Методические разработки для уроков русского языка
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Метод.материалы конспект, русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_zachet._22.11.odt19.52 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России», 1 класс

Тема урока: Буквы Ш, ш

Цель: формирование умения написания строчной и заглавной буквы Ш, ш путем развития внимания, мышления

Задачи:

научить находить в слове изучаемую букву;

научить записывать элементы букв и их соединения, соединение букв с другими буквами;

понимать различия между строчной и заглавными буквами;

уметь характеризовать соответствующий букве звук (мягкость/твердость, звон./глух);

уметь видоизменять печатный текст в письменный;

находить в тексте нужные слова с буквой Ш, верно их прочитать;

Планируемые результаты:

Предметные: 

понимают, из каких элементов состоит буквы Ш, ш;

умеют соединять букву Ш, ш с другими буквами;

умеют характеризовать букву (мягкость, твердость);

умеют писать букву.

Метапредметные: 

умеют ориентироваться в пространстве;

физическое развитие — развитие мелкой моторики;

верное чтение слов с изучаемой буквой;

умение применять полученные знания из окружающего мира.

Личностные: развитие процессов ВНД, мышления, воображения; формирование рефлексии.

Оборудование:  Прописи (Горецкий В.Г., Федосеева Н.А.1 класс, 2 часть), листочки с изображениями, загадки.

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверили готовность к уроку, сели тихо.

Актуализация знаний и постановка цели

Какой может быть речи? Какие 2 формы речи мы знаем?

Что такое письменная? Устная?

На какие 2 группы делятся все буквы, звуки?

Каким цветом обозначаем гласный при составлении схемы? А что обозначаем зеленым? Что синим?

Какие звуки бывают ударными?

Открыли прописи на странице 3. Какую букву будем сегодня учиться писать?

Мы будем учиться писать сегодня строчную и прописную букву Ш.

На что похожа эту буква?  (учитель показывает картинку)

А какую букву можно перевернуть и она будет похожа на Ш?

На какие элементы уже известных вам букв похожа буква ш?

Посмотрите на доску, какие элементы надо соединить, чтобы получилась наша буква? (нарисованы отдельные элементы букв, которые надо соединить)

Письменная, устная

Пишем и читаем; говорим и слушаем

На гласные и согласные

Красным, мягкие согл, твердые согласные

Гласные

Букву ш.

Вилы

Буква Е

и, у,м, л

сначала 3 элемент, потом 2, затем 1

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Следите за тем, как нужно писать строчную букву ш. Возьмите ручки и поставьте руку на локоть. Я буду писать на доске, а вы в воздухе.

Начинаем с верхней линии рабочей строки и от нее ведем прямую наклонную линию и ,не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо так, чтобы оно касалось нижней линии раб.строки, доводим прямую наклонную линию до верхней линии рабочей строки.

Затем, не отрывая руки от письма, ведем прямую наклонную линию вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо так, чтобы это закругление касалось н.л.р.с..

Снова ведем прямую наклонную линию вниз, не доходя до конца нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, чтобы касалось н.л.р.с.,  и доводим эту линию до середины рабочей строки.

Повторяем вместе со мной.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Теперь в прописях находим первую строчку и начинаем прописывать букву.

Прописав букву, садимся красиво, чтобы я видела, кто готов.

Обведите букву, которая вам понравилась больше всего.

Какие слоги написаны? Есть ли среди слогов тот, который соединен с с буквой Ш верхним соединением? Какие?

Прочитайте про себя следующее слово. Кто учится в этом месте?

Вы тоже там учитесь?

Сколько букв в слове, слогов? Почему 2 слога?

Каким цветом разукрасите первый квадратик и т.п.

Каким соединением соединяем первую букву со второй? Есть ли в слове еще верхнее соединение? Пишем.

Прочитайте следующее слово. Кто это?

Сколько букв? Слогов в слове?

Каким соединением соединяем 1 и 2 буквы?

Какие еще сочетания букв в этом слове будем прописывать с верхним соединением?

Почему в схеме слова 3 квадратика? Что они обозначают? Какие это буквы?

Каким цветом закрасите первый квадратик, половину прямоугольника и т. п.

Посмотрите на след. строчку. О ком идет речь? Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Сколько слов с буквой Ш?

Какое соединение используем в первом слове? Между какими буквами верхнее? Между какими нижнее?

Какое соединение во втором слове используем?

Как называется черточка, стоящая после имен?

Нам надо продолжить предложение Миша и Саша — кто они? Слово должно начинаться на букву Ш и совпадать со схемой.

Проверьте по схеме. Совпадает? А почему точек на строчке больше, чем букв? Для чего она?

Запишите слово. (..) Выйди и напиши его на доске, остальные проверяют, верно ли записал(а).

Теперь закрасим схему слова. Каким цветом и т. д.

Посмотрите на следующую строчку. Прочитайте слово про себя. Где это можно встретить.?

Сколько букв Ш в этом слове? Какие они по счету? В этом слове есть нижнее соединение?  Значит каким соединением пишем?

Какие словосочетания предлагают нам составить?

(..) выходите к доске и запишите нам эти словосочетания. Остальные записывают в зеленой тетради, затем проверяем.

Посмотрите на самую нижнюю строчку. Какое слово там записано? Сколько слогов? Между какими буквами находится буква Ш?

(..) выходи к доске, напиши слово. Озвучь всем, какие соединения после каждой буквы, остальные проверяем.

Ша, ше, ши

Да, ше, ши.

школа

Место, где учатся.

Да

5, 2

Столько гласныз

Верхним

Нет

Школьник

8, 2

Верхним

ь-н, н-и, и-к

Буква находится не в слиянии

Ш, Л, К

О мальчиках.

