Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе "В решете воду не удержишь"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Павлова Олеся Сергеевна

Ожидаемые результаты:
Предметные: обучающие познакомятся с понятием «домашняя утварь», получат возможность понимать значения устаревших слов, соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Метапредметные:

  1. Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

2.     Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

3.     Регулятивные: обладать способностью к волевому усилию и умением преодолевать препятствия; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формировать умение ставить цели, планировать свою учебную деятельность; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_reshete_vodu_ne_uderzhish.docx344.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Учебный предмет: Родной русский язык

УМК «Школа России»

Тема: В решете воду не удержишь

Тип урока: открытие нового знания

Цель: ознакомление учащихся с домашней утварью, обучение понимания значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Задачи урока:

Дидактические: создать условия для знакомства учащихся со значением русской поговорки.

Развивающие: создать условия для развития познавательной сферы; учить проводить анализ, сравнение и классификацию изученных и исследуемых объектов по заданным критериям; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку.

Ожидаемые результаты:
Предметные: обучающие познакомятся с понятием «домашняя утварь», получат возможность понимать значения устаревших слов, соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Метапредметные:

  1. Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
  2. Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  3. Регулятивные: обладать способностью к волевому усилию и умением преодолевать препятствия; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формировать умение ставить цели, планировать свою учебную деятельность; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; обогащение активного и пассивного словарного запаса

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация; учебник

Ход урока

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент 

Беседа

Психологический настрой на деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Я вас рада видеть.

- Сегодня к нам пришел гость (на экране появляется Домовёнок Кузя)

- Кто узнал нашего гостя? Правильно, это Домовёнок Кузя!

Шесть веков ему, седьмой,

Он не толстый, не худой.

Подпоясан кушачком

И с волшебным сундучком.

Приветствуют учителя,

Отвечают на вопросы.

Эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний

Словесный практический, выполнение упражнений по образцу

Подводящий диалог

Каллиграфическая разминка

- Здравствуйте, ребята! А я вам принес интересную вещь. А какую – вы узнаете, если отгадаете загадку:

Носом – вдох, а выдох – ртом,

Поиграем с ветерком!

Я подую на игрушку –

Заверталася …. (вертушка).

- Ачто такое вертушка? Давайте запишем это слово в тетрадь!

- Давайте покажем нашему гостю, как мы умеем правильно писать!

Читает записку:

- Знакомая девочка Наташа мне написала записку, но я что-то не могу понять, что написано. Помогите мне, пожалуйста!

- Домовёнок Кузя просит нашей помощи, давайте расшифруем!

На доске запись:NSB   PZEШRЕWNТSЕ   ВDJОRQДУ   UНYVЕ   УLJДSZЕYРQЖRИFШЬ.

Говорит слова от лица Домовёнка Кузи:

- ААА, я понял! Это же пословица! Я ее хорошо знаю!

- Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы?Какие слова были не понятны?

Словарная работа (работа с толковым словарём).

- Давайте-ка запишем эту пословицу в тетрадь. (Записывает образец на доске)

- Какое слово для вас было непонятным?

- Попробуем сформулировать тему урока (ответы детей)

- Тема нашего урока: «В решете воду не удержишь». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова цель урока? (ответы детей).

- Ответить на эти вопросы нам поможет наш гость, он как раз подготовил для вас задание в учебнике на странице 53.

Записывают слово в тетрадь

Хоровое чтение стихотворения:

Я тетрадочку открою и с наклоном положу,

Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

Ответы детей:

В решете воду не удержишь

Отвечают на вопрос учителя

По образцу записывают пословицу в тетрадь

При помощи наводящих вопросов учителя дети формулируют тему урока.

Познавательные:

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Коммуникативные:Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона.

3. Работа по теме урока

Словесный вопросно-ответная беседа

1)        Упражнение 1, с.53.

-Отгадайте загадки. Подсказка: во всех загадках одна отгадка. (Луна)

- Что общего у луны с предметами на рисунках?

- Люди сравнивали далекое и непонятное с тем, что было рядом, чем пользовались каждый день. Всё, что находилось рядом называли домашней утварью.

2) Рубрика «Из истории языка и культуры» (с. 54-55)

- Прочитайте в учебнике на страницах 54-55, что же такое домашняя утварь?

 - Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями.

- А что такое утварь? От какого глагола произошло это слово?

- Из чего делали древнерусскую посуду?

- Рассмотрите рисунок на с.54-55. Назовите предметы домашней утвари. (корыто, ушат, крынка, чугунок, самовар, коромысло, решето, хлебная лопата, ухват и др.)

У печи стояли ухваты, которые доставали чугуны с едой. Рядом с топкой стояла кочерга, которой поворачивали горящие дрова. На полках хранились печные горшки и кувшины из глины. Деревянные ковши, миски, кружки. Вилок в старину не было. Пользовались удобными деревянными ложками.

Читают задание вслух, отвечают на вопросы учителя

Один ученик читает вслух, остальные про себя

ответы детей

Познавательные: Осуществляют выполнение учебной задачи, возможности её решения. Коммуникативные: Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебнойи игровой деятельности. Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

4.Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

- Ну, хватит баклуши бить - давайте щи варить! – говорит Кузя.

- Какие нам для этого нужны овощи?(Дети называют: картошка, морковка, лук, капуста)

- Правильно ребята. А капусту мы с вами вместе нарубим.

Пальчиковая гимнастика«Мы капусту рубим»:

- Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

- Мы капусту режем, режем! (2 раза)

-Мы капусту солим, солим!(2 раза)

- Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

- Мы морковку трем, трем! (2 раза)

- Вот и готово. Куда поставим чугунок? В печку?

