«Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Стебакова Анна Иосифовна

Конспект урока русского языка
УМК «
Начальная школа 21 века», 2 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: ___________

План-конспект

урока русского языка

во 2 «Б» классе

27 ноября 2020 года

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________


Конспект урока русского языка
УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс

(Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова стр. 122-125)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 27.11.2020г.

Время: 8:15-9:00

Место: МАОУ «СОШ №5 им. И.Д. Черняховского»  

Класс: 2 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-».

Тип урока: урок закрепления знаний и умений.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания суффиксов -ик-, -ек-.  

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению написания суффиксов -ик- и -ек-, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.  

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения писать суффиксы -ик-, -ек-; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно – языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы; формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, воли, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять  интерес к русскому языку; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;  умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные:  умение правильно писать суффиксы -ик-, -ек-; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группе.

Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1, С.В. Иванов, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Иосифовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?

О.: - Учёба и труд к победам ведут.

У.: - Как вы понимаете эту пословицу?

О.: - Эта пословица означает, что если будешь много трудиться и учиться, то тогда ты добьёшься своей цели.

У.: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.  

III. Актуализация умений и знаний.

1. Проверка домашнего задания.

У.: - Что такое суффикс?

О.: - Суффикс – это часть слова.

У.: - Для чего служит суффикс?

О.: - Суффикс служит для образования новых слов.

У.: - Какие суффиксы вы знаете? Приведите примеры.

О.: Приводят примеры.

У.: - Остановимся на суффиксах -ик-, -ек-.

У.: - Когда в словах пишется суффикс -ик-, а когда -ек-.

О.: Ответы обучающихся. Повторение правил.  

2. Каллиграфическая минутка.

У.: - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Помните о положении тетради, о посадке при письме.  

У.: - Повторим написание строчных букв: ик, ек, ок, еньк, оньк.

У.: - Во время минутки чистописания соблюдайте правильные соединения, пишите каллиграфически.

У.: - Что мы с вами написали?

О.: - Суффиксы.

У.: - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

О.: - Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-.

3. Словарно – орфографическая работа.

У.: - Проведем с вами словарный диктант.

Словарные слова: фамилия, здравствуйте, лестница, чувствовать, праздник.

У.: - Подчеркните орфограммы.

У.: - Составьте с одним из этих слов - предложение.

О.: Составляют предложение.

У.: - Назовите свои предложения.

О.: Отвечают.

У.: - Запишем 1 предложение.  

О.: Один ученик выходит к доске записывает, остальные в тетради.  

IV. Первичная проверка понимания знаний и умений.  

1. Работа по учебнику.

У.: - Предлагаю вам поиграть.

У.: - Я вам буду говорить слово, а вы будете изменять это слово с помощью суффиксов -ек- или -ик-. Например: я говорю «дождь», а вы отвечаете «дождик».

Слова: дождь-дождик; комок-комочек; корабль-кораблик; винт-винтик; сынок-сыночек; гвоздь-гвоздик; топор-топорик; букет-букетик; молоток-молоточек.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Первичное закрепление знаний и умений.  

  1. Работа по учебнику.

У.: - Откройте учебник на странице 126, упражнение 2. Прочитайте задание.

О.: - Читают задание. 

У.: - Как вы поняли задание?

О.: - Нужно записать пары слов по образцу. Обозначить суффиксы, подчеркнуть доказательство правильности выбора суффикса.

У.: - Выполним задание устно. Проговариваем упражнение. 1 человек выходит к доске и демонстрирует как правильно выполнить задание.  

У.: - А теперь выполним упражнение в тетрадях самостоятельно.

О.: - Выполняют самостоятельно упражнение в тетрадях.

У.: - Проверим, как вы справились с заданием.

Взаимопроверка проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 124, упражнение 2 .
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задания?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

2. Самостоятельная работа.

У.: - На столах у вас лежат карточки с заданием. Вам нужно вставить пропущенные буквы в словах.

У гном _ ка был ключ_ к,

Он открывал чуланч _ к,

В котором находились

Станоч _ к и кирпич _ к,

Платоч _ к и футлярч _ к,

Горош _ к и огурч _ к,

Бараш _ к и бананч _ к.

Фронтальная проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

3. Приём «Броуновское движение».

У.: - Ребята, а сейчас, я хочу посмотреть, насколько хорошо вы усвоили новое правило, предлагаю вам поиграть в одну игру. Я по классу разложила много картинок в названии некоторых слов есть суффиксы -ек- и -ик-. Вы должны разделить на группы и найти по 4 слова.

1 группа ищет слова с суффиксом -ек-

2 группа ищет слова с суффиксом -ик-  

Спрятанные слова: клубочек, носочек, платочек, кружочек, гвоздик, мячик, цветик, шарик.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Заполните лист самооценки.

Лист самооценки

Ф. И. ученика _________________________________

   

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

+ или -

Было интересно

Было трудно

Я работал (а) активно

Материал урока мне был понятен

У.: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Страница 126, упражнение 4.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. обучающегося: Стебакова Анна Иосифовна.

Тема урока: Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-.

Класс: 2 «Б».

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания суффиксов -ик-, -ек-.  

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению написания суффиксов -ик- и -ек-, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.  

