Урок русского языка, 4 класс "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Константинова Мария Алексеевна

Конспект урока по теме "Слово. Словосочетание. Предложение". 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Слово. Словосочетание. Предложение».

Тип урока. Урок расширения и усвоения новых знаний

Цель урока: Закрепить умения находить словосочетания среди других сочетаний  слов, познакомить с отличительными признаками слова и словосочетания, словосочетания и предложения.

Задачи урока: учить определять разницу между словом, словосочетанием и предложением; закрепить умения проверять написанное, понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения.

развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;

воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в  упражнении условием. Участвовать в обсуждении поставленных вопросов, формулировать и доказывать свой ответ.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Учитывать степень сложности задания и определять возможность его выполнения.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа, работа в группах.

Вид обучения: проблемный.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Орг. момент

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.  Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,  желание больше узнать. 

К: уважительное отношение друг другу.

  1. Стадия вызова

Сл.1

Сл.2

Сл.3

Сл.4

Сл.5

Сл.6

Записываем сегодняшнее число, классная работа.

Какие орфограммы встретились.

Объясните написание слова одиннадцатое.

В преддверье какого праздника мы находимся? (день космонавтики)

А кто первый совершил космический полёт коротко нам расскажет Акбутаева Полина.

Об этом мы сегодня поговорим на внеурочной деятельности.

Запишите слова космос и космонавт. Это словарные слова, запишите их красиво и правильно, проверьте.

Аетбаеваи Карина в словаре нашла что такое космос.

Какую единицу языка вы записали?

Какими качествами личности обладают космонавты?

Запишите словосочетания, используя слова космос и космонавт.

Проверим словосочетания.

Сравните, что точнее, конкретнее называет предмет – слово или словосочетание?

Обратимся к учебнику, проверьте свои ответы. С.112.

Ставим плюс на полях, кто прав был.

О каких единицах языка мы будем говорить на уроке. Озвучьте тему урока.

Какие цели для себя поставите?

Для чего мы изучаем эту тему?

На каких ещё уроках вам нужны умения составлять предложения и правильно употреблять слова?

Я вам предлагаю круги: слово, словосочетание, предложение. В процессе работы на уроке вы узнаете как связаны между собой слово, словосочетание и предложение. Составите схему.

Ознакомьтесь с планом урока. Согласны ли вы с ним? Какие изменения желаете внести.

Что вы уже знаете о слове, словосочетании и предложении?

Что вы хотите узнать на уроке?

Акбутаева Полина

12 апреля 1961 года на космодроме Байконур был произведен старт корабля «Восток»,  На его борту был пилот-космонавт Юрий Гагарин. «Восток» завершил полет на 108 минуте, выполнив один оборот вокруг Земли. Несмотря на внештатные ситуации, Гагарин катапультировался и опустился на парашюте в двух километрах от берега Волги.

Задача полета — проверка человеческих возможностей в космосе, технического оборудования в полете и связи корабля с землей, была выполнена.

Космос – это…

  1. Составление и запись словосочетаний
  2. Сравнение предложений и словосочетаний
  3. Составить предложения из словосочетаний
  4. Сделать выводы об употреблении слов, словосочетаний и предложений в речи.
  5. Постановка цели и задач урока.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Л: применять правила делового сотрудничества.

 К: сотрудничество, ответы на вопросы.

Р: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

  1. Стадия осмысления

Сл.7

               

         

              Приём

 «Кластер»

(Фронтальная  работа)

Сл.8

Сл.9

Упр.1

Что нужно сделать?

Можно работать в паре.

Проверяем.

Какой следует вывод из упражнения?

Чем отличается слово от словосочетания?

Самооценка на ступеньках

Итак, сравним словосочетание и предложение. С.113

  1. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
  2. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба.

Подумайте и поработайте сначала в паре.

Ответим на вопросы:

  1. Выражает ли словосочетание законченную мысль?
  2. Можно ли определить вид словосочетания по цели высказывания?
  3. Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией?
  4. Может ли словосочетание входить в состав предложения?

