Технологическая карта урока родного русского языка в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Планируемые результаты:

Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и личностные результаты

Мотивация

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Мы сегодня продолжаем открывать тайны русского языка.

- Каким вы хотите видеть наш урок? 

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других;

Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме.

Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вы должны отгадать секрет.

"Игра - открой секрет"

Словарная работа

  1. Умная птица
    Над полем кружится,
    Клювом своим
    Она может гордиться:
    Чёрный, как смоль,
    И крепкий, как сталь,
    Клюв очень нужная
    В жизни деталь.
  2. Льется речка - мы лежим, 
    Лед на речке - мы бежим.
  3. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети.

  1. Он науку изучил,

Землю, словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять, как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется...

 Ворона, коньки, агроном, ягода.

- Внутри этих слов спрятаны другие слова. Найдите их.
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Местоимение)

Какие цели мы поставим на урок?

Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения

Коммуникативные УУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД-анализ, обобщение.

Личностные- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Решение проблемы

  Прочитайте текст.          

Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст?

Все ли в этом тексте вас устраивает?

Почему?

Как можно исправить этот недостаток?

Прочитайте, что получится, если мы исправим речевую ошибку.

( О сове)

Нет

В каждом предложении имеется слово «сова».

Заменить данное слово другим.)

Познавательные УУД- анализ, сравнение, аналогия, обобщение;  осознание и построение речевого высказывания

Какими словами вы заменили слово «сова»?

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?»

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение? 

Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?


Какой мы можем сделать вывод: Для чего же мы используем в речи местоимения? 

Местоимение заменяет имя существительное. А что такое существительное?

Значит и местоимение обозначает предмет?

 Как вы думаете? Давайте выясним.

Сейчас вы будете работать в группах.

Обучающимся предлагается текст.
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Сделайте вывод: В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? 

Садитесь на свои места

А теперь ответьте на мои вопросы, слушайте внимательно.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные,
Это без сомнения,
Все местоимения.

А теперь давайте повторим все, что узнали:

Что такое местоимение?

Как называются местоимения Я, ты, мы, вы,  он, она, оно, они? 

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.

Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».

Эти слова мы употребили вместо имени существительного.

Местоимение –это часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного.

Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов

Сущ. – это часть речи, к-рая обозначает предмет.

Предположения  детей

Куст, мальчик, конь.

Слово "он" не называет предмета.

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Я

Мы

Ты, вы

Если этот человек не знаком нам,

Если он старше.

Он, она

Они

Все они указывают на лица

Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.

Эти местоимения называются личными.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

Дети смотрят и выполняют движение за учителем.

Личностные УУД:

- умение применять правила охраны своего здоровья;

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Разноуровневые задания на карточках.

-Давайте вспомним правила работы в паре. (работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, вовремя оказывать помощь, говорить тихо, называть товарища по имени, внимательно слушать ответ). По окончанию работы показать знак с помощью рук «домик»

1 уровень. Запиши только местоимения

 И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я, на, вы, над, оно. Составьте с ними предложения, запишите

2 уровень. Запиши предложения, замени, где необходимо существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

3 уровень. Спишите, вместо точек вставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный  вкус.

Выбирают уровень, работают в паре. Проверяют по образцу.

Познавательные УУД-анализ, сравнение , аналогия, обобщение

Коммуникативные УУД-слушать и понимать речь других

Регулятивные- самоконтроль, оценка

Включение в систему знаний

1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Индивидуально

Рефлексия

Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

Какие задачи ставили перед собой?

Со всеми задачами мы справились на уроке?

Продолжите предложения

  • Сегодня я узнал…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я понял, что…

Узнать что такое М.

Выяснить, какова роль М в речи.

Узнать особенности М,

Научиться  распознавать М в речи

Д/З

Упр. 111.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.

Слайд 2

Критерии оценки набранных баллов: 9 баллов – «5» 8-7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Слайд 3

Вор она , к он ьки, агр оно м, я года.

Слайд 4

Тема урока: Местоимение, как часть речи.

Слайд 5

Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

Слайд 6

Сова — хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником. У неё мощные когти и чуткие уши. Нет ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл 3 и более – «Подтянись!»

Слайд 7

Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!

Слайд 8

"Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Слайд 9

1 уровень . Он, ты , они , она , мы, я, вы , оно. 2 уровень .. Света сегодня дежурная в классе. Она пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Он будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Они приготовились к уроку.

Слайд 10

3 уровень . Знаете ли вы , что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Оно очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. Они придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он имеет полезный и приятный вкус.

Слайд 11

Нет ошибок – 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибок – 1 балл 5 и более – «Подтянись!»

Слайд 12

1. Местоимение : а) это слово б) часть речи в ) член предложения. 2 . Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б ) глаголов в ) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б ) признак предмета в ) указывает на предмет

Слайд 13

4 . Укажите местоимение: а) ель б) ем в ) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями : а) ты, мы б) она, он в ) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Слайд 14

Проверь себя Б А В В В Б Нет ошибок – 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3 ошибки – 1 балл 4 и более – «Подтянись!»

Слайд 15

Критерии оценки набранных баллов: 9 баллов – «5» 8-7 баллов – «4» 6-5 баллов – «3»

Слайд 16

Продолжи фразу : 1.На уроке я работал ……..,потому что ……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Самостоятельные и служебные части речи."...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Имя прилагательное как часть речи".

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделе...

Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Школа России. Части речи

Технологическая карта урока по теме "Части речи", повторение....

Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема:  «Дождик вымочит, а...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК Школа России

представлен материал для 2 класса по русскому языку тема "Имя прилагательное кака часть речи"...