Сборник " Гимнастика для пальчиков " .
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Важничая Лилия Борисовна

Данный учебный материал можно использовать на уроках  русского языка и чтения в 1 классе в букварный период.Гимнастика для пальчиков развивает моторику руки,стихи развивают речь и память учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_palchikov.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

АХ, КОТИК!

КОТИК, КОТИК, КОТИК –

ТЁПЛЕНЬКИЙ ЖИВОТИК,

ПОДОЙДИ К НАМ БЛИЗКО.

ВОТ СМЕТАНЫ МИСКА,

ВОТ ТАРЕЛКА С МОЛОКОМ

НУ ,ЛАКАЙ ЖЕ ЯЗЫКОМ!

Круговыми движениями погладить ладонью по животу.

Кистями обеих рук сделать манящие движения. Ладони соединить в виде чашечки-миска. Руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами –тарелка.

Ладони поднести к лицу и языком как бы облизать.

БАРАБАН

БАРАБАНИТ БАРАБАН.

СЛЫШЕН ГРОХОТ ТУТ И ТАМ.

БАМ-БАМ-БАМ,

БАМ-БАМ-БАМ,

БАМ-БАМ-БАМ,

БАМ-БАМ-БАМ,

БАМ-БАМ-БАМ.

ТАК ГРОХОЧЕТ БАРАБАН.

Мягко ударять подушечками пальцев по столу: сначала большими пальцами обеих рук, потом пальцами указательными т.д. Потом похлопать громко в ладоши.

ВОРОНЫ

ПРИЛЕТЕЛИ К НАМ ВОРОНЫ,

СЕЛИ РЯДЫШКОМ НА КЛЕНЫ.

СТАЛИ ГРОМКО КАРКАТЬ ,СПОРИТЬ

СТАЛИ ДОМ ИЗ ВЕТОК СТРОИТЬ.

Кистями рук помахать в воздухе

( крылья ворон).

Локти стоят на столе. Все пальцы сложить в щепоточку -клювы ворон и качать их вверх-вниз.

Отводя большой палец вниз, показать, как открывается клюв вороны.

Пальцами (клювом ) брать со стола

карандаши, палочки для счёта – из них складываем гнёзда.

ГРОЗА

КАПЛИ ПЕРВЫЕУПАЛИ.

ПАУКОВ ВСЕХ РАСПУГАЛИ.

ДОЖДИК ЗАСТУЧАЛ СИЛЬНЕЙ,

ПТИЧКИ СКРЫЛИСЬ СРЕДЬ ВЕТВЕЙ.

Пальцами постучать по столу-падающие капли.

Кисти рук опустить, пальцы подушечками опереть на стол и пошевелить ими- пауки.

Скрестить большие пальцы и помахать кистями рук –птицы.     

 СБОРНИК

“Гимнастика для пальчиков”

 

ДЕЛЬФИНЫ

ДЕЛЬФИНЫ КУВЫРКАЮТСЯ

И ПО ВОЛНАМ КАТАЮТСЯ

НА СПИНКЕ ,НА ЖИВОТИКЕ

ПЛЫВУТ,КАК ПАРОХОДИКИ.

Ладонь каждой руки сложить в виде перевёрнутой пригоршни. Выполнить волнообразные движения-

дельфины плывут .

Ладонь перевернуть вверх, выполнить ими волнообразные движения -дельфины плывут.

Ладони перевернуть вниз,выполнить ими волнообразные движения –дельфины плывут.

ЕЖОНОК

ПОД СОСНОЙ ЖИВЁТ ЕЖОНОК.

МНОГО У НЕГО ИГОЛОК.

ДО ЧЕГО ЖЕ ОН ХОРОШ-

ВЕСЬ НА ЩЁТОЧКУ ПОХОЖ!

A ЗАХОЧЕТСЯ ЕДЫ-

ЕЖ ПОЙДЁТ ИСКАТЬ ГРИБЫ.

Руки прижать друг к другу, поставить локтями на стол( ствол сосны ),пальцы развести в стороны

( крона сосны).

Ладони соединить, пальцы переплести( иголки ).

Большие пальцы соединить подушечками друг с другом( мордочка ежа).

Пошевелить пальцами – “иголками”.

Поворачивать “ мордочку ежа ” вправо-влево-

ёж осматривается в поисках грибов.

ЖАБА

ЖАБУ МЫ НАШЛИ НА КОЧКЕ,ПРИНЕСЛИ ДОМОЙ В ПЛАТОЧКЕ.

РАЗВЕРНУЛИ МЫ ПЛАТОК –

ЖАБА ПРЫГ ПОД ПОТОЛОК!

Пальцы сжаты в кулак(большой палец внутри),изображая жабу.

Кулак завернуть в салфетку или носовой платок.

Развернуть носовой платок.

Указательный и средний палец одновременно выпрямить и оттолкнуться ими от стола – жаба прыгает.

ЗАБОРЧИК

БИМ-БОМ-БОМ

БИМ-БОМ-БОМ!-

ПО ГВОЗДЯМ БЬЁМ МОЛОТКОМ.

ПОСТУЧАЛ НАШ МОЛОТОЧЕК

И ПОСТРОИЛ НАМ ЗАБОРЧИК.

Кулаком одной руки ударять о ладонь другой руки, изображая  работу молотком.

Руки лежат на столе. Ладони поставить на ребро и переплести пальцы (изгородь )

КРАБ

В СИНЕМ МОРЕ КРАБ ЖИВЁТ.

БЫСТРО ЛАПКАМИ ГРЕБЁТ.

ТИХО КРАБ ПОЛЗЁТ ПО ДНУ,

ИЩЕТ ТАМ СЕБЕ ЕДУ.

Локти развести в стороны, пальцы обеих рук переплести и направить вниз (лапки краба).

Большие пальцы соединить подушечками друг с другом и слегка округлить (голова краба).

Пошевелить пальцами –лапками.

Краб идёт по столу сначала в одну, а затем в другую сторону.

ЛИСИЦА

ХОРОША У НАС ЛИСИЦА.

САРАФАН ДО ПЯТ ИЗ СИТЦА.

ХОРОША ЖЕ ОЗОРНИЦА-

ПЛЯШЕТ,СКАЧЕТ,ВЕСЕЛИТСЯ.

Пальцы соединить щепоточкой –мордочка, поворачивать вправо и влево.

Вращать кистями руки в разные стороны вверх и вниз-лиса пляшет.

Направлять правую руку вверх и вниз –лиса подпрыгивает.

Качать левой рукой из стороны в сторону –лиса веселиться.

МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ –

Я УМЕЮ РИСОВАТЬ.

НА ЛИСТЕ И НА ХОЛСТЕ

НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ.

Кисти рук свободно двигаются по поверхности стола.

Провести кистью руки по листу бумаги.

Провести кистью руки по салфетке.

Те же движения выполняются с закрытыми глазами.

НОЧЬЮ

НОЧЬЮ ТИХО –Ц-Ц-Ц-Ц!

ТОЛЬКО ВЕТЕР –С-С-С-С !

СПИТ БЕЛОЧКА,СПИТ ЗАЙЧИК,

СПИТ ЁЖИК,СПИТ КАБАНЧИК.

ОДНА СОВА НЕ СПИТ,

А ВСЁ ВОКРУГ ГЛЯДИТ.

Поднести указательный палец ко рту и произнести звук (ц ).

Протяжно на одном выдохе произнести звук (c-c-c ).

Согнуть мизинец. Согнуть безымянный палец.

Согнуть средний палец. Потом указательный.

Большой палец выпрямить и пошевелить им.

Остальные пальцы прижать к ладони.

Потом повращать кулачком в разные стороны.

ОСЕННИЙ ВЕТЕР

ВЕТЕР ВОЕТ : “ У-У-У,

ЛИСТЬЯ С ВЕТОК ОБОРВУ!”

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СДУВАЕТ,

ИХ ОН ПО ДВОРУ ГОНЯЕТ.

Руки стоят на столе, опираясь на локти ( стволы деревьев ).Пальцы разведены в сторону. Подуть на пальцы и медленно пошевелить ими. Сильнее подуть на пальцы и быстрее пошевелить ими.

Руки лежат на столе, пальцы расслаблены, дуть на ладони , поварачивать  их, перемещая по столу.

ПАРОХОДИК

ПАРОХОДИК В МОРЕ БЫЛ.

ВОТ ОН К ПРИСТАНИ ПРИПЛЫЛ.

ЗАГУДЕЛ В СВОЮ ТУБУ:

“ У –У –У,    У-У-У !”

Ладони соединить  рёбрами в форме чашечки.

Большие пальцы направить вверх( труба )и соединить подушечки.

Сделать волнообразные движения в воздухе(пароход плывёт по речке ).

Округлить ладони и прикоснуться к столу – (пристань)

Губы округлить, загудеть и пошевелить одновременно большими пальцами.

РАДУГА

ВЫСОКО ПОД ОБЛАКАМИ

В НЕБЕ РАДУГА НАД НАМИ.

