Урок по русскому языку "Грамматические признаки частей речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока обобщения знаний учащихся о признаках частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskie_priznaki_chastey_rechi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цели:    актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;  к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;  л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.    

Оборудование:    портрет О.Н. Трубачева, схема «Части речи», карточки для работы в парах и группах, учебник «Русский язык».

                                                               

Учитель:   

Проведено:   05.11.2020

Методист: __________  /И.Д.Игонина/

Волгоград

Ход урока

  1. Мотивация.

II. Актуализация знаний.

Распределительный диктант

— Запишите слова в три столбика.

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

— По какому признаку вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ — по частям речи.)

— Подчеркните орфограммы. (Взаимопроверка, самооценка.)

III.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня  тему нашего урока я спрятала в стихотворном тексте.  Послушайте стихотворение и назовите тему урока. 

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоимение,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометия ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем … (части речи).

- Правильно. Тема нашего урока – части речи.

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок?  — Что же делать? {Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

— Рассмотрите схему. По какому признаку можно сгруппировать слова? {По частям речи.) 

— Сформулируйте задачи урока. {Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)

IV. Работа по теме урока.

Задание 1. Работа в парах с карточками.

- Разбейте множество слов на группы. Подчеркните цветным карандашом:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия предмета;

синим – слова, обозначающие признак предмета;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание?

ст..лица у па..ажир р..совать за учить инт..ресный на

м..дведь св..ркает ж..лезный синее

пишет от нежный красивый

до домик огород смотрит

- Проверьте работу друг у друга.  Оцените  работу.

Физкультминутка 

Задание 2. Работа в группах.

- Отгадайте загадки. О какой части речи говорится в каждой загадке?

- К самостоятельным или служебным частям речи она относится?

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

______________________________

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про                          

                                              ________________________________

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

___________________________________

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ?  и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

___________________________________

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

________________________

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

____________________

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

______________________

Физкультминутка 

V. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику - упр. 116 (с. 70).

—Выполните письменное задание к упражнению.

VI. Рефлексия.  

VII. Подведение итогов урока.

— На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?

— Какую роль играют в языке служебные части речи?

— Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось вам трудным?

VIII. Домашнее задание.

Упр. 117 (с. 70).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по русскому языку 3кл Части речи ПНШ

Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку 3кл Части речи ПНШ...