Программа
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Ануфриева Юлия Олеговна

Программа  по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_kl.docx86.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Социокультурный центр» с.Лопхари

Рассмотрено

Руководитель  ШМО

Ануфриева Ю.О./Фамилия И.О./

Протокол №1

от «30» августа 2020 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

_Мохирева Н.В._/Фамилия И.О./

«27» августа 2020 г.

Утверждено приказом
директора    ОУ


 _
Филаретова Н.В._/Фамилия И.О./


№ 67/2 от 27 августа 2020 г.

Рабочая программа по  русскому языку

по системе учебников «Перспектива»

Автор курса: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

4 класс

Базовый уровень обучения

на 2020-2021 учебный год

Разработана

_Ануфриева Юлия Олеговна,

учителем начальных классов

с. Лопхари

2020

Содержание

  1. Пояснительная записка_________________________________________3 – 7
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса_________7 - 9
  3. Содержание учебного предмета, курса____________________________9 – 12
  4. Тематическое планирование_____________________________________12 - 22
  5. Перечень учебно-методического обеспечения и литературы__________ 22 –23

Приложения к программе_____________________________________________-

  1. Пояснительная записка

УМК «Перспектива»

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК «Перспектива» составлена на основе документов, обеспечивающих учебно-воспитательную деятельность МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари на 2020-2021 учебный год:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, с последними изменениями от 31.12.2015 г. № 1576.

3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования на базовом уровне.

4.. Примерная рабочая программа предметной линии учебников системы "Перспектива" по русскому языку. 1-4 классы под редакцией Л.Ф. Климановой, издательство «Просвещение».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями в приказах № 632 от 22.11.2019 г. и № 249 от 18.05.2020 г. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с учетом внесенных изменений № 3 от 24.11.2015 г.

7. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари (ФГОС НОО). Утверждена приказом ОУ № 2 от 13.01.2016 г.

8. Учебный план МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари на 2020-2021 учебный год. Утвержден приказом ОУ № 67/2 от 27.08.2020 г.

Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода в обучении.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципаличностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение»,которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучениерусского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

 Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация[1];

• развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

 В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложениерассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

 Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Место курса в учебном плане

В учебном плане МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари выделено 4 часа в  неделю из федерального компонента на изучение русского языка  в начальной школе. Всего 166 часов. Из них на контрольные работы – 15 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса

Ведущая позиция предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, а также средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка школьники учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основные правила общения, развивают умение строить свои высказывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Русский язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию

универсальных учебных умений, служит основным каналом социализации личности. Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Сформированнность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

3. Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

 Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2].Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах на -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1

Повторяем-узнаем новое

12

2

Язык как средство общения

23

3

Состав слова

11

4

Слово как часть речи (Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное. Наречие. Служебные части речи)

72

5

Повторение изученного за год

12

  1. Тематическое планирование. 4 класс. 166 часов.

 №

Наименование раздела программы

Тема урока
 

Всего часов

Из них на выполнение практической части программы

Дата

лабораторные  работы

экскурсии

контрольные и диагностические работы

план

факт

1

1 четверть (36 часов)

Повторяем – узнаем новое (12 часов)

Развитие речи.Речевое общение. Речь устная и письменнаяТребования к устной и письменной речи

1

1.09

2

Речевое общение.Речь устная и письменнаяОпределение отличия диалога и спора. Речевая культура. ОбращениеРечевой этикет

1

2.09

3

Речевая культура .Обращение

1

3.09

4

Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома)

1

7.09

5

Речевая культура.Обращение. Деловая речь или официальная. Сравнение её с речью разговорной. Речевая культура. План как вид деловой речи

1

8.09

6

Речевая культура.Научная речь,её отличие от художественной речи.

1

9.09

7

Развитие речи.Речевая культура.Средства создания образности и выразительности в художественной речи.

1

10.09

8

Развитие речи.Речевая культура.Метафора.Синонимы.

1

14.09

9

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

1

15.09

10

Текст как речевое произведение.

Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы

1

16.09

11

Развитие речи.Изложение по тексту упр. 38. Технология произведения.