Отвечают на вопросы

Повторяют движения:

- изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз

- ребром ладошки водим вперед и назад

- собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту

- энергично сжимают и разжимают кулачки

- правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку

5. Работа по теме урока

Практический

3)Упражнение 2, с. 55.

- Ну чтож, Домовёнок Кузя увидел, как вы умеете отгадывать загадки, варить щи. А как вы умеете работать в паре он еще не знает.

- Ваша задача - на рисунках звездного неба найти ковш, решето, коромысло.

-  Какой картинке справа соответствует картинка слева? Соедините эти картинки стрелками.

- Какие слова были новыми для вас? (Орион, Плеяды)

- Созвездие Орион названо в честь гигантского охотника в греческой мифологии, которого звали Орион. Плеяды называют звездными скоплениями.

У каждого на парте лежит листок с заданием.

 Проверяют работу со слайда.

Коммуникативные: Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль в соответствии с целевой установкой.

6. Первичное закрепление и отработка изученного материала

Словесный репродуктивный

Метод поощрения

- Как вы думаете, что же можно сравнить с решетом? Давайте прочитаем предложения в учебнике на странице 56

- Прочитайте названия предметов, которые сравниваются с решетом (фронтальная работа). Запишите эти слова в тетрадь.

- Домовёнок Кузя вместе с вами внимательно читал эти предложения. У него появился вопрос – почему в первом тексте слово «Решето» написано с заглавной буквы?

- Найдите и прочитайте еще раз этот текст.

- Давайте обратимся к рубрике «Из истории языка и культуры» и узнаем о прохождении слова «решето».

- Ребята, Домовёнок Кузя принес для вас небольшой сюрприз

(На слайде Кузя показывает мешок)

- Как вы думаете, что в этом мешке?

- Кузя нам дает подсказку:

Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов. Ответ: Подсолнух.

Каждому выдает по «семечке», которые выполнены в виде модулей черного цвета, на обратной стороне каждого модуля представлены загадки про решето и пословицы, которые схожи со значением - бессмысленное, пустое занятие.

Задает наводящие вопросы, ведет диалог.

- Как вы думаете, а зачем Домовёнок Кузя подарил вам такие необычные семечки?

- Да, действительно, вы узнали очень много новых пословиц и поговорок!

Ответы детей

читают по цепочке несколько раз

Записывают слова в тетрадь

Ведут диалог

Работают с текстом

Слушают учителя, следят за чтением учителя

Отгадывают загадку и получают по «семечке».

Нескольким детям достались одинаковые:

- если загадки, то дети поднимают руку и все дружно отгадывают;

- если пословицы, то говорят о ее значении, доказывают, что она схожа по смыслу с фразой: носить воду в решете.

Ответы детей

Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний. Коммуникативные: Выбирают адекватные способы поведения ивзаимодействия с партнерами во время игровой деятельности Регулятивные: Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок.

7. Итог урока

Беседа

- Что такое решето? Какие слова можно сравнить с решетом? Что означает выражение «решетом воду носить»?

- О чем мы говорили сегодня на уроке? Какова цель урока?(учитель задает наводящие вопросы).

- Мы узнали, что такое «домашняя утварь»

Ответы детей

Познавательные:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные:Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Регулятивные:

Планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

8. Рефлексия 

Индивидуальная работа

«Шкала успеха».

- Домовёнок Кузя с вами прощается, но ему, как и мне, интересно узнать, как же вы оцениваете свою работу на уроке.

- Я предлагаю каждому из вас взять «шкалу» и передвинуть ее так, чтобы ее расположение соответствовало вашему успеху на уроке.

- Если вы считаете, что вам нужно быть более внимательным на уроке, то располагаете «шкалу по середине», если вы хорошо работали, но не всё получилось, то чуть выше середины. А если кто-то из вас уверен, что на уроке он работал отлично, то передвинуть шкалу на самый верх.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/06a7/0008ccbe-44204270/img10.jpg

Выбирают ту шкалу (изображение), которая соответствует его представлениям о качестве выполненной работы

Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний, повышение интереса к предмету. Коммуникативные: Умение формулировать и высказывать свое мнение в эмоционально-яркой форме в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми

9.Домашнее задание

Составить предложение со словом «решето».

 

Приложение 1

Загадки:

1. Кругло и широко,

Дыр много,

А пролезть нельзя. (решето)

6. Труда много, а толку мало.

2. Новая посуда вся в дырах. (решето)

Пословицы и поговорки о труде

7. Больше дела, меньше слов.

Пословицы и поговорки о бесполезном деле:

3. Толочь воду в ступе.

8. Пошло дело как по маслу

4. Пустую воду сколько не вари - навару не будет.

9. Не спеши языком, торопись делом.

5. Всю ночь собака пролаяла на месяц, а месяц и того и не знал.

10. Хорош человек у дела

Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

I.

Организационный момент

II.

Актуализация знаний

2.1.

Каллиграфическая разминка

2.2.

Словарная работа

III.

Работа по теме урока

3.1.

Постановка учебной задачи

3.2.

Решение учебной задачи

IV.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

V.

Работа по теме урока

5.5.

Решение учебной задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Классификация слов по способу образования"технологическая карта урока по русскому языку . 2 класс

УМК "Школа 21 век" Тема: "Классификация слов по способу образования"...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Редактирование текста2

Тема урока: Редактирование текстаЦель урока: Создать условия для овладения учащимися умениями находить ошибки, допущенные в построении текста, редактировать текст....

Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Тип урока: изучение нового материалаЦель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи....

Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Личные местоимения"

Цель урока: обобщение знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению....

Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема:  «Дождик вымочит, а...