Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

     

    Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"  по программе "Начальная школа XXI века".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

    "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

    (Блок “Правописание”)

    Цель урока:  формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -

    Задачи урока:

    - организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -;

    - открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

    − способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

    − способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

    Тип урока: проблемный урок изучения нового материала.

    Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь “Пишем грамотно”, таблица-опора “Алгоритм определения правописания суффиксов –ик- ,-ек-”, мультфильм «В стране невыученных уроков», телевизор, DVD, карточки со словами, карточки для индивидуальной работы, картинки с изображением животных.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    «Психологическая установка на работу»

    У. Улыбнемся друг другу, дети.

    Всем, всем добрый день!
    Прочь с дороги, наша лень!
    Не мешай трудиться, не мешай учиться!

    - Сегодня у нас необычный день день- Русского языка, к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их.

    - Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.

    2. Минутка чистописания.

    У. – Что вы узнали в узорах?

    Д. –  Суффиксы –онок– , -ёнок-.

    Игра с суффиксами

    У. – Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не  кот, а…

    Д. –  Котёнок.

    У. – Не медведь, а …

    Д. –  Медвежонок

    У. – Не волк, а ..

    Д. –  Волчонок.

    У. – Каким способом образованы новые слова?

    Д. –  Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

    У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?  

    Д. –  Суффиксы  –онок– , -ёнок-..

    У. – На что он указывает?  

    Д. –На названия детенышей..

    У. – Пропишите слова. Выделите суффикс.

    Проверка  -назвать суффикс - параллельно открываются суффиксы на доске..

    3.Повторение пройденного. Брейн-ринг. (Параллельно дифференцированная работа на доске.  Слова с суффиксом –онок. Волчонок, бельчонок, моржонок, барсучонок, мышонок. –ёнок. Слонёнок, лосёнок, лисёнок, тигрёнок, телёнок. 2 человека разбирают карточки со словами в столбик с соответствующим суффиксом)

    1. Суффикс – это маленькое слово.
    2. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем
    3. Суффикс служит для связи слов в предложении.
    4. Суффикс служит для образования новых слов.
    5. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, корень, суффикс
    6. Чтобы найти в слове корень, надо изменить форму слова.
    7. Чтобы выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
    8. Чтобы выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
    9. Суффикс не имеет значение.
    10. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
    11. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–
    12. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–

    Проверка дифференцированной работы. Повторение алгоритма написания суффиксов  –онок– , -ёнок-.

    4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока

    Давайте с вами заглянем в мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

     – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?  

    ( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК ).

    ( Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–).  РИСУНОК

    -Произнесите  эти слова. Как звучат суффиксы?

    Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное»место и его написание надо проверять.

     – Определите тему нашего урока.(  Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–).  ТЕМА

    – Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока? ЦЕЛЬ

    (Цель: Должны научиться писать суффиксы –ик и –ек._

    IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.

    - Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

    Путь 1: взять готовое правило.

    Путь 2: самим изобрести это правило.

    - Каким путем мы пойдем и почему?

    ( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)

    - Итак, мы сами изобретаем правило.

    - Посмотрите внимательно на данный ряд слов.

    На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

    Арбуз . к, бант . к, горош.к, кармаш.к, арбузика,бантика, горошка, кармашка.

    – На какие две группы можно разделить эти слова?  Меняется форма слов, можно подставить слова(есть - нет)

    - Разделите слова на два столбика: есть, нет

    Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

    На доске:

    есть

    нет

    кузнеч...к

    сыноч...к

    мяч...к

    ореш...к

    кузнечики

    сыночки

    мячики

    орешки

    -Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс?  Для этого проанализируйте слова второго столбика.

    - Что интересного вы заметили?

    (Если при изменении форма слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)

    - Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм «В стране невыученных уроков». Посмотрим фрагмент мультфильма как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

    - Это было единственное правило, которое знал Витя. Витя произносил неизвестное для нас понятие – склонение, с которым мы познакомимся в 3 классе. Будем считать, что это изменение слов.-У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик –  (нет) ключика.

    Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

    - Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 115 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?

    Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.

    Физминутка.

    С Вини-Пухом в лес шагаем,

    Выше ноги поднимаем,

    Дышим ровно, глубоко.

    Нам шагается легко.

    Вдруг мы видим у куста-

    Выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берем

    И назад в гнездо   кладем.

    Впереди из-за куста

    Смотрит хитрая лиса.

    Мы лисичку обхитрим

    На носочках убежим.

    -Какое слово? (птенчик-птенчика)

    VIII. Закрепление нового материала.

    1. «Свернём» правило в инструкцию, алгоритм – порядок наших действий. С.116. АЛГОРИТМ

    Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

    1.        [ ик ] -?

    2.Изменюю форму слова (нет, много)

    3. Если [и ] - ик

    Если [- ] – ек

    2. Решение детьми типовых заданий.

    - Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).

    VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.

    Самостоятельная работа

    Работа в тетради “Пишем грамотно” (с.28)

    Упражнение 1 (по вариантам) –

    I вариант – первый столбик

    II вариант – второй столбик.

    VII. Итог урока:

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    - Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы –ик и –ек?

    - Отразите свои успехи в листе самооценки.

     Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.

     Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые.

     А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный.

    Лист самооценки

    Я могу объяснить, когда  пишутся суффиксы –ик-, -ек-.

    Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

    Внимательно слушал учителя, одноклассников

    Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

    VIII. Домашнее задание:

    учебник с.112 правило, т. “П.” с.28 упр.1 (по вариантам)



    Предварительный просмотр:

    Определяю суффикс

    -онок- или -ёнок-

    1. Выделяю корень.

    1. Определяю, какой согласный звук перед

    1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-

    (тигрёнок)

           Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-

    (волчонок).

    Определяю суффикс

    -онок- или -ёнок-

    1. Выделяю корень.

    1. Определяю, какой согласный звук перед

    1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-

    (тигрёнок)

           Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-

    (волчонок).

    Определяю суффикс

    -ик- или -ек-

    1. Выделяю корень, если [ик] - ?
    2. Изменяю форму слова (есть, нет)
    3. Если [и]         -ик.

    (ключик – ключика)

    1. Если [-]          -ек.

    (замочек – замочка)

    Определяю суффикс

    -ик- или -ек-

    1. Выделяю корень, если [ик] - ?
    2. Изменяю форму слова (есть, нет)
    3. Если [и]         -ик.

    (ключик – ключика)

    1. Если [-]          -ек.

    (замочек – замочка)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

    Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: «Суффикс».

    Вашему вниманию предлагается конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: "Суффикс". Данный конспект урока написан в рамках гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили, цель ко...

    Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)

    Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" (Блок «Правописание»)...

    Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема:"Учимся писать буквы согласных в корне слова"

    Разработка содержит карту урока и подробное описание хода урока. Цель урока - познакомить учащихся с орфограммой "Парные по глухости-звонкости согласные в корне слова в позиции стечения согласных" и а...

    Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"

    как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...

    Конспект урока по русскому языку на тему: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» (УМК "Перспектива")

    Цели деятельности учителя: формирование умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов Планируемые результатыПредметные:- открыть способы образования имен прилагательных от основ су...