1

17.09

12

Работа над ошибками.Составление текста-описания по заданной теме

1

21.09

13

«Язык как средство общения» (23 часов)

Средства общения.Звуковой язык как средство человеческого общения

1

22.09

14

Роль письменности в истории человечества.

1

23.09

15

Правила написания  разделительных твёрдого и мягкого знаков, жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

24.09

16

Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса

1

28.09

17

Повторение основных орфограмм.Контрольное списывание

1

29.09

18

Написание слов с безударными гласными в корне

1

30.09

19

Проверочная работа по разделу  «Проверь себя»

1

1.10

20

Предложение.Повествовательные и побудительные предложения

1

5.10

21

Главные члены предложения.Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.Роль второстепенных членов предложения.

1

6.10

22

Способы выражения подлежащего и сказуемого.Связь слов в предложении

1

7.10

23

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

1

8.10

24

Работа над ошибками,  предложения с однородными членами.Отработка навыка нахождения однородных членов предложения

1

12.10

25

Смысловая ёмкость предложений с однородными членами.Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.

1

13.10

26

Простые и сложные предложения.Введение понятия сложного предложения

1

14.10

27

Выявление различий сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

1

15.10

28

Словосочетание.Различия между словом, предложением и словосочетанием.

1

19.10

29

Распространение предложения с помощью словосочетаний

1

20.10

30

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

1

21.10

31

Слово и его значение.Обобщение  представлений о лексическом значении слова

1

22.10

32

Знакомство с различными видами лингвистических словарей.Слово как языковый знак

1

26.10

33

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова

1

27.10

34

Диктант с творческим заданием

1

1

28.10

35

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Многозначные слова

1

29.10

36

«Состав слова» (11 часов)

Повторение и систематизация основных орфограмм корня

1

1.11

37

2 четверть (28 часов)

Значение приставок  в словах

1

11.11

38

Разделительный ъ и ь.Отработка навыка в различении ь и ъ

1

12.11

39

Образование слов с помощью суффиксов

1

16.11

40

Правописание суффиксов – ек, - ик.Сочинение

1

17.11

41

Корень слова.Контрольное списывание

1

18.11

42

Однокоренные слова.Закрепление орфографических навыков при  написании корней слова

1

19.11

43

Повторение и систематизация основных орфограмм корня

1

23.11

44

Сложные слова.Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов

1

24.11

45

Проверочная работа по разделу  «Проверь себя»

1

1

25.11

46

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.Корень слова

1

26.11

47

«Слово как часть речи» (72)

Уточнение представления о разных подходах к анализу слова

1

30.11

48

Ознакомление с общими и частными грамматическими значениями.Грамматическое значение частей речи.

1

1.12

49

Общее значение предметности существительных, вопросы.Повторение падежей имён существительных.

1

2.12

50

Имя существительное

Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного.

1

3.12

51

Определение падежа у несклоняемых имен существительных.

1

7.12

52

Склонение имён существительных в единственном числе.

1

8.12

53

Три склонения имён существительных.

1

9.12

54

Нахождение наиболее сложных для написания падежных окончаний.

1

10.12

55

Отработка навыка написания окончаний имён существительных 1-го склонения в предложном падеже.

1

14.12

56

Отработка двух способов определения верного написания окончаний имён существительных.

1

15.12

57

Окончания имён существительных 2-го склонения в разных падежах.

Контрольное списывание.

1

16.12

58

Работа над ошибками

Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.

1

1

17.12

59

Варианты падежных окончаний имён существительных 2-го склонения

1

21.12

60

Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах

1

22.12

61

Определение падежа имён существительных 3-го склонения.

1

23.12

62

Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений.Словарный диктант.

1

24.12

63

Работа над ошибками.Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений.

1

28.12

64

Проверочная работа по разделу «Части речи»за 2 четверть

1

29.12

65

3 четверть (38 часов)

Изложение по тексту упр. 62.

1

13.01

66

Работа над ошибками.Варианты падежных окончаний имён существительных.

1

14.01

67

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

1

18.01

68

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Три склонения имён существительных.

1

19.01

69

Наблюдение над  падежными окончаниями имён существительных во множественном числе.

1

20.01

70

Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

1

21.01

71

Изложение по тексту.

1

25.01

72

Работа над ошибками.Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе.

