Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Минина Нина Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме:"Несклоняемые имена существительные." Урок освоения новых знаний и способов действий.

Содержательная цель: знакомство с несклоняемыми существительными и формирование умения определять падеж у несклоняемых имён существительных.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изученного и способностей к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

 Ф.И.О.  Минина Н.А.

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Дата проведения

07.12.2020

Тема:

Несклоняемые имена существительные типа: радио, пальто, такси

Тип урока

Урок освоения новых знаний и способов действий

Цели урока:

Содержательная цель: формирование умения определять падеж у несклоняемых имён существительных.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изученного и способностей к учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Учащиеся получат возможность

  • проявлять интерес к изучению родного языка;
  • строить фразы в соответствии с правилами речевого этикета.;
  • использовать в речи несклоняемые имена существительные, познакомившись с их лексическим значением;
  • формировать умение определять падеж у несклоняемых имён существительных;
  • анализировать изученные орфограммы и закреплять умение грамотно их записывать

 Познавательные УУД 

Обучающиеся получат возможность:

  • оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • строить логические рассуждения при анализе заданий;
  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов;
  • творчески относится к составлению оформлению предложений, используя норму употребления несклоняемых имён существительных.

Регулятивные УУД

  • уметь обнаруживать проблему и ставить перед собой цель;
  • составлять план учебных задач;
  • определять степень успешности выполнения своей работы по заданным критериям

Коммуникативные УУД

  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать других; договариваться, выполняя роли в группе, сотрудничать в совместном решении ряда задач.

 Личностные УУД

  • уметь придерживаться этических норм общения в коллективе, самому выбирать линию поведения в сотрудничестве с окружающими.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

 ∙ использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

∙ контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность:

∙ развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности слов в предложении, при распределении слов на группы);

∙ развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

 ∙ работать с предложенными алгоритмами;

∙ понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

 ∙ сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

∙ работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

∙ развивать речь, внимание, понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

∙ применять полученные знания для решения практических задач.

Межпредметные связи: окружающий мир; физическая культура; информатика.

Технологии

  • Элементы игровых технологий.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  •  Технология разноуровневого обучения.
  •  Технология здоровьесбережения.

Формы работы

  • фронтальная;
  •  парная;
  •  групповая.

Традиционное оборудование

  • « Маршрутные листы» для морского путешествия;
  •  «Билеты на воздушный шар»;
  •  жетоны для поощрения за правильный ответ;
  •  алгоритм определения падежа существительных;
  •  учебник. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.  Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – Издание: 2- изд. - М.: Просвещение, 2014
  •  Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И. «Школьный словарь иностранных слов»- М.: Просвещение, 2010г.

Инновационное оборудование

Интерактивная доска (среда IQ Board); проектор, учительский ноутбук.

Этапы урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, универсальные)

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Организацион-ный момент

Цель: Создать условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задать эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть ваши внимательные глаза и одухотворенные лица. Проверьте свою готовность к уроку.

Давайте произнесём наш настрой:

Я хочу учиться.

Я хочу работать.

 Я хочу, работая, учиться.

 Я хочу, учась, работать.

Лишь в тепле, в тишине зреют добрые дела.

Молчаливая воля, стань ростком моей силы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные УУД - формируем мотивацию к обучению

Коммуникативные УУД- Развиваем умение воспринимать информацию, оформлять свои мысли в устной форме.

 Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционально комфортной обстановки на уроке

- Дорогие ребята! Хотите сегодня на уроке отправиться в воздушное путешествие? - Какой раздел мы с вами изучаем? (Части речи. Имя  существительное).

 - Как вы думаете, какая цель нашего путешествия? - Я уточню ваши гипотезы. Цель нашего путешествия: узнать что-то новое про имя существительное, но и попутно закрепить уже имеющиеся знания об этой части речи.

На чём можно путешествовать по воздуху?

Слайд №2.

Интересно происхождение воздушного шара. Появился он в далеком 1783 году 5 июня во Франции. Именно в этот день в воздух поднялся агрегат, изготовленный из льняного полотна и плотной бумаги, заполненный горячим воздухом.  В честь своих изобретателей братьев Монгольфье воздушный шар получил название –монгольфье́р.

 - Вот воздушный шар, на котором мы полетим.

