Проект на тему "Наши имена"
проект по русскому языку (2 класс)

Тарасова Екатерина Вячеславовна

Проект на тему "Наши имена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._2_klass.docx64.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г.Егорьевска

Проект на тему:

«Наши имена»

                                                                   Выполнили:  ученики 2-в класса

                                                                  Руководитель: Тарасова Е.В.,
                                                                  учитель начальных классов.

2019г


Оглавление


Введение 
Глава 1 История русских имён
Глава 2. Имена
учащихся вторых классов
2.1. Проведение исследований имён.
2.2.Результаты исследования имён.
Заключение 
Литература
Приложение 


ВВЕДЕНИЕ


Имена, имена, имена
в нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
С. Маршак
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя. Мы задумались, почему у людей разные имена. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители, иногда в выборе имени принимают участие сестры и братья, бабушки и дедушки.

Нам захотелось узнать больше о своем имени и именах нашего класса, почему нам дали именно такие имена и что они обозначают. 


Мы поставили перед собой цель: узнать, что означают наши имена, историю появления и происхождения имен.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. В результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

2.Найти чёткое определение понятия «имя».

3.Познакомиться с книгами, в которых можно узнать о значении,  происхождении своего имени, об истории русских имен.

4. Изучить списки учащихся вторых классов начальной школы,  выявить самые популярные и редкие имена.

5.Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.


Для решения поставленных задач мы определили следующие

 методы исследования: 

- анкетирование;

- изучение литературы;

- беседа с родителями;

- поиск информации в Интернете;

- собственные наблюдения;

- анализ информации;

- обобщение.

Предмет исследования – имена учащихся 2-х классов
Гипотеза: если мы раскроем тайну наших имён, то сможем больше узнать о себе и своих сверстниках.

Глава 1.История русских имён


Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. 
По словарю С.И.Ожегова мы узнали: «Имя - это личное название человека, даваемое при рождении». 
С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по желанию родителей, оно срастается с человеком.
Имена в Древней Руси давали необычно:
- по внешним признакам: Светлана, Чернава, Кудряш;
- по черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок;
- по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой;
- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка;
- по христианским праздникам: Постник, Мясоед;
- по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога;
-
по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка;
А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей».  Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.
Вот наиболее популярные имёна 20- 30х годов:
• Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция;
• Донэра - Дочь Новой Эры;
• Владлен – Владимир Ленин;
• Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА
Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена. 
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить его значение.


Глава 2. Имена учащихся вторых классов


2.1. Проведение исследований имён.
Для того,  чтобы добиться цели нашего исследования:
узнать, что означают наши имена, историю появления и происхождения имен, нами было проведено анкетирование.  (Приложение).

В нём принимало участие 70 учащихся из 2-х классов 
Результаты анкетирования.
Вопросы                                                                       Да                      Нет
Знаешь ли ты, что такое «имя»?                                 12                      58
Знаешь ли ты значение своего имени?                      10                      60
Знаешь ли ты происхождение своего имени?            5                       65

На вопрос анкеты «Нравится ли тебе твоё имя?»

«Да» ответили 65 человек,

«Нет» - 0 человек,

«Не очень» - 5 человек.


Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, но
почти всем ребятам своё имя нравится. Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. 
Какие же имена есть во 2-х классах?

На нашей параллели: 4 -  Никиты, 4- Дмитрия, 3-Алексея, 3- Тимофея, 3 – Анастасии, 3- Вероники, 3- Виктории,  2 – Артёма, 2- Ивана,  2- Кирилла, 2-Максима,  2-Михаила, 2- Павла,  2- Ангелины, 2- Дарьи, 2-Ксении, 2 – Марии,  1- Али, 1- Арсений, 1- Вадим, 1- Василий, 1-Владимир, 1-Владислав, 1- Глеб,  1-Даврон, 1-Данила, 1-Евгений, 1-Илья, 1-Кубаныч, 1-Леонид, 1-Парвиз, 1-Руслан, 1-Семён, 1- Сергей, 1- Ярослав,  1-Агния, 1- Аиша, 1-Алвина, 1-Алёна, 1-Алла, 1-Арианна, 1- Арина, 1- Владлена, 1-Евгения, 1-Екатерина, 1-Елизавета, 1-Жанна, 1-Карина, 1-Кира, 1-Кристина, 1-Мане, 1-Милена, 1-Полина, 1- София.