Сделаем вывод: чем отличается словосочетание от предложения.

-Какое открытие сделали?

Сравним свой вывод с выводом из учебника.

ФИЗМИНУТКА

Упр.2.

1-2 слчт  - 1 ряд

3-4 слчт  - 2 ряд

5-6 слчт  - 3 ряд

7 слчт – кто вперёд работает.

Проверим все предложения.

Если несогласны, задаем вопросы.

Какие выводы сделали для себя выполняя это упражнение.

 Что узнали, чему научились.

Вывод из уебника.с.114

О чем вы узнаете на уроках русского языка в старших классах?

А мы с вами на поледующих уроках узнаем о видах связи слов в словосочетаниях.

Упражнене 3 (работа в группе по 4 человека)

Вывод: что же не является словосочетанием?

Проверка.

Вывод: любая ли пара слов является словосочетанием?

Как проверить, является ли запись словосочетанием, составьте алгоритм.

Составить словосочетания, применяя слова для справок;

Записать их по образцу;

Проверить.

Вывод: словосочетания конкретизируют слово

Работа по учебнику (в паре)

Нет

Нет

Нет

Да

Предложению можно дать характеристику (по интонации, по цели высказывания, имеет законченную мысль)

Чтение вывода из учебника. С.114

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте

Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Вывод: предложение состоит из словосочетания.        

Чтение правила с 114

        

Слова: около дома, за рекой, осенью, перед поездкой.

Словосочетания: ключи от квартиры, глубокое ущелье, сесть за парту, первый класс.

Предложения: Орешник рос. Люблю путешествовать. Дует ветер.

не выписали: бежать и подпрыгивать – однородные члены предложения.

  1. Прочитать
  2. Найти главное слово
  3. Задать вопрос к зависимому слову
  4. Проверить, связаны ли они между собой по смыслу.
  5. Выяснить, не является ли пара слов грамматический основой.

Р: планирование.

П: моделирование; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К сотрудничество в поиске и выборе информации.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Р: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом таблицы.

Коммуникативные УУД

 Развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме,умение работать в паре, в группе, в коллективе.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию из таблиц и текстов, представлять информацию в виде ТК.

 Обобщать и классифицировать по признакам.

Итог урока

Сл.10

3. Рефлексия

Составьте схему, используя наши круги. (работа в группах) или свою схему.

Как связаны между собой слово, словосочетание и предложение.

-Что будет, если…

Слова в предложениях не будут связаны между собой по смыслу?

-Наш урок подходит к концу. Подведём итог.

-Какую цель ставили? Достигли?

-Оцените свою работу на уроке.

-Поделитесь впечатлениями от урока. Радость у всех.

-Почему всем радостно?

Спасибо за урок! Вы молодцы!

Синквейн – это своеобразное стихотворение, миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

 Синквейн (по рядам СЛОВО, СЛЧТ,ПЛЖ)

1 строка – тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

2 строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

3 строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

4 строка- что автор думает ( фраза из четырех слов).

5 строка – новое звучание темы (синоним – имя существительное в начальной форме).

Регулятивные : 

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 Оценивать учебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей.

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

  1. Дом. задание

Ребята, откройте, пожалуйста, дневники и запишите задание.

Со словарными словами составить 3 слова, три словосочетания и три предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одиннадцатое апреля. Классная работа.

Слайд 2

к осмос космонавт

Слайд 3

Слово. Словосочетание. Предложение. Цель: я хочу узнать… я хочу научиться… мне интересно…

Слайд 4

предложение слово словосочетание

Слайд 5

План урока: Составление и запись словосочетаний Сравнение предложений и словосочетаний Составить предложения из словосочетаний Сделать выводы об употреблении слов, словосочетаний и предложений в речи. Постановка цели и задач урока.

Слайд 6

План урока: Постановка цели и задач урока; Составление и запись словосочетаний; Сравнение предложений и словосочетаний; Составить предложения из словосочетаний; Сделать выводы об употреблении слов, словосочетаний и предложений в речи .