ВЫШЕ,ЧЕМ СОСНОВЫЙ БОР,

ВЫШЕ, ДОМА ВЫШЕ ГОР!

Рукой  в воздухе описать полукруг

( радуга ).

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы деревьев).

Пальцы разведены в стороны

( кроны ).

Ладони соединить шалашиком (дом).

Поднять вверх средний палец (печная труба ).

Локти рук на столе,

ладони соединить шалашиком  (гора ).

СНЕЖИНКИ

ТУЧА ПО НЕБУ ПЛЫЛА.

ВДРУГ ИЗ ТУЧИ НАД ЗЕМЛЁЙ

ПОЛЕТЕЛ СНЕЖИНОК РОЙ.

ВЕТЕР ДУНУЛ,ЗАГУДЕЛ –

РОЙ СНЕЖИНОК ВВЕРХ ВЗЛЕТЕЛ.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара ( туча ).

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд ).

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки –снежинки летят.

ТУЧИ

ВОТ СТОЛКНУЛИСЬ В НЕБЕ ТУЧИ.

ЗАСЛОНИЛИ СОЛНЦА ЛУЧИК.

БИЛИ ТУЧИ –БОМ-БОМ!

А ПО НЕБУ ГРОМ,ГРОМ !

Кисти рук сжаты в кулаки, локти развести в строны.

 Направлять  кулаки друг к другу и слегка сталкивать.

Ударять кулаки друг о друга.

Громко похлопать в ладоши.

УРОЖАЙ

ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ИДЁТ,

УРОЖАЙ С СОБОЙ НЕСЁТ.

КАПУСТКУ КРУГЛУЮ,

КАРТОШКУ СМУГЛУЮ,

МОРКОВКУ СЛАДКУЮ,

СВЕКОЛКУ ГЛАДКУЮ.

Локти развести в стороны.

Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара( капуста ).

Сжать обе руки в кулаки ( картошка ).

Указательный палец выпрямить и направить вниз ( морковка ),остальные прижаты к ладони.

Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить( свёкла ).

ФИЛИН

В СТАРОМ ДЕРЕВЕ –ДУПЛО.

А В ДУПЛЕ ТЕМНО,ТЕПЛО.

ФИЛИН ТАМ В ДУПЛЕ СИДИТ,

ДОМ ЛЕСНОЙ СВОЙ СТОРОЖИТ.

Левая рука стоит на столе, опираясь на локоть,пальцы разведены в стороны.

Пальцы правой руки собрать в кольцо( дупло ) и прижать к левой руке(стволу дерева ).

Ладони напротив друг друга. Пальцы соединить в виде шалашика( голова филина ).

Поворачивать вправо и влево.

ХИТРЫЙ КОТ

ХИТРЫЙ КОТ ПО ДОМУ РЫЩЕТ.

МЫШКУ МАЛЕНЬКУЮ ИЩЕТ.

МЫШКА В ПОДПОЛЕ ЖИВЁТ.

ТИХО ДОСТОЧКИ СКРЕБЁТ.

Пальцы рук соединить, мизинцы направить вверх. Поворачивать руки в разные стороны.

Пальцы правой руки шагают по столу.

Пальцы левой руки быстро убегают.

Составила сборник учитель начальных классов

МБОУ – СОШ № 8 г. Армавира.

Важничая Л.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для пальчиков

С целью снятия усталости и развития моторики на уроках письма(русского языка) можно использовать физминутки занимательного характера в стихах и движениях пальцев,кисти рук....

Методическая разработка "Мои смешные пальчики"

Проведение развития речи, физкультминуток с использованием игровых форм по обучению грамоте...

Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики"

внеурочная деятельность по предмету "технология"класс: 1...

1. Сборник психологических тестов для детей. 2. Проектная технология "Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты". 3. Письменная проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление».4. Конкурс «Мисс мама 2010» 5. Сборник олимпиадных заданий

1. сборник тестов поможет вам определить психологическое состояние ребенка в школе,дома, с друзьями.2. Использование проектной деятельности детей, для выполнения которой необходимы знания по Литератур...

Презентация "Гимнастика для ваших пальчиков"

Плохо развитая мелкая моторика рук детей - это одна из распространенных  проблем в начальной школе. Родители очень часто не могут уделять своим детям должного внимания, да и учителю начальн...

Гимнастика для пальчиков

Развиваем пальчики при письме...

Сборник дыхательных гимнастик

Файл содержит подборку дыхательных гимнастик, которые помогут сделать увлекательными не только занятия с логопедом. Отдельные сказки можно рекомендовать учителям и родителям....