2.2.Результаты исследования имён.

Расставим наши имена по алфавиту:
А –   Агния, Аиша, Алвина, Алексей, Алёна, Али, Алла, Анастасия, Ангелина, Арианна,  Арина, Арсений, Артём
Б – нет имен, начинающихся с этой буквы
В – Вадим, Василий, Вероника, Виктория, Владимир, Владислав, Владлена
Г – Глеб
Д – Даврон, Данила,  Дарья, Дмитрий
Е – Евгений, Евгения, Екатерина, Елизавета

Ё - нет имен, начинающихся с этой буквы

Ж - Жанна
З –  нет имен, начинающихся с этой буквы
И – Иван, Илья
К – Карина, Кира, Кирилл, Кристина, Ксения, Кубаныч

Л - Леонид
М – Максим, Мане, Мария, Мелена, Михаил
Н – Никита
О – нет имен, начинающихся с этой буквы 
П – Павел, Парвиз,Полина
Р – Руслан
С – Семён, Сергей, София
Т - Тимофей 
У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,  -  нет имен, начинающихся с этих букв

Э - Эвелина

Ю – нет имен, начинающихся с этой буквы
Я – Ярослав
Таким образом, мы сделаем следующие выводы:
17 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах, 12 букв у нас оказались «не занятыми».
Больше всего имен на букву «А» - 13. 
Самые популярные во 2-х классах мужские имена – Дмитрий и Никита. В параллели  по четыре  мальчика с такими именами.

Самые редкие -  Али, Даврон, Кубаныч, Парвиз.

Самые популярные во 2-х классах женские имена – Анастасия, Вероника и Виктория. По три девочки с такими именами.

Самые редкие – Аиша, Мане, Владлена, Милена.


Исследование имен учащихся 2-х классов показало, что преобладают у мальчиков и девочек
древнегреческие варианты имен - 22 (Алексей, Арсений, Артём, Василий, Дмитрий, Евгений, Кирилл, Леонид, Никита, Тимофей,  Алёна,  Анастасия, Ангелина, Арианна, Арина, Евгения, Екатерина, Кира, Кристина, Ксения, Полина, София) и имена, имеющие древнерусское происхождение-  8 (Вадим, Иван, Илья, Михаил,  Павел, Семён, Сергей, Руслан).

На втором месте имена, которые имеют древнеславянское происхождение - 5 (Владислав, Глеб, Ярослав, Владимир, Милена,), имена, которые имеют латинское происхождение - 5 (Агния, Алвина, Вероника, Виктория, Максим) и  древнееврейские имена – (Елизавета, Жанна, Мария,  Эвелина, Данила).

 На третьем месте арабские имена- 3  (Али, Аиша, Алла) и  персидские - 2 (Дарья, Парвиз).

Также  есть одно армянское имя – Мане, киргизское - Кубаныч, таджикское – Даврон.

Мы  узнали, что наши имена обозначают: каждый ученик нашего класса искал значение своего имени из книг и интернета. Так у нас появился словарь-справочник наших имён. (Приложение 2)

О своем имени я узнала много интересного. Есть несколько версий происхождения имени Дарья. Первая говорит о том, что это вариант мужского имени Дарий, и пришло оно из древней Персии. По второй версии – Дарья является славянским именем, означающим «дарованная, Божий дар». 
Дарья обладает сильной волей, решительностью, сообразительностью, острым языком. Эмоциональна. Не способна долго гневаться, не боится брать ответственность на себя. Не редки перемены настроения. Дарья ничего не умеет делать в пол силы: смеяться от души, ну а если рыдать, так рыдать. Организованна, приучена к порядку, в доме помощница. Очень привязана к друзьям, не злопамятна. 
Бывает резкой, может прямо высказывать все, что у нее на душе. Начатое дело Дарья доводит до конца. Она всегда стремится быть в поле зрения окружающих, а иногда даже заставляя поработать на себя. Лидер от природы. 
Ее интересы очень разнообразны, всегда хочет успеть везде и всюду. Все эти характеристики подходят для меня. А значит, имя действительно влияет на характер человека.

