Русский язык «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
материал по русскому языку

Гилясова Маия Жабраиловна

Русский язык «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМИ ШЭДЖЭМ МУНИЦИПАЛЬНЭ КУЕЙМХЫХЬЭ НАРТАН КЪУАЖЭМ ДЭТ   МУНИЦИПАЛЬНЭ К1ЭЗОНЭ1УЭХУЩ1АП1Э "КУРЫТ ЕДЖАП1Э №2" ПЩЫБИЙ ИНАЛ И Ц1ЭР ЗЕЗЫХЬЭ

КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР  РЕСПУБЛИКАНЫЧЕГЕМ МУНИЦИПАЛ РАЙОНУ БИЛИМ БЕРИНЮ УПРАВЛЕНИЯСЫ НАРТАН ЭЛ МУНИЦИПАЛ БИЛИМ БЕРИУНЮУЧРЕЖДЕНИЯСЫ "ЭКИНЧИ ОРТА ШКОЛ"

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Инала Пшибиева» с. п.Нартан

Адрес: с.п. Нартан     ул. им. Али Тухужева, 1         тел./факс (86630) 9-74-98,  email:  elbrusnartan@yandex.ru    

__________________________________________________________________________________

            Русский язык

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

                           

        

                                                                                    Разработала и провела

                                                                                   учитель начальных классов   Гилясова М.Ж.                                                                                          

                                                         

                                                   

 Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

     Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных;

- формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? От слов, отвечающих на вопрос что?;  

классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, развивать умение различать их;

     Задачи:

-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

- прививать любовь и интерес к русскому  языку.

     Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

                                                    Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд №1.

-Ребята, давайте проверим, всё ли в порядке у нас на рабочем месте?

  2. Актуализация знаний.

Слайд №2.

Посмотрите на доску и прочитайте двустишие:

«Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.»

- О какой части речи говорится  в этом стихотворении?

- Что такое имя существительное?

Слайд №3.

Докажите, что данные слова-  это имена существительные (существуют)

Самолёт, врач, доброта, дождь, Алёша, заяц, скрипка, синица.

-Молодцы, дети!

3.Самоопределение к деятельности.

Слайд №4.

-Дети, кто из вас любит отгадывать кроссворды?  Я так и знала. И поэтому взяла с собой очень интересный   кроссворд.   На доске будут появляться рисунки животных и, если вы их правильно назовёте, клеточки заполнятся сами.А самое главное, ребята,  если мы с  вами  правильно заполним столбцы , то  найдём одно из главных слов нашего урока.

(год лошади по китайскому календарю).

3. Какое слово у вас получилось в выделенной строке?

-А как вы понимаете смысл этого слова- «одушевлённые» ?

-Как  можно по другому  сказать?  (живые существа).

-На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные?(приведите примеры).

Слайд №5.

-А теперь посмотрите, какие предметы появились на доске?  

-А  на какой вопрос они отвечают?

-Значит, какие это существительные?

Приведите примеры.

-Ребята, что мы нового сейчас узнали?

-Правильно, ребята. На этом уроке мы изучим  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Слайд №6.

4. Новая тема.

(Моё объяснение)

Слайд №7.

  В русском языке имена существительные  делятся на  две большие группы в зависимости от того, какие  они обозначают предметы  и на какие вопросы отвечают. Это какие группы?

Слайд №8

-Повтори, пожалуйста.

5. Физминутка.

-Мы, кажется, чуть  подустали.   Давайте поиграем и  отдохнём, ребята. (Все встают)  Если я назову одушевлённое существительное, вы хлопаете рукой 2 раза, а если неодушевлённое- продолжаете стоять.  

Спортсмен,  ракета, друг, малыш, ваза, звезда, чашка, щенок, солнце, машинист, космонавт, подснежник,  снежинка, доктор, товарищ, самолёт, кенгуру, ласточка, полянка, ромашка, слонёнок.

6. Закрепление.

-Продолжаем работу.

Слайд №9.

-Ребята, сейчас у вас самостоятельная работа.

  Запишите все слова  в два столбика под вопросами.  (после выполнения задания устно проверяю)

-А теперь давайте проверим, правильно ли вы  сказали?

А почему мы написали эти слова под вопросом «Кто?», «Что?»?

-Молодцы.

Слайд №10.

-А следующая наша работа- игра со словами. Игра называется- «Превращения». А кто дальше продолжит, прочитает условия игры?  (сама)- Изменив 1 букву в начале слова, мы превратим неодушевлённый предмет в одушевлённый по образцу.   (Устная работа)

-Молодцы!.

7. Групповая работа.

«Русский язык»  3 класс

-А  кто из вас готов помочь другому  в трудной ситуации? Кто из вас самый отзывчивый?  Ну, тогда слушайте:

-Жили –были братья лоси. Они отправились в путешествие на воздушном шаре посмотреть с высоты на красоту своего леса. А спуститься не могут. Чтобы опуститься на землю,  они должны выполнить задание. Давайте поможем лосям. Для этого разделимся на 2 группы и распределим слова по корзинам.  Ребята, прочитайте слова. Все ли слова вам понятны?  А кто такой «Сибиряк»?  (ответы детей).

8. Словарная работа.

Сибиряк- это человек, который живёт в Сибири.

-А кто из вас знает, в каком регионе мы живём? И как нас зовут? (кавказцы).

(делю ребят на 2 команды и дети выполняют задание)

- Молодцы! Выручили лосей из беды!  

-А только ли лоси живут в лесу?  Назовите других жителей леса. Кто ещё живёт в лесу кроме  зверей?  Значит-  лес это дом для многих животных.         А как мы можем помочь сохранить их дом?  Как мы должны вести себя в лесу, на  природе?

Слайд №11.

- А почему эти животные разбегаются и разлетаются?  Давайте ещё раз сформулируем правила поведения на природе:

1.Нужно соблюдать тишину.

2. Нельзя вытаптывать растения, ловить бабочек, разорять птичьи гнёзда.

3. Нужно убирать мусор за собой.

-А вы сможете дальше продолжить?

-Не нужно разжигать костры, губить растения и истреблять  животных.

10.Итог  урока.

- С какой частью речи мы работали?

-На какие две группы делятся имена существительные?

9. Рефлексия.

Слайд №12.

Выбрать одно из предложений и продолжить:

Мне понравилось на уроке…

Мне удалось на уроке…

Я могу похвалить себя за…

Слайд№13.    -Спасибо, ребята, всем за урок.    За хорошее сотрудничество я выражаю вам свою благодарность в виде небольшого подарка. Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспоминали обо мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Открытый урок на тему: " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...

Технологическая карта урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2 класс "Школа России"

Разработка технологической карты урока  позволила мне понять сам принципп дифференциации учебного процесса на уроке. Карта отмечена дипломом первой степени всероссийского конкурса от Эффектико-пр...

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс...

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"

Презентация к уроку русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительных"...

Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа: "Школа России".Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока:фор...

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....