 - Что нужно сделать, чтобы попасть на неё? (Купить билеты) Слайд №3

- Билет дадут тому, кто настроится на хорошее настроение, ведь это обязательное условие любого путешествия. А что является главным признаком хорошего настроения? Конечно, улыбка. (Дежурные помощники вручают членам экипажа билеты за улыбки)

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

Осуществляют целеполагание

Личностные УУД - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД - развиваем умение воспринимать информацию, оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

 Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

- Итак. Все билеты на монгольфьер проданы.

Слайд №4. Вот тот остров, вокруг которого мы будем путешествовать. Перед вами карта путешествия.

У каждого на столе маршрутные листы. Укажите дату сегодняшнего морского путешествия, фамилию и имя путешественника. – Мы пролетаем над водами залива Памяти.

Слайд №5

 1.Закрепление знаний об имени существительного - Работаем в группах. Тема обсуждения «Что я знаю об имени существительном». Время работы 1 минута. Слайд №6. - Догадайтесь о цели этого задания. (Закрепление знаний об имени существительном) - Проверяем. Представитель от команды отвечает, все остальные члены экипажа поднимают руки, если согласны. (Опрос команд по цепочке) Самооценка - Оцените свою активность при обсуждении ответов на вопросы - Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение) - Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?

Отправляемся к мысу Склонений.

Слайд №7

2. Открытие нового знания Мыс Склонений 

В маршрутном листе нужно просклонять записанные имена существительные

Слайд №8.

I вариант И.п. кто? чайка, пони. …

II вариант И.п. что? вулкан,  какао …

- Проверьте друг у друга по эталону на доске и поставьте оценку Слайд №9.

Что вы заметили? Что менялось у слов чайка, вулкан? - При склонении у слов чайка, вулкан менялись формы слова. Это изменяемые имена существительные, т. е. СКЛОНЯЕМЫЕ. - А у слов пони и какао формы слова не менялись. Как можно назвать такие слова, у которых форма слова при склонении не меняется? (НЕСКЛОНЯЕМЫЕ имена существительные)

Слайд №10

Имена существительные, у которых форма при склонении не меняется, называются несклоняемыми. - Это ваше сегодняшнее открытие, ведь ЦЕЛЬЮ УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАКОМСТВО С НЕСКЛОНЯЕМЫМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ У НИХ ПАДЕЖА (Цель фиксируется на доске. Она на листьях пальмы)

Приведите примеры несклоняемых имён существительных.

Следующая остановка.

Слайд №12

Работают в группах.

Закрепляют знания о грамматических признаках имён существительных.

Совершают самооценку

Осуществляют изменение по падежам имён существительных.

Работают в парах. Взаимопроверка по эталону.

Классифицируют понятия.

Анализируют, формулируют выводы.

Приводят примеры несклоняемых имён существительных.

Личностные УУД Развиваем: - интерес к изучению темы; - желание употреблять несклоняемые имена существительные так, чтобы в устной и письменной речи не было ошибок. Коммуникативные УУД Развиваем умение: - учитывать мнение партнёра при работе в паре; - выслушивать мнение собеседников в рамках учебного диалога. Регулятивные УУД Развиваем умение: - выполнять учебное действие в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и взаимопроверку при работе в паре.

Познавательные УУД Развиваем умение: - раскрывать значение понятий; - формулировать выводы. Предметные УУД Развиваем умение: - рассказывать правило; - определять слова, которые являются значимыми частями речи, и выписывать их; - определять общее грамматическое значение группы слов, выделяя графически их окончания

Физкультминут-ка

Цель: - сменить вид деятельности; здоровьесбережение

Слайд №13.

Рекомендует детям правильно и точно выполнять упражнения. Смотрим в морскую даль. Наклоняем штурвал. Выкидываем лишний балласт. Тянем канат.

Дети выполняют упражнения

Личностные УУД Формируем установку на здоровый образ жизни и ее реализацию на уроке

Решение проблемы. Цель: - формировать умение определять падеж несклоняемого существительного , действуя по алгоритму; - расширить представления детей о значении некоторых слов

Слайд №14.

Гора Открытий - Я прочитаю вам стихотворение, вы постараетесь запомнить, как можно больше слов.

Слайд №15.

Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино,

 Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари,

 И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вы не знаете?

Слайд №16.