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения писать суффиксы -ик-, -ек-; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно – языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы; формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, воли, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.  

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля,  самоконтроля и контроля учителя.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организация начала урока.  

Словесный: беседа

Наглядный: наблюдение

1.Приветствие.   Здоровается и представляется.

2.Проверка готовности к уроку.

1.Приветствуют учителя

2.Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных  принадлежностей.

Фронтальная.

Умение контролировать свою готовность к уроку, организовывать свое рабочее учебное место, слушать и понимать учителя и речь других.

Смыслообразование:  создание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка. 

2.

Мотивация к обучению и познанию

Словесный: беседа

Наглядный: показ, демонстрация

Настраивает на активную и продуктивную работу на уроке, организует работу с пословицей.

Настраиваются на активно – продуктивную работу на уроке, анализируют пословицу.

Фронтальная

Карточки

3. Актуализация ранее изученных знаний и умений.

Актуализировать раннее изученные знания и умения: выявить и систематизировать, откорректировать раннее изученные знания и умения.  

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный:

демонстрация, показ, наблюдение.

Практический: практическая работа.

1.Проверка домашнего задания.

Учитель организует фронтальную работу по проверке на запоминание ранее изученных знаний и умений.  

2. Каллиграфическая минутка.

Организует проведение каллиграфической минутки: демонстрирует и объясняет написание строчных букв.  

3. Словарно-орфографическая работа.

Организует словарно-орфографическую работу с использованием учебника.

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свои ответы, корректируют свои ошибки.  

2. Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

3. Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Фронтальная.

Индивидуальная.  

Рабочие тетради, учебник.  

Самоконтроль.

Контроль учителя.

Умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по раннее изученному материалу.  

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.: способность к волевому усилию к мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждение, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действие партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, действий нравственно-этического оценивания, личностный моральный выбор.

4.  Первичная проверка понимания открытых знаний и умений.

Способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению написания суффиксов -ик- и -ек-, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.  

Словесный: беседа, объяснение.  

Наглядный: наблюдение, показ.

Практический: выполнение заданий.  

1.Выполнение заданий.

Учитель организует учебную деятельность обучающихся по первичному усвоению новых знаний и умений.

Корректирует и регулирует правильность выполнения заданий. Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ.

Обучающиеся выполняют задания по алгоритму. Анализируют правильность выполнения заданий по критериям.  Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Корректируют выполненную работу.

Фронтальная. Индивидуальная.

Учебник.

Самоконтроль.

Контроль учителя.

Умение использовать ранее приобретенные знания и умения,

систематизировать, анализировать их, выделять нужную информацию.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.:  способность к волевому усилию к мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.:  умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать свои действия и действия партнёра.

Формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

5. Физминутка

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: выполнение упражнений.  

Организует смену деятельности. Организует проведение физминутки.

Внимательно слушают учителя и выполняют упражнения.

Фронтальная.

6. Первичное закрепление знаний и умений.

Способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению написания суффиксов -ик- и -ек-, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.  

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: наблюдение.

Практический: выполнение упражнений.

Выполнение упражнений.

Учитель организует учебную деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний и умений. Организует групповую работу обучающихся, с целью выполнения задания. 

Корректирует и регулирует правильность выполнения заданий. Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ.  

Обучающиеся выполняют задания по алгоритму. Анализируют правильность выполнения заданий по критериям.  Осуществляют самопроверку или взаимопроверку. Корректируют выполненную работу.

Фронтальная.

Работа в группе.

Учебник, карточки с заданием.

Самоконтроль.

Контроль учителя. 

Умение правильно писать суффиксы -ик-, -ек-; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.:  способность к волевому усилию к мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.:  умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать свои действия и действия партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы, активности Формирование уважительного отношения к иному мнению.

7.

Итог урока. Рефлексия

Учитель организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся.

Обучающиеся оцениваю совместную деятельность по критериям. Осуществляют рефлексивную деятельность. Высказываю и аргументируют свое мнение.  

Фронтальная

Лист самооценки.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.

Р.: умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении результатов учебной деятельности.   

Формирования личностного смысла учения, способность к самооценки и оцениванию других на основе критериев успешности.

8.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учитель определяет ценность задания.

Слушают информацию о домашнем задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2классе по русскому языку, тема: Учимся писать суффиксы -ик, -ек

На этом уроке организуется деятельность учащихся по восприятию и осмыслению написания суффиксов -ик, -ек,отрабатывается алгоритм применения правила, совершенствуется умение анализировать и кратк...

Учимся писать суффиксы -ик, -ек

На данном уроке учащиеся знакомятся с правописанием суффиксов -ик, -ек.....

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Учимся писать суффикс -ость".

Урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык" 2 класс, под ред. С. В. Иванова ("Начальная школа XXI века"). Целью данного урока является знакомство детей с образованием слов при помощи суф...

Учимся писать суффиксы.

Дамонстрационный материал 2 класс....

Конспект по рус.яз УМК "Начальная школа XXI века""Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

Блок “Правописание”Проблемный урок изучения нового материала.Цели:формировать знания;развивать интеллект и творческие способности;воспитывать активную личность.Задачи урока: - организовать наблюдение ...

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"  по программе "Начальная школа XXI века"....