Слайд 7

Ответим на вопросы: Выражает ли словосочетание законченную мысль? Можно ли определить вид словосочетания по цели высказывания? Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией? Может ли словосочетание входить в состав предложения?

Слайд 8

Упражнене 3. Слова: около дома, за рекой, осенью, перед поездкой. Словосочетания: ключи от квартиры, глубокое ущелье, сесть за парту, первый класс. Предложения: Орешник рос. Люблю путешествовать. Дует ветер. Не выписали: бежать и подпрыгивать – однородные члены предложения.

Слайд 9

Является ли запись словосочетанием? Прочитать Найти главное слово Задать вопрос к зависимому слову Проверить, связаны ли они между собой по смыслу. Выяснить, не является ли пара слов грамматический основой.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта ученика 4 г класса ______________________

Работа со словами с суффиксом – ость

Баллы

Мои баллы

1.

Я правильно составляю словосочетания

1 балл

Отличие слов от словосочетаний

1.

Я умею отличать слова от словосочетаний

2 балла

2.

Я  не отличаю слова от словосочетаний

0 баллов

Отличие словосочетаний от предложений

1.

Знаю отличительные особенности словосочетаний от предложений

2 балла

2.

Я не различаю словосочетания от предложений.

0 баллов

Я активно работал, отвечал на вопросы

5 баллов

Я ошибся при ответе на вопросы

1 балл

Я не работал на уроке

0 баллов

Я набрал всего:

……..

 балла

Технологическая карта ученика 4 г класса ______________________

Работа со словами с суффиксом – ость

Баллы

Мои баллы

1.

Я правильно составляю словосочетания

1 балл

Отличие слов от словосочетаний

1.

Я умею отличать слова от словосочетаний

2 балла

2.

Я  не отличаю слова от словосочетаний

0 баллов

Отличие словосочетаний от предложений

1.

Знаю отличительные особенности словосочетаний от предложений

2 балла

2.

Я не различаю словосочетания от предложений.

0 баллов

Я активно работал, отвечал на вопросы

5 баллов

Я ошибся при ответе на вопросы

1 балл

Я не работал на уроке

0 баллов

Я набрал всего:

……..

 балла

Технологическая карта ученика 4 г класса ______________________

Работа со словами с суффиксом – ость

Баллы

Мои баллы

1.

Я правильно составляю словосочетания

1 балл

Отличие слов от словосочетаний

1.

Я умею отличать слова от словосочетаний

2 балла

2.

Я  не отличаю слова от словосочетаний

0 баллов

Отличие словосочетаний от предложений

1.

Знаю отличительные особенности словосочетаний от предложений

2 балла

2.

Я не различаю словосочетания от предложений.

0 баллов

Я активно работал, отвечал на вопросы

5 баллов

Я ошибся при ответе на вопросы

1 балл

Я не работал на уроке

0 баллов

Я набрал всего:

……..

 балла

Технологическая карта ученика 4 г класса ______________________

Работа со словами с суффиксом – ость

Баллы

Мои баллы

1.

Я правильно составляю словосочетания

1 балл

Отличие слов от словосочетаний

1.

Я умею отличать слова от словосочетаний

2 балла

2.

Я  не отличаю слова от словосочетаний

0 баллов

Отличие словосочетаний от предложений

1.

Знаю отличительные особенности словосочетаний от предложений

2 балла

2.

Я не различаю словосочетания от предложений.

0 баллов

Я активно работал, отвечал на вопросы

5 баллов

Я ошибся при ответе на вопросы

1 балл

Я не работал на уроке

0 баллов

Я набрал всего:

……..

 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык "Начальная школа XXI века"

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Памятки по русскому языку "Начальная школа XXI века"

Фонетика, морфология, синтаксис. Памятки для учащихся по русскому языку....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...

Конспект урока по русскому языку программа "Школа XXI" века Относительные прилагательные 3 класс

Программа "Школа XXI" века  Относительные прилагательные 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Школа 21 века

Технологическая карта урока русского языка  "Текст" Школа 21 века...