала точка, Точка – одиночка.

Точка.

Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас.

Слайд № 34 (Конкурс «Дружба с заглавной буквой)

КОНКУРС «ДРУЖБА С ЗАГЛАВНОЙ БУКВОЙ»

   На букву «С»                    На букву «Г»               На букву «П»

- Как тебя зовут?

- Как твоё отчество?

- Как твоя фамилия?

- В какой стране ты живёшь?

- Как называется город, в котором ты живёшь?

- А улица?

- Назови кличку твоей собаки или кошки.

Слайд № 35 (Планета грибов)

ИССЛЕДОВАНИЕ № 4 (ПЛАНЕТА ГРИБОВ)

- Смотрите, здесь растут необычные грибы. Подосиновик – под осинами, а дождевик – после дождя. Попробуйте объяснить названия грибов.

Следующая группа исследователей получает карточки.

 МУХОМОР, МАСЛЯТА, СЫРОЕЖКИ.

Учитель,

- У маленьких жителей этой планеты есть удивительные вещи. Это учебники, ручки, линейки, дневники, подставки для книг, пеналы и многие другие школьные принадлежности. Для вас, экипажи следующий конкурс.

Слайд № 36 (Конкурс «Слова – змейки»)

КОНКУРС «СЛОВА – ЗМЕЙКИ» (На листах)

* ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: - Все вместе знакомимся с языком планеты (фронтально).

- Чем кончается день и ночь? (Ь)

- Чем кончается лето и начинается осень? (О)

- Что стоит посредине земли? (М)

- Почему таблица букв называется алфавит и азбука?

- Почему новый текст пишут с красной строки?

Учитель.

- Как же называется эта неизведанная планета?

Чтобы узнать это, экипажам нужно выполнить последнее задание.

Слайд № 37(Шарады)

ШАРАДЫ.

(На доске прикреплены 3 листа – задания)

ЗАДАНИЕ: Разгадать шараду, составить слово, перевернуть лист обратной стороной.

ПРИСТАВКА                                        ПРИСТАВКА                                    ПРИСТАВКА

ПРИНЁС                                                  ПОДРУГА                                       ПОКАЗАЛ

КОРЕНЬ                                                КОРЕНЬ                                           КОРЕНЬ

ПЕРЕЛЁТ                                                ИГРУШКА                                        ВТОРОЙ

СУФФИКС                                            СУФФИКС                                      СУФФИКС

     ЕЛ                                                             АЛ                                                      ИЛ

ОКОНЧАНИЕ                                      ОКОНЧАНИЕ                                  ОКОНЧАНИЕ

ШАРИКИ                                                ОГОНЬКИ                                        ДОМИКИ

Слайд № 37(Прилетели, поиграли, повторили)

Должны получится слова: ПРИЛЕТЕЛИ ,  ПОИГРАЛИ,  ПОВТОРИЛИ, а на обратной стороне листов написано крупными буквами:  НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК

Слайд № 38 (Наш родной язык)

Слайд № 39  (Внимание! Внимание! Приготовились к возвращению на землю)

- Внимание! Внимание! Приготовились к возвращению на землю.

Физкультминутка.

Слайд № 40

- Слово предоставляется ЦУП.

- Итог. Награждение.

     При подготовке урока были использованы следующие источники:

1. www.zooclub.ru

2. www.solnet.ee/sol/002/z_078.html  

3. www.florafauna.ru  

4. homezhivotnie.narod.ru

5. «Природа, человек, общество», электронное пособие – ООО «ДОС», 2004. (СВ – ROM)

6. «Окружающий мир», уроки Кирилла и Мефодия – ООО «Кирилл и Мефодий», 2008. (СВ – ROM)

Литература:

1. А. А. Гусева «Грамматический бой»;

2. Л. А. Введенская, Р. Я. Саакьян «Наш родной язык»;

3. Л. А. Шкатова «Подумай и ответь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час "Путешествие на неизведанную планету" 2 класс

На данном занятии дети проводят исследования о происхождении слов - названий грибов, растений, птиц.......

Игра - путешествие К неизведанным планетам 4 класс

Игра- путешествие  К неизведанным планетам...

классный час "Путешествие по неизведанным планетам"

презентация и конспект класного часа к 12 апреля для первого класса...

Путешествие по неизведанным планетам

12 апреля – День Космонавтики.Путешествие по неизведанным планетам....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по неизведанным планетам"

Данное внеклассное мероприятие посвящено полету в космос первого человека и триумфе советской науки и техники....

Путешествие по неизведанным планетам

Мероприятие, посвященное Дню космонавтики...

Путешествие по неизведанным планетам.

Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим....