Экологическая безопасность
статья по окружающему миру (2 класс)

Гарцева Ольга Александровна

Статья посвящена проблеме окружающей среды, которая в последнее время приобрела катастрофические масштабы.Остро стоит вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения.

В.А. Сластенин об экологическом воспитании. А.В. Миронов о формировании экологической культуры.

Формируются вопросы понятия "хорошо" или "плохо" в отношении природы в детстве ребёнка.Роль родителей в формировании данных понятий.

Воспитательный этап отводится школе, где формируется осознанное поведение детей по отношению к природе.

Правильная организация воспитательной работы- эффективный метод подачи информации детям.

Развитие познавательного интереса к природе, которая их окружает ( растения,животные, птицы, насекомые).

Связь окружающей природы со здоровьем человека.

Функции, которые выполняют растения. Взаимосвязь человека и природы.

Креативная деятельность в воспитательном процессе( рисование плакатов, авторских рисунков) на экологическую тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир19.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

        Окружающая среда – наибольшая ценность для каждого человека. Она необходима для поддержания жизни всего, что существует на Земле. Поскольку в последние годы проблемы окружающей среды приобрели катастрофические масштабы, остро стоит вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения.

        Младший школьный возраст – идеальный период для того, чтобы привить ребенку культуру поведения в отношении различных объектов и явлений, в том числе и экологическую культуру. В. А. Сластенин считает, что экологическое воспитание — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.[1] А.В. Миронов определяет данное понятие как формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.[2]

        Традиционно основы экологического воспитания в начальных классах закладываются на уроках «Окружающий мир». Однако важно учесть, что первичное понимание того, что является «хорошо» или «плохо» в отношении природы, формируется в раннем детстве – когда ребенок познает мир. В это время главная роль отводится родителям ребенка, которые обязаны привить ему любовь к природе и окружающей среде. Школа – это следующий воспитательный этап в жизни детей, в рамках которого формируется осознанное поведение в отношении живой и неживой природы.

        Основная проблема экологического воспитания в начальной школе состоит в формальности учебно-воспитательного процесса. Многие педагоги, в процессе выполнения своих прямых обязанностей, не умеют правильно организовать воспитательную работу или выбирают неэффективный метод подачи информации к аудитории.

        Следует понимать, что в младшем школьном возрасте дети очень хорошо усваивают информацию при условии её простоты и доступности. В этот период не стоит перегружать школьников ненужными данными или статистикой, которая им не запомнится. Основа процесса экологического воспитания – это формирование уважительного отношения к окружающей среде во всех её проявлениях.

        В начальной школе у детей стремительно развивается познавательный интерес. Это же касается и природы, которая их окружает. Дети в этом возрасте проявляют неподдельный интерес к растениям, цветам, а также к некоторым животным, птицам и насекомым. Искренний интерес ребенка к красивому цветку можно использовать в контексте экологического воспитания, проводя с ним объяснительную или творческую работу. К примеру: растения, цветы и деревья – это легкие нашей планеты. Благодаря множеству растений, Земля стала домом для всего живого, что нас окружает, в том числе и для людей. Уничтожая деревья, человек препятствует поддержанию идеального баланса в экосистеме. Растения впитывают в себя ядовитые и загрязняющие вещества, которые выбрасываются в атмосферу в результате деятельности производств.

Важно приучить ребенка к тому, что каждое растение по-своему уникальное и важное, а также выполняет определенные функции. Цветы играют эстетическую роль в нашей жизни, и их уничтожение – это не просто бесцельная, но и вредная трата времени. Цветы украшают леса, поля, дворы, создавая естественный разноцветный покров на земле. Также важно развивать у детей понимание того, что в мире все взаимосвязано: вырубая деревья в лесах и горах, мы провоцируем оползни и наводнения; срывая цветы, есть риск, что в этом месте они больше не появятся, а в будущем могут и вовсе исчезнуть как вид. Кроме того, цветы необходимы для поддержания пчеловодства, ведь даже самые маленькие дети знают – мед делается из цветочной пыльцы.

Таким образом, экологическое воспитание в начальных классах должно базироваться на принципе доступности предлагаемого материала. В воспитательный процесс можно включить и креативную деятельность: рисование коллективных плакатов и авторских рисунков на экологическую тематику. Это поможет не только раскрыть творческий потенциал ребенка, но и привить ему искреннюю любовь к природе, которая сохранится в течение всей жизни.


[1] Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

[2] Миронов А.В. Сущность экологического образования. М., 1989. 30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая безопасность Земли.

Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....

Экологическая безопасность - урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....

Экологическая безопасность.Конспект урока

Для урока по окружающему миру....

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Урок по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"

Тема: Экологическая безопасность.Цели:          1. Познакомить  детей терминами  «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; док...

Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»

Актуальность проекта:       Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...