Как сказка помогает грамотно писать
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

    Мне очень нравится раздел «Методическая копилка», из него можно почерпнуть очень нужный, интересный материал.

Хочется и мне внести в «Копилку» небольшую частичку своего педагогического труда, поделиться опытом с учителями – коллегами.

   Ребенок ждет всегда на уроке чего-то интересного, необычного, нового, непонятного, загадочного. Наша задача – создать этот непонятный, загадочный мир, заинтересовать ребенка, вместе с ним отправиться в путешествие в Страну Чисел, Страну Грамматики на ракете, самокате или даже на стрекозе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Как сказка помогает грамотно писать

   Мне очень нравится раздел «Методическая копилка», из него можно почерпнуть очень нужный, интересный материал.

   Хочется и мне внести в «Копилку» небольшую частичку своего педагогического труда, поделиться опытом с учителями – коллегами.

   Ребенок ждет всегда на уроке чего-то интересного, необычного, нового, непонятного, загадочного. Наша задача – создать этот непонятный, загадочный мир, заинтересовать ребенка, вместе с ним отправиться в путешествие в Страну Чисел, Страну Грамматики на ракете, самокате или даже на стрекозе.

   Поэтому я так часто на уроках использую сказку, игру, фантазию – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Через сказочные образы дети легче воспринимают новый материал. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов.

   Приведу урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих».

   На доске появляются два друга – мягкий знак (ь) и твердый знак (ъ), и начинается сказка:

   - Давно это было. Однажды собрались вечером все буквы русского алфавита. Сели за большой стол. Поставили самовар, стали чай пить с калачами да кренделями. Разговор завели о дружбе, о друзьях-товарищах своих. Стали буквы друг дружке доказывать, у кого из них друзей больше. Особенно в споре отличились два братца – твердый и мягкий знаки.

   - У меня друзей больше! – кричит твердый знак.

   - Нет, братец, у меня! Все части речи – мои друзья, - не отстает от него мягкий знак.

   Надолго затянулся их спор: никак друзей подсчитать не могут. Далеко за полночь победа явно стала клониться в сторону мягкого знака.

   Но тут твердый знак хлопнул ладошкой по столу и крикнул:

   - А почему нет у тебя друзей среди существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

   Промолчал мягкий знак, не знал, что и ответить: не водил он дружбы с этими существительными.

   И досталась победа твердому знаку…

   И тогда мягкий знак решил подружиться с существительными женского и мужского рода с шипящими на конце.

   Разузнал о том, что живут они далеко, за рекою, на краю леса тёмного.

   Долго собирался он в дорогу. Встал утром пораньше, из дома вышел и отправился в путь-дорогу в гости к именам существительным.

   Шел он, шел. Солнышко высоко поднялось, припекать стало. Ножки у мягкого знака притомились, глазки разболелись, пот выступил, горлышко пересохло: пить захотелось. И идти дальше невмоготу.

   Но тут увидел он домишко глиняный с соломенной истрепанной крышей, со сломанной печной трубой. Забор около домика набок покосился, а кое-где досок не хватает. На земле камней видимо-невидимо.

   - Ай! – вскрикнул мягкий знак, больно стукнувшись ножкой о камень. Прихрамывая, подошел он к двери: ни замка, ни ручки. Стал в дверь стучать, хозяев звать. Никто не откликнулся, не вышел навстречу гостю дорогому.

   А в этом неопрятном домишке жили существительные мужского рода с шипящими на конце. И были они такие лодыри, что целыми днями лежали на печи, поедая калачи. Поленились дверь открыть и не впустили мягкий знак к себе в дом.

   …Отправился дальше мягкий знак. Идет и видит: неподалеку другой домик стоит, бревенчатый, с кирпичной трубой, с дверью резной, в оконцах цветочки видны. К домику дорожка ведет, песочком посыпанная. Вокруг дома цветов видимо-невидимо. И все так чисто, красиво, аккуратно кругом. А на заборе петушок приветливо кукарекает, в гости зазывает. В этом домике (догадались?) жили существительные женского рода с шипящими на конце.

   - Ой! – радостно воскликнул мягкий знак. – Наверное, в этом доме будут рады гостю. В дверь постучал. Впустили мягкий знак в дом. Накормили, напоили, на постель отдохнуть хозяева дорогого гостя уложили.

   Долго гостил у них мягкий знак да так подружился, что и остался в семье существительных женского рода с шипящими на конце навсегда.

   Вот поэтому, ребята, мягкий знак (ь) никогда не пишется на конце у существительных мужского рода с шипящими на конце. И всегда пишется на конце у существительных женского рода с шипящими на конце.

   Сказка кончилась. В глазах детишек вижу живой огонёк, интерес и такое огромное желание попасть в страну, где живут слова и буквы, где на заборах ласково кукарекают петушки, прохожих в гости зазывая… Урок продолжается, но вступление сделано, оно как доброе зерно запало в душу, сердце ребенка. Чувствую, знаю, что через некоторое время оно даст добрые всходы – прочные и устойчивые знания и умения в правописании существительных с шипящими на конце.

   Простая сказка с картинками помогает мне добиться глубокого, прочного усвоения знаний, умений и навыков в правописании мягкого знака (ь) у существительных после шипящих на конце.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей : "Как научить ребенка грамотно писать"

В статье даны практические рекомендации для родителей, как помочь ребенку освоить грамотное письмо....

Как научить ребенка красиво и грамотно писать

Советы и рекомендации для родителей....

"Как помочь ребёнку научиться грамотно писать." Рекомендации для родителей младших школьников.

Пожалуй, ни один предмет школьного курса не доставляет столько беспокойства, сколько русский язык (прежде всего грамотное письмо). Что нужно делать,чтобы помочь ребёнку научиться грамотно писать? Отве...

Как научить ребёнка грамотно писать?

Как научить ребёнка грамотно писать?...

Как научить детей с разными образовательными способностями грамотно писать в соответствии с ФГОС

Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирован...