Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

     Рабочая программа  «Русский язык» 3 класс на 2020-21 учебный  год разработана    на   основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  примерной программы по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской учебной программы В.Г.Горецкого,  В. П. Канакиной. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы,      Рабочая программа  «Русский язык» 3 класс на 2020-21 учебный  год разработана    на   основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  примерной программы по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской учебной программы В.Г.Горецкого,  В. П. Канакиной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc432.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Разъезженская  средняя кола»  

«УТВЕРЖДАЮ»

 Директор     МБОУ «Разъезженская СШ»

____________/И.Н.Артёмова/

Приказ № 01-08-119

от «31» августа 2020г

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

 3  класс

Разработана

Роговой Еленой Владимировной,

учителем начальных классов

с. Разъезжее,

2020 – 2021  учебный год

Рабочая программа рассмотрена  на заседании школьного  методического объединения («18» августа 2020г)

Аннотация

к рабочей программе «Русский язык»

по учебникам Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

 «Русский язык. 2 класс»  

     Рабочая программа  «Русский язык» 2 класс на 2020-21 учебный  год разработана    на   основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  примерной программы по литературному чтению, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской учебной программы В.Г.Горецкого,  В. П. Канакиной. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы, Основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ «Разъезженская СШ»,  учебного плана начального общего образования   МБОУ «Разъезженская  средняя общеобразовательная школа» 2020-21 учебный год. И  ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

   

   Реализация  программы  обеспечена учебно - методическим комплектом системы «Школа России»:

  

- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч.: Ч. 1., - М.:

Просвещение, 2016

    - Курлыгина О.Е.,Харченко О.О. Русский язык. 2 класс.  Предварительный контроль. Текущий контроль. Итоговый контроль. - М.: Просвещение, 2018, 2020

    - Бондаренко А.А Рабочий словарик. 2 класс., - М.: Просвещение, 2019

Целями изучения предмета «Русский язык»  являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение  первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

овладение навыками культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  на изучение предмета «Русский язык»  во 3 классе отводится 5  часов в неделю (5 ч в неделю, 34 учебные недели- 170 часов).

   

    1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык» 3 класс

Лличностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
личностных УУД:

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредментые результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательных УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

   Коммуникативных УУД: 

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

• осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

2

2

Текст

14

3

Предложение

19

4

Слова, слова, слова

16

5

Звуки и буквы

29

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

7

Части речи

76

8

Повторение

10

Итого:

170 часов

Наша речь

(2 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст

(14 ч.)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение

(19ч)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…

(16ч)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы

( 29ч)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками  

 ( 29 ч.)

слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Части речи

(76 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко).Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по

значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение

( 10 ч.)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

        

3. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Контрольные диктанты

Проверочные и самостоятельные работы

Проекты

Язык и речь

2

0

0

0

Текст. Предложение.

Словосочетание.

14

1

3

0

Слово о языке и речи.

19

1

3

1

Состав слова.

16

1

3

1

  1.  

Правописание частей слова.

29

2

4

1

Части речи.

76

5

8

3

Повторение

10

1

2

0

ИТОГО:

170

11

23

6

Приложение  1

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

  №

п/п

№ по теме

№ в четвер-ти

Тема урока

1 четверть(44 ч)  Язык и речь (2 ч)

1.

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Виды речи.

1.09(Вт)

2.

2.

Наш язык.

2.09(Ср)

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

1.

3.

Текст. Типы текстов.

3.09(Чт)

2.

4.

Текст.

4.09(Пт)

3.

5.

Предложение.

7.09(Пн)

4.

6.

Виды предложений по цели высказывания

8.09(Вт)

5.

7.

Виды предложений по интонации

9.09(Ср)

6.

8.

Предложения с обращением.

10.09(Чт)

7.

9.

Р.Р. Обучающее изложение

11.09(Пт)

8.

10.

Главные и второстепенные члены предложения.

14.09(Пн)

9.

11.

Главные и второстепенные члены предложения

15.09(Вт)

10.

12.

Простое и сложное предложения

16.09(Ср)

11.

13.

Р.Р. Сочинение по картине  В. Поленова «Золотая осень»

17.09(Чт)

12.

14.

Работа над ошибками. Словосочетание

18.09(Пт)

13.

15

Диктант по теме «Предложение»

21.09(Пн)

14.

16

Работа над ошибками. Обобщение знаний

22.09(Вт)

Слово в языке и речи (19 ч)

1.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

23.09(Ср)

2.

Синонимы и антонимы.

24.09(Чт)

3.

Омонимы.

25.09(Пт)

4.

Слово и словосочетание.

28.09(Пн)

5.

Фразеологизм.

29.09(Вт)

6.

Р.Р. Обучающее изложение

30.09(Ср)

7.

Работа над ошибками. Части речи

1.10(Чт)

8.

Имя существительное.

2.10(Пт)

9.

Имя прилагательное.

5.10(Пн)

10.

