Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Быстрова Светлана Валиевна

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" (Блок «Правописание»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-

(Блок «Правописание»)

Цели урока

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные: способствовать овладению способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Задачи урока:

-создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов –ик, -ек;

-развивать умение работать по эталону, доказывая выдвинутую гипотезу;

-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

-совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: 

  • презентация к уроку,  проектор, карточки для групповой работы, памятки, алгоритм. 
  •   Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  • фрагменты мультипликационного фильма «В стане невыученных уроков» по Л. Гераскиной.

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

Слайд 1. 

Поприветствуем наших гостей и пожелаем им хорошего настроения.

 1,2 – выше голова…!

Сегодня мы будем на уроке работать дружно, быстро. Давайте пожелаем рукопожатием друг другу удачи. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. У вас на столах кружочки трёх цветов. Ими мы будем пользоваться в течении всего урока. Слайд 2. 

  • Кто согласен с ответом, кому всё понятно на уроке -  поднимаете зелёный кружок.
  • Кто сомневается – жёлтый кружок.
  • Кто не согласен с ответом – красный кружок.

2.Этап актуализации знаний.

Слайд 3. 

-Скоро праздник  к которому готовится весь народ, с ёлкой, подарками, Дедом Морозом…? (Новый год)

-Ребята 2 класса писали сочинение о празднике, и Сережа написал  такое предложение:

Слайд 4. 

 «Я приготовил себе на праздник костюм сниговика

-Посмотрите внимательно на предложение и примерьте на себя «костюм» учителя. У кого есть замечания? (сниговик – снеговик)

- На какую орфограмму не обратил внимание Витя? (безударная гласная в корне слова)

-В какой части слова находится орфограмма? Как её проверить?

Снег – снеговика (на доске)

Слайд 5. 

-Какие части слова ещё вы знаете? Давайте разберем слово по составу (у доски)

Слайд 6. СНЕГ - СНЕГОВИКА

Слайд 7. Физминутка для глаз

4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.

-Вот, примерно в такую же ситуацию, как и Серёжа, попал и Виктор Перестукин из сказки Лии Герасимовой. Он учился кое-как, никогда не задумывался над своими ошибками, и вообще они его не волновали. И надо же было такому случиться… с ним произошла удивительная история. Однажды попал он в страну «Невыученных уроков». А снова вернуться домой можно было, только исправив все свои ошибки.

Слайд 8. 

-Одно из препятствий на пути к дому – сказочные ворота. 

5. Этап выявления места и причины затруднения.

Слайд 9. 

 - Легче лёгкого – взять ключ?к и открыть замоч?к.

- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? 

- В какой части слова безударная гласная?

- Как поступить в случае с безударной гласной в корне слова, вы уже знаете, а в суффиксе?

- Что выбрать? Как поступить?

Какая же стоит сегодня перед нами ЗАДАЧА? (правописание безударной гласной в суффиксе – ик, ек)

6. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Слайд 10. 

-Есть в русском языке два похожих суффикса –ик- и –ек-
Эти суффиксы в безударном положении произносятся одинаково:  ИК

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

 - Каким путем мы пойдем и почему?

( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его лучше)

Открываем детективное агенство «След», нам предстоит внимательно изучить документы, сравнить их и сделать соответствующие выводы. 

- У вас на столах карточки со словами. Посмотрите внимательно на данный ряд слов и продолжите его по образцу есть и нет.

Слайд 11. 

Обязательно сравните слова первого и второго столбика каждой группы слов.

7. Этап реализации построенного проекта (работа в группах)

есть                нет

      есть                нет

  • столик – нет столика
  • садик – нет…
  • дворик – нет…
  • листик – нет…
  • веночек – нет…
  • сыночек – нет…
  • кружочек – нет…
  • цветочек – нет…

8. Открытие детьми нового знания 

Слайд 12. 

- Что интересного вы заметили?

-Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах         -ИК-, -ЕК-?

 9. Построение плана действий при написании слов с этими суффиксами.

 -Как же выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс?  

Слайд 13,14, 15 Алгоритм

НА ДОСКЕ АЛГОРИТМ ВЫСТРАИВАЕМ

10. Этап рефлексии учебной деятельности. 

Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123  и сравните с нашим выводом. Верно, ли мы с вами сформулировали правило? (Да)

Слайд 16. 

-Поможем Виктору в рассуждении при написании суффиксов –ик- -ек-!

Слайд 17,18. 

Слайд 19 -Посмотрим, как Витя Перестукин решил эту проблему. Совпадают ли его действия с вашими?

(фрагмент м\ф)

Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в вашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

Слайд 20

12. Домашнее задание: 

- наше агентство закрывается, но работа еще осталась. Её надо выполнить дома. Учебник с.124 упр.2, стр.123  правило.

В помощь я дарю вам памятки, они пригодятся вам на первое время.

13. Этап первичного закрепления (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).

Слайд 24.

14. Итог урока.   Интервью.

Слайд 21. 

- Какие новые суффиксы мы узнали?

-Смогли ли мы решить возникшую проблему на уроке? (написание ик  и  ек?)

- Как проверить написание суффиксов –ик- и –ек-?

- Что на уроке понравилось больше?

- Что показалось трудным?

Слайд 22. 

Кому на уроке было интересно, поднимите зелёный кружок.

Кому не очень понравился наш урок – жёлтый кружок.

Кому урок показался скучным – красный кружок.

Слайд 23

-Урок окончен. Вы  сегодня хорошо поработали. Молодцы.

Слайд 18. 

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа «Пробую свои силы»

– Попробуйте выяснить, как правильно написать слова в упр.1 на стр.125 (Ребята обсуждают проблему в группах и делают выводы).



есть                нет

      есть                нет

столик – нет столика

садик – нет___________________

дворик – нет__________________

листик – нет__________________

веночек – нет веночка

сыночек – нет_______________

кружочек – нет______________

цветочек – нет_______________

есть                нет

      есть                нет

столик – нет столика

садик – нет___________________

дворик – нет__________________

листик – нет__________________

веночек – нет веночка _

сыночек – нет_______________

кружочек – нет______________

цветочек – нет_______________

         

         

1. Изменю форму слова (нет…)

2. Если гласный звук сохранился – пишется суффикс - ИК

3. Если гласный звук «убежал» - пишется суффикс - ЕК


Определяю суффикс

-онок- или -ёнок-

  1. Выделяю корень.
  1. Определяю, какой согласный звук перед 
  1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-

(тигрёнок)

       Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-

(волчонок).

Определяю суффикс

-онок- или -ёнок-

  1. Выделяю корень.
  1. Определяю, какой согласный звук перед 
  1. Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-

(тигрёнок)

       Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-

(волчонок).

Определяю суффикс

-ик- или -ек-

  1. Выделяю корень, если [ик] - ?
  2. Изменяю форму слова (есть, нет)
  3. Если [и]         -ик.

(ключик – ключика)

  1. Если [-]          -ек.

(замочек – замочка)

Определяю суффикс

-ик- или -ек-

  1. Выделяю корень, если [ик] - ?
  2. Изменяю форму слова (есть, нет)
  3. Если [и]         -ик.

(ключик – ключика)

  1. Если [-]          -ек.

(замочек – замочка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"  по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: «Суффикс».

Вашему вниманию предлагается конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: "Суффикс". Данный конспект урока написан в рамках гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили, цель ко...

Конспект урока по русскому языку в 4-м классе на тему: «Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных.»

На данном уроке можно в интересной игровой форме закрепить знания о првавописании падежных окончаний имен существительных....

Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...