моя работа рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Прокопенко Ольга Александровна

тематическое и календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russ_yaz.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева

УТВЕРЖДАЮ

       Директор МБОУ ОСОШ №6

     им. В.А.Сулева ___________/Л.В.Попова/

приказ от «____» ________ 20___г. № ______

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку

Уровень общего образования (класс): начальное  общее образование,4 класс

Количество часов: 17 часов

Учитель:  Прокопенко О.А.

Программа разработана на основе: примерной  программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.

Год составления: август 2020г.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по русскому родному языку являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • Примерная основная образовательная  программа начального общего образования (протокол №15/1 от 8 апреля 2015г)
  • Примерная  программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.

В соответствии с учебным планом  МБОУ ОСОШ №6им.В.А.Сулёва  на 2020-2021  уч. год  предмет «Родной Русский язык» изучается в 4 классе 0,5 часов в неделю. Согласно действующему в МБОУ ОСОШ №6им.В.А.Сулёва   расписанию на 2020-2021  уч. год общий объём учебного времени составляет17ч.

Цели изучения учебного предмета «Русский родной  язык»

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований,  заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку  курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».  Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию  характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

        воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета;

        расширение знаний о  родном  языке  как  системе  и  как  развивающемся явлении,  формирование аналитических  умений  в  отношении  языковых  единиц  и  текстов  разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

        соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка,

        соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка,

        соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка,

        соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка,

совершенствование умений пользоваться словарями

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.  

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  п/п

Тема  раздела

Основные виды деятельности ученика

Дата проведения

Вид контроля

1

Русский язык: прошлое и настоящее

  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;
  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

04.09

25.09

2

Язык в действии

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

02.10

23.10

3

Секреты речи и текста

  • овладение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • овладение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

30.10

15.01

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

1

Язык и речь

Речь - отражение культуры человека.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

1

04.09

2-3

Текст. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создание текстов-повествований на  темы: «Мои летние путешествия» или «Мои летние приключения»

2

11.09

18.09

4

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Работа с толковым словарем, словарём синонимов, омонимов и антонимов.

1

25.09

5

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Происхождение фамилий. Формирование уважительного отношения к истории языка.

1

02.10

6

Проект «История моего имени и фамилии»

1

09.10

7

Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слова, к истории возникновения фразеологизмов.

1

16.10

8

Сведения из истории главного города России – Москвы, городов Ростова Великого и Ростова-на-Дону; развитие на их основе чувства патриотизма.

1

23.10

9

Промежуточная аттестация. Тест «Слово в языке и речи»

30.10

10

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

1

13.11

11

Развитие речи.

Составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

20.11

12

Состав слова

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

1

27.11

13

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

1

04.12

14

Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

1

11.12

15

Развитие речи

Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе», редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов.

1

18.12

16

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц)

1

25.12

17

Промежуточная аттестация. Редактирование предложенного текста с целью совершенствования его содержания и формы

1

15.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века:

Настоящая рабочая программапо русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   с ос...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа по русскому языку для работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Рабочая программ по русскому языку для работы по УМК «Начальная школа XXI века»...