Конспект урока по русскому языку 3 класс "Неопределенная форма глагола" 1 час
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;

- уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;

- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-y_neopredelennaya_forma_glagolov.doc831.5 КБ
Файл 5-y.pptx252.09 КБ

Предварительный просмотр:

                Дата: 16.04.2021 г.

                                         ФИО учителя: Мингазова Г. К.

                Школа: МОУ «Бажикаевская СОШ»

                         ФИ студента: Фазылова Адиля, 41 гр

                Класс: 3 «Б»

                                         ФИО методиста: Солопова Т. В.

                       

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемые результаты:


Предметные:

- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;

- уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;

- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Учебник русского языка: 3 класс 2 часть: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, УМК «Школа Россия», презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2021

Этапы урока

Методы и приёмы

Время


Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

 словесный:

беседа

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка.

- Присаживайтесь.

- Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. И сегодня мы продолжим узнавать новые возможности русского языка.

Приветствуют учителя.

Присаживаются.

Слушают учителя.

Л:самоопределение;

Л: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

 словесный: беседа, подводящий диалог

4 мин.

- Открываем тетради и записываем число, классная работа.

- Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих?

- Что такое глагол?

Минутка чистописания

- Сейчас вам нужно прописать сочетания букв: ть, ти, чь.

- Пишем красиво, аккуратно!

- Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие сочетания букв? Приведите пример.

- Хорошо.

- Посмотрите на экран. Прочтите стихотворение.

Любимое слово

Это кто там ложку «ложит»?

Знай такого быть не может!

Ложку мы на стол кладём,

А тебя к обеду ждём.

- Слова, какой части речи в нем пропущены?

- Верно! Вот эти глаголы (на экране). Вставьте их в текст, в правильном порядке.

- Прочтите полное стихотворение.

Выполняют задание.

- Глагол.

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - что делать? что сделать?

Выполняют задание.

-Да, можем; бежать, принести, печь.

Читают про себя.

- Глаголы.

Выполняют задание.

Читает один ученик.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р: принимать и сохраняют учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

словесный: беседа, частично-поисковый

4 мин.

- Посмотрите на экран. Выделите из этого ряда глаголов, у которого мы не можем определить время действия.

Сидим, смотрим, летят, мокнут, лаять, не хотят

- Когда происходят действия всех остальных глаголов?

- Мы можем по этим глаголам определить, одно лицо производит действие или несколько?

- Значит, эти глаголы обозначают и время, и лицо, верно?

- Мы можем также сказать про глагол – лаять?

- Как вы думаете, как называются такие глаголы?

- Форму глагола, не обозначающего ни категорию времени, ни категорию числа, называют неопределенной формой глагола.

- Как будет звучать тема урока?

- Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

- Лаять.

- На данный момент.

- Да, можем.

- Да.

- Нет, потому что неизвестно сколько лиц производят действие, и когда оно происходит.

Предположения детей.

Слушают учителя.

- «Неопределенная форма глагола».

- Узнать, какая форма глагола является неопределенной, её отличительные признаки; находить глаголы неопр. ф.  в тексте и учиться ставить глаголы в неопределенную форму.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

Словесный:  беседа

практический: упражнение

11 мин.

- Посмотрите на схему на экране. Какой вывод можно сделать?

  Лаять

Пр. вр.                    Наст. вр.

Лаял                           Лает

                                       Лаяла                         Лают

- Почему стрелочки идут от глагола лаять?

- Значит, начальной формой является неопределенная форма глагола?

- Какой вывод мы можем сделать?

- А начальная форма не обозначает ни времени действия, ни лица – производителя действия.

- На какой вопрос отвечает слово – лаять?

- Откройте учебник на стр. 106. Найдите правило и прочитайте его про себя.

Снимок

- Кто прочтёт всему классу?

- Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте задание.

Снимок 

- Давайте разберем первую пару слов. В чем сходства и различия в значении слов?

Говорить – поговорить

- Я предлагаю вам обсудить остальные пары слов с соседом по парте. Обратите внимание и найдите пары слов, в которых оба отвечают на одинаковый вопрос.

- Спишите по заданию в учебнике.

- Какие пары слов отвечают на одинаковый вопрос? И на какой?

-Молодцы!

 -Сейчас немного с вами отдохнем!

Динамическая пауза

Слушают учителя.

- Слова пр. вр. и наст. вр. образовались от слова лаять.

- Да.

- Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола.

- Что делать?

Читают правило про себя.

Читает один ученик.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать и выделите в них приставку.

Ответы детей.

Слушают учителя.

- к слову говорить прибавляется приставка по- и получается слово поговорить.

Выполняют задание.

- Спросить -переспросить, объяснить - объяснять; Что сделать?

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа практический: Выполнение задания с помощью дидактической игры «Что делать ? Что сделать?»

5 мин.

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что делать? Что сделать?».

Цель: закрепление полученных знаний о неопределенной форме глагола.

- Правило игры: играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», а другая – глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» Я буду диктовать глаголы, а затем проведем взаимопроверку тетрадей. Те ребята, у кого не оказалось ошибок, поднимают руку. Побеждает та команда, в которой большее количество игроков не допустили ошибок.

Материал для игры: закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

- А теперь поменялись тетрадями с соседом по парте. И проверяем.

- Поднимите руки те у кого не было ошибок? 1 ошибка? 2? 3?

-Молодцы!

- Продолжим работу. Давайте выполним упражнение 182.

- Прочитайте задание.

- Кто прочитает предложение?

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда, нечего сказать.

- Что вы думаете об этом высказывании?

- Приступайте к выполнению по заданию.

- Отлично!

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

Читают задание.

Один ученик читает предложение.

П:структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

VI.Самостоятельная работа

с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

5 мин.

- Сейчас вы будете работать с экраном. Ваша задача списать текст, заменяя слова в скобках, глаголами неопределенной формы.  

Полезные советы

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно.  Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

- Давайте проверим по эталону, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверяем карандашом.  

Слушают учителя.

Выполняют упражнение.

 

Взаимопроверка.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

словесны: беседа

8 мин.

- Продолжается парная работа: На слайде записаны слова: л..чил,   п..хали,   к..сили,  л..вил,  т..нул, ут..пил.

- Образуйте от данных глаголов глаголы неопределенной формы и вставьте пропущенные буквы.

- Проверьте и исправьте ошибки.

Лечить, пахать, косить, ловить, тонуть, утопить.

- О чем сегодня на уроке мы говорили?

- Что такое неопределенная форма глагола?

- Хорошо!

Выполняют задание.

- О неопределенной форме глагола.

- Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола, отвечает на вопросы – что делать? что сделать?, и оканчиваются на ть,ти,чь;

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный: беседа

3 мин.

- Давайте запишем домашнее задание: упражнение 183 по заданию.

- В чём испытывали затруднение?

- Ребята, мы достигли цели урока?

- Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

Ответы детей.
-Да.

Р: анализировать собственную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 2

Девятнадцатое апреля. Классная работа.

Слайд 3

Минутка чистописания ть, ти, чь

Слайд 4

Любимое слово Это кто там ложку «...»? Знай такого быть не ...! Ложку мы на стол ..., А тебя к обеду ... может, ждём, ложит, кладём

Слайд 5

Любимое слово Это кто там ложку «ложит»? Знай такого быть не может! Ложку мы на стол кладем, А тебя к обеду ждем.

Слайд 6

Сидим, смотрим, летят, мокнут, лаять, не хотят

Слайд 7

Тема: Неопределенная форма глагола Цель: Узнать, какая форма глагола является неопределенной, её отличительные признаки; находить глаголы неопр. ф. в тексте и учиться ставить глаголы в неопределенную форму.

Слайд 8

Лаять пр. вр. наст. вр. лаял лает лаяла лают

Слайд 11

ФИЗМИНУТКА

Слайд 12

Что делать? Что сделать?

Слайд 13

Полезные советы Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Слайд 14

Полезные советы Когда просыпаешься, нельзя лежать в постели. Надо сразу встать и сделать зарядку. Между упражнениями необходимо делать небольшие паузы для отдыха. Нельзя задерживать дыхание, надо дышать спокойно. Зарядку нужно делать при открытой форточке.

Слайд 15

л..чил, п..хали, к..сили, л..вил, т..нул, ут..пил. Проверка Лечить, пахать, косить, ловить, тонуть, утопить.

Слайд 16

Домашнее задание выполнить упр. 183 по заданию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Краткая форма прилагательных"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола.Планируемые результаты: Предметные:- уметь правильно ставить вопросы к глаголам неопределённой формы;- знать...

Конспект урока по русскому языку: Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку:  Неопределённая форма глагола (УМК "Школа России) 3 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку «Начальная форма глагола»

Цели деятельности учителя: формирование умения определять неопределённую форм глагола; умение распознавать глаголы в неопределённой формеПланируемые результатыПредметные: знать что такое неопреде...

Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТЕМА: «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по ли...

Конспект урока по русскому языку «Неопределённая форма глагола» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределённая форма глагола» Цели деятельности учителя:формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросам. Планируемы...

Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Неопределённая форма глагола»Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:- уметь опре...