Кашне – мужской шейный платок или шарф. Манто –просторная женская верхняя одежда (из ткани или меха) без сквозной застежки. Первоначально- накидка, плащ без рукавов, королевская мантия. Фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта. Трюмо- большое настенное или напольное зеркало. Предмет мебели. Бюро- это многозначное слово. Оно может означать: - офис, контора (Бюро находок, Справочное бюро); - письменный стол; - округ в штате Иллинойс, США; - общественные организации (Международное бюро мер и весов).

Игра «Кто больше»

Слайд №17.,18

Кто запишет больше несклоняемых имён существительных за 3 минуты?

Вам нужно внимательно прочитать текст и найти в нём несклоняемые существительные. А потом записать их.

- При записи слов по памяти некоторые из вас могли допустить ошибки. Это могло произойти потому, что чаще всего такие слова иностранного происхождения. Чтобы не делать в них ошибки и узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные. У меня «Школьный словарь иностранных слов» (показать печатный вариант словаря). - Проверьте, пожалуйста, по эталону на доске. Слайд №19

Составьте предложения, используя слово ФОЙЕ.

Слайд №20.

- А можно ли определить у этого слова падеж? (Да. Задавая вопрос от главного к зависимому слову.)

Слайд № 21. (Алгоритм определения падежа существительного) - Прочитаем вывод в учебнике

- Какие открытия вы сделали сегодня?

Слушают стихотворение и запоминают несклоняемые имена существительные.

Знакомятся с лексическим значением существительных

Записывают слова, которые запомнили.

Знакомятся со словарями.

Осуществляют самопроверку по эталону.

Составляют предложения с изученными словами.

Систематизируют знания, вспоминают алгоритм действий при определении падежа существительного.

Личностные УУД Развиваем: - интерес к изучению темы; - желание употреблять несклоняемые имена существительные так, чтобы в устной и письменной речи не было ошибок. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё

предположение на основе работы с материалом урока, прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД Развиваем умение: - учитывать мнение партнёра при работе в паре; - выслушивать мнение собеседников в рамках учебного диалога. Познавательные УУД Развиваем умения: - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов; - творчески относиться к составлению и оформлению предложений, используя норму употребления несклоняемых имён существительных;

Первичное закрепление.

Цель: закрепить умение действовать по алгоритму при определении падежа у несклоняемых имён существительных.

Водопад Грамотный

Слайд №22. Около водопада мы сфотографировали (какаду, фламинго, шимпанзе) Слайд №23. - Составьте и запишите одно предложение по выбору об одном из этих животных, используя предложенные слова.

 Голове, на, у, яркий, какаду, хохолок.

Ходит, стая, озеру, розовых, по, фламинго.

Детёныше, своём, заботится, шимпанзе, о. - Ваши варианты предложений (На голове у какаду яркий хохолок. По озеру ходит стая розовых фламинго. Шимпанзе заботится о своём детёныше.)

- Определите падеж у несклоняемого существительного. Действуйте по алгоритму. - Оцените правильность и аккуратность выполнения задания у себя сами.

Слайд №24.

Восстанавливают деформированные предложения.

Озвучивают записанные предложения.

Определяют падеж несклоняемого имени существительного. Проводят самооценку

Личностные УУД Формируем интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные УУД Развиваем умение: - планировать своё действие в соответствии с целью задания; - выполнять корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД Развиваем умение: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Познавательные УУД Развиваем умения: - восстанавливать деформированные предложения, извлекая дополнительную информацию

- определять падеж у несклоняемых имён существительных

Физминутка для глаз

Цель: здоровосбережение

Слайд №25.

«Взгляд в подзорную трубу»

 Рекомендует детям правильно и точно выполнять упражнения

Выполняют упражнения

Личностные УУД Формируем установку на здоровый образ жизни и ее реализацию на уроке

Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).

Цель: -мотивировать учащихся к деятельности; -координировать деятельность учащихся; -контролировать выполнения задания

Мыс Несклоняемый

Слайд №26.

- Около водопада нам повстречались ещё и кенгуру, но время описать это животное появилось только, когда мы сделали остановку на мысе Несклоняемом.

Слайд №27.

В задании нужно вставить в предложения на месте пропусков слово КЕНГУРУ в нужном падеже. Если встретятся пропущенные буквы, то их тоже нужно вставить. Эти орфограммы подчеркнуть.