Анкетирование позволило ответить на вопрос: почему или в честь кого назвали учащихся 2-х классов?
Оказалось, что: 
44% обучающихся назвали в честь близких родственников;

27% - были названы именами, которые понравились по звучанию;
11% - назвали в честь святого, в день которого они родились;
11% - были названы именами, потому что они редкие;
7% - не смогли ответить на этот вопрос.

С помощью родителей ученики нашего класса ответили на вопрос: совпадают ли черты характера, которые несет в себе имя, с твоими чертами характера?

Результат опроса получился очень интересным:

86% считают, что черты характера совпадают,

12 % считают, что совпадают частично,

2 % - не совпадают.

Вывод: опрос показал, наши предки были правы, имя - это не просто слово, которым нас окликают. Наши имена действительно оказывают влияние на наш характер и на нашу жизнь.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Занимаясь исследованием, мы узнали о значении и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя – символ, который сопровождает человека всю его жизнь.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.
  • В выборе своего имени ребенок не принимает участия. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний.
  • Из наблюдений, бесед со взрослыми, мы выяснили, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу. Не во всех случаях наши черты характера совпадают со значением наших имён. 
  • Во вторых классах нашей школы  преобладают древнегреческие варианты имен, а самые популярные имена Дмитрий, Никита, Анастасия, Вероника и Виктория.
  • Продукт нашей работы - словарь-справочник наших имён.


Проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей. Взрослые смогут серьезнее подойти к выбору имени для своего ребенка или внука. А дети много нового и интересного узнают о себе и своем имени.   
      Важно помнить, какие бы имена мы не носили, что бы они не значили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы.

«Не имя красит человека, а человек имя»


ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.
2. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

3.Имя, характер, судьба. Сборник.- Омега, 1995.

4. Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. – М.: Армада-пресс, 2002.

5. Хигир А. Энциклопедия  имён. «Имя, характер, судьба» - М.: Изд-во Эксмо, Яуза, 2005г.

6. https://kakzovut.ru. http://imena.orakul.com.  http://www.slovari.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
Анкета
1. Знаешь ли ты, что такое «имя»? (Да, нет)
2.Знаешь ли ты значение своего имени? (Да, нет)

3 .Знаешь ли ты происхождение своего имени? (Да, нет).
4. Нравится ли тебе твоё имя? а) да,б) нет,в) не очень.
    Почему?_____________________________________________________ 
5. Зачем человеку имя?___________________________________________
_____________________________________________________________
6. Почему тебе дали такое имя?
* редкое имя 
* в честь великих известных людей
* красивое имя
* в честь близких родственников
* нравилось имя по звучанию
* в честь героев книг, фильмов
* в честь святых
* не знают почему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Наши имена"

презентация проекта, посвящённого именам класса...

Проект "Наши имена" 2 класс

В разработке рассказывается о этапах работы над проектом и даётся пример проведения урока -презентации проекта....

Презентация группового проекта "Изучаем наши имена", 2 класс

Материал содержит Презентацию к защите проекта, выполненногго группой учащихся 2 класса, по теме "Изучаем наши имена". В процессе работы учениками был собран и обработан материал по теме про...

Проект на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

Проект на тему:« Имена прилагательные в«Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»...

Социальный проект «ПРОСЛАВИМ НАШИ ИМЕНА ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ»

Современному российскому обществу нужны образованные, высоконравственные и активные граждане, способные нести ответственность за свои действия и судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой...

проект по теме "Имена нашего класса"

Исследовательская  работа «Имена нашего класса»...

Презентация группового проекта "Изучаем наши имена"

Материал содержит презентацию к защите проекта,выполненного группой учеников 2 класса,по теме "Изучаем наши имена". В процессе работы был собран и обработан материал по теме проекта.Презента...