Глагол

6.10(Вт)

11.

Имя числительное

7.10(Ср)

12.

Однокоренные слова

8.10(Чт)

13.

Звуки и буквы. Гласные буквы.

9.10(Пт)

14.

Звуки и буквы. Согласные буквы

12.10(Пн)

15.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

13.10(Вт)

16.

Р.Р.Обучающее изложение

14.10(Ср)

17.

Работа над ошибками.  Обобщение и закрепление изученного.

15.10(Чт)

18.

Диктант по теме « Слово в языке и речи»

16.10(Пт)

19.

Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»

19.10(Пн)

Что такое корень слова?

20.10(Вт)

Как найти в слове корень?

21.10(Ср)

Сложные слова

22.10(Чт)

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

23.10(Пт)

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

26.10

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

27.10

Значения приставок

28.10(Ср)

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

29.10(Чт)

Значение суффиксов

30.10(Пт)

2 четверть (39 ч  )

Р.Р. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

9.11(Пн)

Работа над ошибками. Что такое основа слова?

10.11(Вт)

Обобщение знаний о составе слова.

11.11(Ср)

Диктант по теме «Состав слова»

12.11(Чт)

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова

13.11(Пт)

Р.Р. Обучающее изложение

16.11(Пн)

Проект «Семья слов»

17.11(Вт)

Правописание частей слова (29час)

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

18.11(Ср)

Правописание  слов с безударными гласными в корне.

19.11(Чт)

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными .гласными в корне.

20.11(Пт)

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Самостоятельная работа.

23.11(Пн)

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

24.11(Вт)

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

25.11(Ср)

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

26.11(Чт)

Упражнение  в правописании слов с парными по глухости-звонкости согл. и безуд.гл.в корне.

27.11(Пт)

Проверочная работа. Составление текста по сюжетному рисунку.

30.11(Пн)

Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1.12(Вт)

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

2.12(Ср)

Составление правил о правописании корня.

3.12(Чт)

Правописание слов с удвоенными согласными

4.12(Пт)

Правописание слов с удвоенными согласными

7.12(Пн)

Р.Р. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»

8.12(Вт)

Контрольный диктант

9.12(Ср)

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

10.12(Чт)

Правописание суффиксов и приставок.

11.12(Пт)

Правописание суффиксов и приставок.

14.12(Пн)

Правописание суффиксов и приставок.

15.12(Вт)

Приставки и предлоги.

16.12(Ср)

Правописание приставок и предлогов.

17.12(Чт)

Контрольный диктант.

18.12(Пт)

Работа над ошибками. Разделительный твердый знак.

21.12(Пн)

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

22.12(Вт)

Упражнение в правописании слов с разделительным твердым и мягким знаком.

23.12(Ср)

Проверочный диктант

24.12(Чт)

Работа над ошибками.

25.12(Пт)

Проект «Составляем орфографический словарь»

28.12(Пн)

Части речи

29.12(Вт)

3 четверть (49 ч)

Части речи (76ч.)

1.

 Имя существительное  и его роль в  речи.

13.01(Ср)

2.

Имя существительное

14.01(Чт)

3.

Одушевленные неодушевленные имена существительные.

15.01(Пт)

4.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

18.01(Пн)

5.

 Р.Р. Обучающее изложение                                              

19.01(Вт)

6.

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена сущ.

20.01(Ср)

7.

Проект «Тайна имени»

21.01(Чт)

8.

Число имен существительных

22.01(Пт)

9.

Число имен существительных

25.01(Пн)

10.

Род имен сущ.

26.01(Вт)

11.

Определение рода имен сущ. в косвенных падежах.

27.01(Ср)

12.

Мягкий знак на конце имен сущ. после шипящих.

28.01(Чт)

13

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся  на шипящий звук.

29.01(Пт)

14.

Р.Р. Подробное изложение повествовательного текста.

1.02(Пн)

15.

Проверочный диктант.

2.02(Вт)

16.

Работа над ошибками. Склонение имён существительных

3.02(Ср)

17.

Падеж имён существительных                              

4.02(Чт)

18.

Падеж имён существительных                              

5.02(Пт)

19.

 Р.Р. Сочинение по картине      И, Я. Билибина «Иван –царевич и лягушка-квакушка»                                

8.02(Пн)

20.

Именительный падеж имен сущ.

9.02(Вт)

21.

Родительный падеж имен сущ.

10.02(Ср)

22.

Дательный падеж имен сущ.

11.02(Чт)

23.

Винительный падеж имен сущ.

12.02(Пт)

24.

Творительный падеж имен сущ.

15.02(Пн)

25.

Предложный падеж имен сущ.

16.02(Вт)

26.

Р.Р.Подробное изложение повествовательного текста.

17.02(Ср)

27.

Обобщение знаний о падежах имен сущ.

18.02(Чт)

28.

Обобщение знаний об именах сущ.

19.02(Пт)

29.

Р.Р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

22.02(Пн)

30.

Проверочный диктант.