1

26.01

73

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

27.01

74

Работа над ошибками.Склонение имён существительных.

1

28.01

75

Имя прилагательное

Имя прилагательное.Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.

1

1.02

76

Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа.

1

2.02

77

Работа над проверкой безударных гласных в окончаниях имён прилагательных единственного числа.

1

3.02

78

Наблюдение над окончаниями имён прилагательных  множественного числа.Диктант.

1

1

4.02

79

Разбор имени прилагательного как части речи.Использование имён прилагательных в текстах разных типов.

1

8.02

80

Развитие речи.Устное изложение с грамматическим заданием - упр. 109.

1

9.02

81

Работа над ошибками.Склонение имён прилагательных.

1

10.02

82

Местоимение.Общие сведения о местоимении как части речи.Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

1

11.02

83

Склонение личных местоимений.

1

15.02

84

Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица.

1

16.02

85

Контрольная работа по разделу «Проверь себя».

1

1

17.02

86

Работа над ошибками.Склонение местоимений

1

18.02

87

Глагол

Глагол «Повторяем, что знаем»

Сочинение.

1

22.02

88

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

1

24.02

89

Работа над ошибками.Изменение глагола по временам.

1

25.02

90

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.Закрепление пройденного.

1

1.03

91

Спряжение глаголов.

1

2.03

92

Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени.

1

3.03

93

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

1

4.03

94

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения.

1

9.03

95

Определение написания безударного окончания глагола.

1

10.03

96

Правописание глаголов 3-го лица единственного числа.

1

11.03

97

Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени.

1

15.03

98

Неопределённая форма глагола.

1

16.03

99

Правописание глаголов на – тся и -ться.

1

17.03

100

Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах.

1

18.03

101

Глаголы-исключения.Словарный диктант.

1

22.03

102

Написание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения.

1

23.03

103

4 четверть(30 часов)

Глагол (обобщение).Способы определения спряжения глагола.

1

1.04

104

Контрольная работа по заданиям раздела «Проверь себя».

1

1

5.04

105

Работа над ошибками.Глагол.

1

6.04

106

Имя числительное

Имя числительное.Общее представление об имени числительном как части речи.

1

7.04

107

Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции.

1

8.04

108

Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.

1

12.04

109

Употребление числительных в речи

1

13.04

110

Наречие

Наречие.Вопросы к наречиям.

1

14.04

111

Наречие.

1

15.04

112

Наречие.

1

19.04

113

Контрольный диктант по теме «Имя числительное», «Наречие» (40 мин).

1

20.04

114

Неизменяемость наречий.Роль наречий в речи.

1

21.04

115

Служебные части речи

Служебные части речи.Предлоги.Союзы.Общее представление, значение и роль в предложении..

1

22.04

116

Повторение частей речи.

1

26.04

117

Повторение состава слова.

1

27.04

118

Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи.

1

28.04

119

Контрольный диктант.

1

1

29.04

120

Типы текстов.Обобщение.

1

4.05

121

Повторение изученного за год (12 часов)

Повторение.Слово.

1

5.05

122

Повторение.Части речи.

1

6.05

123

Развитие речи.Подробное изложение текста по коллективно составленному плану.

1

11.05

124

 Итоговый  административный контрольный диктант учебный год.

1

12.05

125

Развитие речи.Краткое изложение текста по коллективно составленному плану.

1

13.05

126

Повторение.Части речи.

1

17.05

127

Повторение.Контрольное списывание.

1

18.05

128

Повторение.Части речи.

1

19.05

129

Повторение.Части речи.

1

20.05

130

Анализ контрольного диктанта.

1

24.05

131

Итоговый тест за 4 класс (40 мин).

1

1

25.06

132

Повторение.

1

26.05

Итого

132

15

  1. Перечень учебно-методического обеспечения и литературы

Книгопечатная продукция

Учебники

4 классЛ.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык». 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2019.  - (Академический школьный учебник) (Перспектива).

Рабочие тетради

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, в двух частях,  М: Просвещение, 2019.

Методические пособия

  1. «Русский язык». Методическое пособие для учителя  с поурочными разработками. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013;
  2. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. К УМК Л.Ф. Климанова и др. («Перспектива»). М.: ВАКО, 2014.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...