Имя мальчика

2

Верхнее и нижнее.

М-и, и-ш

ш-а

Верхнее и нижнее

Тире

Школьники

Самая последняя — точка. Означает, что предложение закончено.

шишки

На деревья, елях, соснах

2

Нет

Верхним

шишки сосновые, еловые

Карандаши

а,и

Динамическая пауза

Поставьте локти на стол и покажите мне ваши ладошки. Теперь сгибаем их в кулачок «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем и опять писать начнем»

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Какую букву мы сейчас прописали?Перевернём страничку. Какую букву мы сейчас будем прописывать?

Следите за тем, как нужно писать заглавную букву ш. Возьмите ручки и поставьте руку на локоть. Я буду писать на доске, а вы в воздухе.

Начинаем с чуть ниже середины нерабочей строки и от нее ведем небольшую прямую наклонную линию, закругляем вниз так, чтобы крючок коснулся середины нерабочей строки. Затем ведем прямую наклонную линию вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо так, чтобы оно касалось нижней линии раб.строки, доводим прямую наклонную линию до середины нерабочей строки.

Дальше, не отрывая руки от письма, ведем прямую наклонную линию вниз, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо так, чтобы это закругление касалось н.л.р.с.. Ведем прямую наклонную линию до середины нер.строки.

Снова ведем прямую наклонную линию вниз, не доходя до конца нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, чтобы касалось н.л.р.с., и доводим эту линию до середины рабочей строки.

Повторяем вместе со мной.

Букву ш, строчную

Букву Ш, заглавную

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

На первой строчке прописываем заглавную букву Ш. Кто готов, сядьте красиво. Возьмите пропись соседа и отметьте, какая буква получилось у него самой красивой.

Поменяйтесь обратно прописями.

Что написано ниже?

Какие? Какое соединение в первом слоге, во втором, третьем.

Пропишите.

Какое следующее слово написано? Прочитайте. Почему с заглавной буквы?

А в каких случаях мы еще пишем заглавную букву?

Какая по счету буква Ш? А следующая какая буква? Какое соединение между ними.

Назовите мне согласные. Какие это согласные, мягкие или твердые? Почему? Каким цветом обозначим на схеме? Закрасьте.

Прочтите про себя следующую строчку.

Что мы должны сделать на ней?

Какое первое имя? Какая по счету буква ш?

Какое нам надо придумать имя, если посмотреть на схему. Из скольких слогов? А сколько букв?  Придумайте имя, в котором есть буква ш. Как запишем это имя? Почему? Назовите согласные, мягкие или твердые. Закрасьте схему.

Кем являются Миша и Маша, вы можете узнать на следующей строчке. Так кто же они? А вы старше их?

Сколько букв в слове. Есть ли буква ш? Между какими буквами? А какие соединения?

Прочитайте следующее предложение. Есть ли что-то особенное в нем?

Как мы его должны прочитать? (…) прочитай выразительно.

Сколько слов?

Запишите предложение.

Прочитайте следующее предложение. Что это такое?

О чем в ней говорится?

А знаете ли вы похожую поговорку?

Какие знаки препинания здесь встречаются?

В каких словах встречается буква ш?

С какой буквы написано, заглавной или строчной? А почему с заглавной?

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Какие это слоги?

Что идет после Ш, какое соединение будет?

Спишите предложение в зеленую тетрадь

Слоги

Ша, Шу, Ши

Шура. Имя

Город, фамилия, название планет и т.п.

1. У.

Ш и р. Твердые. Гласные у и а обозначают твердость предшествую. Согл.

синим

Вписать имя, закрасить схему.

Миша.

Из 2

4

Маша

С заглавной буквы. Это имя

твердые

Малыши

Да

6

ы и и. Верхнее

Когда так говорят?

Вопросительное и нет буквы ш.

С вопросительной интонацией. 3 слова

Шутке — минутка, а делу — час

Поговорка

Сначала надо сделать дело, а потом уже отдыхать.

Делу — время, потехе — час.

2 тире, запятая.

Шутке

Начало предложения

2, столько гласных.

Шут, ке

у. Верхнее

Динамическая пауза

Наклоны голова, наклоны туловища, прыжки на месте

игра «Нос, потолок, пол»

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Посмотрите на картинки и найдите те слова, в которых пишем букву Ш.

(Каждый угадавший ученик выходит и пишет свое слово, остальные пишут в своих тетрадях).

Где буква Ш, какое соединение использовали. Сколько слогов. Назови их. Следующие ученики выходят к доске и записывают схему к словам.

Кошка, штаны, шляпа, шапка, груша, подушка.

1)Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет — любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.

(Шар)

2) Ими всё мы слушать можем,

Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично…(Уши)

3) Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Что нашёлся сладкий клад.
Это вкусный ...(шоколад)

4) Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов!...

(Душ)

5) Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка. (шуба)

Отгадав, ученик выходит к доске, пишет слово и зарисовывает схему к слову.

Если остается время, то учитель просит придумать еще слова и записать их.

Актуализация знаний, подведение итогов

Какую букву мы сегодня научились писать?

Из скольких прямых наклонных линий состоит буква Ш?

Приведите примеры слов с буквой ш.

Букву Ш.

3

Рефлексия, Оценка работы

Поднимите руку, что считает, что он хорошо работал сегодня.

Кто доволен своей работой?

Трудно ли вам было писать эту букву?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Учебно- методические разработки к уроку "Русский язык"

    Цель  урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Задачи:- обучающие: формировать умение распознавать...

Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"

Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....