Урок развития речи 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цыремпилова Дарижап Цыбиковна

В соответствии с УУД  урок развития речи «Багульник» относится к уроку организационно-деятельностного типа, который ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность, а именно: умение составлять план, выделять ключевую информацию, самостоятельно определять тему, идею урока; работа по составленному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bagulnik_urok.docx28.34 КБ
Файл bagulnik.pptx929.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи 3 класс

Тема: Изложение повествовательного текста

Цель: формировать у учащихся умения писать изложение по составленному плану.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.
  • Метапредметные:

 понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

 строить речевое монологическое высказывание;

 осуществлять деятельность в соответствии с планом;

 оценивать правильность написанного текста.

  • Личностные: 

Формировать умения у учащихся выполнять посильные задания, осознавая свои возможности.

• учиться доброжелательному отношению к окружающему миру;

• учиться видеть необычное в каждом предмете и радоваться тому, что происходит вокруг.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Структура урока

Этапы
урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

2

3

4

  1. Орг. момент.

Настрой детей на урок. Нацеленность на плодотворную активную работу.

Ребята, сегодня вы пришли в этом году первый раз на наши уроки, где вы вновь встретились со своими друзьями. Вы рады этому?  У нас на уроке гости. Волнуетесь? Если честно, я тоже немного волнуюсь. Но…

- на всех надеюсь я, друзья,

- Все получится у нас!

.

  1. II. Мотивация.

Вызвать интерес к уроку, к учебному материалу урока, формировать представление об актуальных сторонах  затронутой на уроке темы.

Ребята, все темы уроков, которые мы проводим

в 3 классе, объединены одной тематикой «Край мой родной- Бурятия. Сегодня, как вы заметили, на первом уроке Окружающего мира вы говорили о «Лекарственных растениях» нашего края.

Посмотрите на это растение, кто знает, как называется? (Слайд 2)

Символом Бурятии считается багульник или по-научному рододендрон даурский. Рододендрон даурский занесен в Красную книгу , как редкий и уникальный вид, нуждающийся в охране.

Кто знает, а какими лекарственными свойствами обладает багульник?

Ребята, Основным лекарственным сырьём рододендрона являются его листья и цветы.

Например: Чай, заваренный из цветков уменьшает боль в горле и головную боль.

При болях в голове и суставах, заболеваниях, воспалениях кожи и судорогах в ногах – принимают ванны с добавлением листьев растения.

III.Актуализация  опорных знаний

Цель:

Знание некоторых понятий поможет качественно и осмысленно усвоить новый  учебный материал, при изучении которого непосредственно сталкиваешься с данными понятиями, которые являются как бы кирпичиками построения нового знания

Но, у нас сейчас урок развития речи, поэтому у нас задачи другие.

Будем писать с вами изложение повествовательного текста. (Слайд3)

- Что такое изложение?

- Что значит написать изложение? 

- Какой тип текста мы называем повествовательным?

 К тексту – повествованию можно поставить вопрос:

- Что произошло?

- Как это случилось?

Сколько частей в тексте?

Изложение.

Это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь.

- Запомнить текст и записать его по памяти).

Последовательность рассказа

последовательно совершаются действия и можно представить себе несколько фотографий.

IV. Определение цели урока. Проблема урока.

Цель урока позволит обучающимся предварительно представить то, к чему они должны прийти в конце данного урока, какой продукт своего труда должны получить.

   Итак, какую цель мы поставим перед собой?        

А вы знаете, как писать изложение повествовательного текста?

- Давайте сформулируем проблему урока

Цель урока – учиться оформлять письменный связный пересказ).  

ПРОБЛЕМА УРОКА

«Как писать изложение повествовательного текста?»

V.Алгоритм написания изложения. Подготовительная работа к написанию изложения.

Алгоритм позволит грамотно подойти к написанию изложения. В дальнейшем обучающийся будет опираться на него и не упустит ничего важного при своем изложении материала.

Подготовительная работа строится на основе выполнения действий по заданному алгоритму. Грамотно построенная такая работа поможет подготовиться к дальнейшей письменной работе каждому  обучающемуся, не зависимого от того, сильный он, или слабый.

Так, чтобы вам было легче, мы с вами сегодня будем работать по алгоритму или по-другому по памятке, который нам поможет написать текст. Ребята, я уверена, что вы все напишете. Потому что вы все будете внимательно слушать, принимать активное участие, не мешать друг другу.

Работа по памятке (Слайд )

1 пункт:

- Прочитай внимательно текст. Что тебе было не понятно?

Последовательно читают пункты памятки с последующей детальной работой по каждому из них.

ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРО СЕБЯ

1)Знакомство с текстом.

Первичное знакомство с текстом

Чтение учителя

Итак, ребята, посмотрите на слайд, я буду читать, а вы глазками следите у себя на листочках.

Называют непонятные слова, словосочетания с дальнейшим раскрытием их смыслового значения (при помощи слайдов педагога, толкового словаря и др. доп. источников информации):

  • багульник

2)Вопросы по прослушанному тексту:

  • Что принёс в класс Дима?
  • Как ухаживал Дима за веточками?
  • Что произошло с веточками?
  • В какое время года происходило событие?
  • Как отнеслись ребята к изменениям?
  • Почему Дима принёс багульник в класс?

Дети отвечают на поставленные вопросы

   Алгоритм написания изложения.

2 пункт:

- Определи его тему (о чём говорится в тексте)

      3 пункт

- Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор)

4 пункт

Озаглавь текст и напиши в тетради

Называют тему и основную мысль

  1. пункт:

5. Составь план.

  1. Выдели части текста.
  2. Озаглавь каждую часть.
  3. Найди опорные слова, словосочетания.
  4. Перескажи по опорным словам и словосочетаниям.

Сколько частей в тексте?

Как называются эти части?

- Прочитайте 1 часть. Пересказ

- 2 часть – пересказ

-3 часть-пересказ

- Пересказ полного текста

1.Вводная

2. Основная

3. Заключение

План:

  1. Веточки багульника.
  2. Веточки зацвели.
  3. Запах весны

1ч. принес, поставил

2ч. Однажды, зацвели, стояла зима.

3ч. разглядывали, радовались запаху.

6 пункт:

Найди трудные слова и словосочетания. Проговори их несколько раз

Б_гульник, п_крылись, разгл_д_вали, рад_в_лись.

7.Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8.Напиши изложение.

9.Проверь работу.

Физминутка

Переключает внимание детей на другой вид деятельности

снимают усталость, напряжение мышц тела.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

VI. Практическая работа.

Практическая работа позволит каждому ученику выразиться, закрепить полученные знания на практике, показать свою индивидуальность.

- Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний.    

     Как оформляется каждая часть изложения? 

 - При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок.

 Если нужна помощь, поднимите руку.                                                                             

- Ещё раз внимательно прочитайте текст, мысленно его перескажите, закройте  и начинайте писать изложение. После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

( каждая часть пишется с красной строки)

Пишут изложение в тетрадях.

VII. Самопроверка и взаимопроверка.

Данный этап поможет контролировать свою деятельность, сравнивать свою работу с работой других, видеть свои ошибки и недочеты, положительные стороны.

- Проверьте свои работы

- А теперь, поменяйтесь тетрадями и проверьте изложение соседа

Дает возможность проверить написанное у обучающегося и своего товарища.

Проверяют работу у себя и соседа.

Участвуют в анализе выполненных работ своих товарищей.

VIII. Рефлексия.

Итог урока.

На этом этапе урока ребенок учится делать выводы о проделанной работе (достигнута ли цель, какие умения приобрел),  давать качественную оценку своей деятельности, деятельности других (ведь именно в сравнении человек познает мир, себя как часть этого мира), задумываться о том, над чем надо поработать ему  в будущем.

- Какая проблема урока была?

- Научились писать изложение повествовательного текста?

-Какая организация учебной работы помогала в написании изложения?

- Какая главная мысль урока была?

(- Чудо в наших руках.)

- Молодцы! Вы хорошо поработали, справились с заданием. А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите предложение, подходящее вам:

- Я поработал хорошо.

- Мне нужно еще над собой поработать.

- надо работать.

- Надо учить.

- Все понятно.

Вы показали прекрасные знания по теме… Показали, как хорошо вы работаете. Желаю продолжать работать с таким же настроением!

Проводят самоанализ своей работы. Дают оценку своей деятельности. Участвуют в рефлексии деятельности на уроке.

IХ.Домашнее задание.

Задание на дом по теме урока позволит ребенку еще раз осмыслить все, о чем шла речь на уроке.

Дает задание на дом.

- Дома подумайте и напишите сочинение на тему «Я волшебник» (какое чудо могу совершить я для других).

- Давайте друг другу дарить чудеса! Спасибо всем  за урок и за внимание!

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение

Слайд 3

Рододендрон даурский , Весь в розовом цвету. Его в простонародье- Багульником зовут.

Слайд 4

Изложение повествовательного текста

Слайд 5

Дима принёс в класс несколько веточек багульника и поставил в банку с водой. Каждый день Дима менял воду. Однажды веточки зацвели. Они покрылись розовыми цветами. А за окном ещё стояла зима . Ребята р азглядывали у окна нежные цветочки багульника. Они радовались запаху весны.

Слайд 6

Памятка для написания изложения 1 .Прочитай внимательно текст. Что тебе было не понятно? 2 .Определи его тему (о чём говорится в тексте). 3 .Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор). 4.Озаглавь текст и напиши в тетради.

Слайд 7

5 . Составь план . Выдели части текста. Озаглавь каждую часть. Найди опорные слова, словосочетания. 4)Перескажи по опорным словам и словосочетаниям

Слайд 8

Дима принёс в класс веточки багульника и поставил в банку с водой. Каждый день Дима менял воду .

Слайд 9

Однажды веточки зацвели. Они покрылись маленькими розовыми цветами. А за окном ещё стояла зима.

Слайд 10

Ребята разглядывали у окна нежные цветочки багульника. Они радовались запаху весны.

Слайд 11

6 .Найди трудные слова и словосочетания. Проговори их несколько раз. 7 .Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний. 8 .Напиши изложение. 9 .Проверь работу.

Слайд 12

Выберите предложение, подходящее вам: - Я поработал хорошо. - Мне нужно еще над собой поработать. - Надо работать. - Надо учить. - Все понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....