Кенгуру _______________ -самое извес.ное сумчатое ж.вотное. Длин.ый хвост пом.гает _________________ сохр.нять равновесие во время пры.ков. Передние лапы у ____________ к.роткие, с острыми ко.тями. - Передние лапы им нужны для того, чтобы собирать траву, чесаться и защищаться во время ссор с сородичами.

Слайд №28.

 - Определите падеж у несклоняемых существительных в записанных предложениях.

Взаимопроверка по эталону на доске.

Слайд №29.

Кенгуру

 Кенгуру -самое известное сумчатое животное.

Слушают инструкцию к заданию.

Вставляют пропущенные буквы, слова. Определяют падежи

Осуществляют взаимопроверку по эталону.

Личностные УУД Развиваем: - способность к самостоятельной работе Регулятивные УУД Развиваемумение: - планировать своё действие в соответствии с целью задания; - выполнять взаимооценку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД Развиваем умение: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Познавательные УУД Развиваем умения: - записывать предложения, опираясь на правила орфографии; - определять падеж у несклоняемых имён существительных.

Длинный хвост помогает кенгуру сохранять равновесие во время прыжков. Передние лапы у кенгуру короткие, с острыми когтями.

 - Чему вас научило это задание?

Анализируют выполнение задания.

Информация о домашнем задании. Цель: осуществить дифференцированный подход к обучению

Слайд №30.

Слайд №31.

- Выбери домашнее задание. 1.Необходимый уровень. Запиши имена существительные в два столбика по группам. Алоэ, колесо, солнце, такси, образование, депо, молоко, жабо, знание, колли, иваси, сердце, волшебство, масло, копыто, колибри, какао, маэстро Склоняемые Несклоняемые Запиши 3 предложения с несклоняемыми именами существительными. Определи у них падеж. 2.Повышенный уровень. Найти информацию об одном из перечисленных ниже животных. Составь и запиши текст, подобный тексту про кенгуру.( Не менее 5 предложений) Определи у несклоняемых имён существительных падеж. Эму, шимпанзе, фламинго, марабу, какаду.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Личностные УУД Развиваем: - способность к самостоятельной работе Регулятивные УУД Развиваем умение планировать своё действие в соответствии с целью задания; КоммуникативныеУУД Развиваем умение воспринимать информацию, оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные УУД Развиваем умения: - классифицировать слова по грамматическим признакам и писать их в соответствующей группе; - определять падеж у несклоняемых имён существительных

 Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). Цель: -оценить результаты собственной деятельности; -повторить способ нового знания

Залив Результативный

Слайд №32.

Слайд №33.

 - Какую цель мы ставили на уроке?

 - Как вы считаете, мы её достигли?

- Продолжи предложение:

 - Для меня было открытием то, что…

- Я могу себя похвалить за то, что…

 Кто сегодня получил больше всего жетонов за активность на уроке?

Выпускаем воздух из купола нашего шара при помощи клапана. 

Шар приземлился.

Закрась шар ЖЁЛТЫМ карандашом, если ты всё понял и справился с заданиями.

 Закрась шар ЗЕЛЁНЫМ карандашом, если ты всё понял, но было трудно выполнять задания. Закрась шар СИНИМ карандашом, если у тебя не всё получилось.

Сосчитайте количество баллов, полученных за выполнение заданий и оцените себя. ( «Что я знаю об имени существительном», склонение существительных по вариантам, составление предложений , текст «Кенгуру») 20 баллов- «5» 16 - 19 б. –«4» 12 - 15 б. –«3»

Осуществляют рефлексию

Личностные УУД Развиваем:

- способность проводить самооценку; - способность адекватно понимать причины успеха или неуспеха. Регулятивные УУД Развиваем: -умение контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные УУД Развиваем умение: - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других; - выражать свои мысли полно и точно; - формулировать и аргументировать своё мнение. Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

Приложение:

C:\Users\user\Desktop\билет.jpg   Счетные,платежные жетоны 12 хороших(корабль,воздушный шар)+10 уставших» на  интернет-аукционе Мешок       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "имя существительное"

Урок фиксации и систематизации знаний по теме "Имя существительное". На этом уроке учащиеся зафиксировали и систематизировали уже имеющиеся знания по данной теме, т.к.знакомство с именем существительн...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя существительное»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя существительное» Программа "" Начальная школа 21 век...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...