25.02(Чт)

31

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»

26.02(Пт)

Имя прилагательное (18час.)

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1.03(Пн)

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

2.03(Вт)

Роль прилагательных в тексте.

3.03(Ср)

Р.Р. Текст-описание

4.03(Чт)

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

5.03(Пт)

Род имён прилагательных

9.03(Вт)

Изменение имён прил. по родам

10.03(Ср)

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

11.03(Чт)

Число имён прилагательных

12.03(Пт)

Изменение имен прилагательных по числам.

15.03(Пн)

Изменение имен прилагательных  по падежам.

16.03(Вт)

Упражнение в определении падежа имен прил.

17.03(Ср)

Обобщение знаний об имени прилагательном. Контрольный диктант

18.03(Чт)

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном

19.03(Пт)

Р.Р. Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

4 четверть(41 ч)

Проект «Имена прилагательные в загадках».

29.03

Личные местоимения

30.03

Изменение личных местоимений по родам

31.03

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений

01.04

Обобщение знаний о местоимении

02.04

Ознакомление с особенностями текста-письма.

5.04(Пн)

Местоимение (10 ч)

Редактирование текста.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

6.04(Вт)

Личные местоимения единственного и множественного числа.  

7.04(Ср)

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

8.04(Чт)

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

9.04(Пт)

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Проверочная работа по теме «Местоимение».

12.04(Пн)

Глагол (21 ч.)

Понятие о глаголе

13.04(Вт)

Упражнение в определении лексического значения глагола

14.04(Ср)

Упражнение  в распознавании глаголов среди однокоренных слов

15.04(Чт)

Неопределённая форма глагола

16.04

Глаголы в неопределенной форме

19.04

Число глаголов.

20.04

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

21.04

Времена глаголов. . 2- е лицо глаголов                                                        

22.04

Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием.

23.04

 Изменение глаголов по временам

26.04

Изменение глаголов по временам

27.04

Подробное изложение повествовательного текста

28.04

Род глаголов в прошедшем времени

29.04

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

30.04

Правописание частицы не  с глаголами

03.05

Частица не с глаголами.

04.05

Обобщение знаний о глаголе

05.05

Контрольный диктант «Глагол»

06.05

Работа над ошибками. Обучающее изложение деформированного текста

07.05

Работа над ошибками. Составление текста по рисунку.

11.05

Обобщение знанй

12.05

Повторение (10ч.)

Части речи.

13.05

Промежуточная аттестация

14.05

Р.Р. Обучающее изложение

17.05

Работа над ошибками. Обобщение изученного о слове, предложении.

18.05

Правописание окончаний имён прилагательных.

19.05

Правописание приставок и предлогов.

20.05

Правописание безударных гласных.

21.05

Правописание значимых частей слов.

24.05

Итоговый контрольный диктант.

25.05

Работа над ошибками. Однокоренные слова.

26.05

КВН «Знатоки русского языка»

27.05

ИТОГО: 170 ч.

        

п/п

Раздел

Кол-во часов

Контроль-

ная работа

Самостоятельная

работа

1

Текст

14

1

2

Предложение.

19

1

2

3

Слово и его лексическое значение.

16

1

2

4

Состав слова.

29

1

2

5

Правописание частей слова.

2

1

6

Части речи.

31

7

Имя существительное.

18

1

4

8

Имя прилагательное.

21

1

2

9

Глагол.

5

2

1

10

Местоимение.

14

11

Повторение за год.

1

3

Итого:

170ч.

10

18

Приложение  2

Плановый срок проведения контрольных и проверочных работ

1 четверть -  6

2    четверть - 4

3 четверть - 11

4 четверть - 8

Диктант №1 «Проверка знаний по программе второго класса»

Диктант №4 по теме «Орфограммы. Состав слова».

Изложение с языковым анализом текста.

Диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Контрольное списывание «Проверка безударных гласных в корне»

Изложение с языковым анализом текста.

Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Диктант №2 по теме «Безударные гласные и парные согласные в корне слова».

Диктант №5 по теме: «Правописание суффиксов и приставок»

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Обучающее изложение.

Обучающее изложение «Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения»

Контрольное списывание «Правописание частицы не с глаголами»

Словарный диктант «Сложные слова»

Диктант № 9 по теме «Глагол»

Контрольное списывание «Обозначение на письме запятой интонации перечисления»

Диктант №6 по теме: «Сложные слова»

Изложение с языковым анализом текста. Употребление глаголов в речи.

Диктант №3 теме «Перечисление, орфограммы»

Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

Словарный диктант «Окончание глаголов в форме множественного числа и единственного числа»

Обучающее изложение.

Контрольное списывание.

Зрительно-слуховой диктант «Имена существительные с шипящим звуком на конце слова»

Контрольный диктант №10 «Проверка знаний по программе третьего класса»

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Диктант № 7 по теме «Обобщение знаний об имени существительном»

Обучающее изложение «Родовые окончания имен прилагательных»

   

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....