Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемые результаты:


Предметные:

- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;

- уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;

- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

 

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Оборудование: Учебник русского языка: 3 класс 2 часть: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, УМК «Школа Россия», 2013 год; проектор, компьютер, презентация раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Дата: 20.04.2020 г.

                 ФИО учителя: Иванова Н.Н

        Школа: 26

 ФИ студента: Усиркова Ирина, 41 гр.

        Класс: 3 «А»

                 ФИО методиста: Солопова Т.В.

        Кабинет: 8

                       

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.

Планируемые результаты:


Предметные:

- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;

- уметь правильно ставить глаголы в начальную форму;

- уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Учебник русского языка: 3 класс 2 часть: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, УМК «Школа Россия», 2013 год; проектор, компьютер, презентация раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приёмы

Время


Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

(беседа)

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка.

-Присаживайтесь.

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. И сегодня мы продолжим узнавать новые возможности русского языка.

Приветствуют учителя.

Присаживаются.

Слушают учителя.

Л:самоопределение;

Л: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

(беседа, подводящий диалог, беседа)

4 мин.

-Открываем тетради и записываем число, классная работа.

-Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы изучили на предыдущих?

-Что такое глагол?

Минутка чистописания

-Сейчас вам нужно прописать сочетания букв: ть, ти, чь.

-Пишем красиво, аккуратно!

-Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие сочетания букв? Приведите пример.

-Хорошо.

-Посмотрите на экран. Прочтите стихотворение.

Любимое слово

Это кто там ложку «ложит»?

Знай такого быть не может!

Ложку мы на стол кладём,

А тебя к обеду ждём.

-Слова, какой части речи в нем пропущены?

-Верно! Вот эти глаголы (на экране). Вставьте их в текст, в правильном порядке.

-Прочтите полное стихотворение.

Выполняют задание.

-Глагол.

-Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - что делать? что сделать?

Выполняют задание.

-Да, можем; бежать, принести, печь.

Читают про себя.

-Глаголы.

Выполняют задание.

Читает один ученик.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р: принимать и сохраняют учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый

(беседа)

4 мин.

-Посмотрите на экран. Выделите из этого ряда глаголов, у которого мы не можем определить время действия.

Сидим, смотрим, летят, мокнут, лаять, не хотят

-Когда происходят действия всех остальных глаголов?

-Мы можем по этим глаголам определить, одно лицо производит действие или несколько?

-Значит, эти глаголы обозначают и время, и лицо, верно?

-Мы можем также сказать про глагол – лаять?

-Как вы думаете, как называются такие глаголы?

-Форму глагола, не обозначающего ни категорию времени, ни категорию числа, называют неопределенной формой глагола.

-Как будет звучать тема урока?

-Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Составим план на урок:

  1. Узнать, какая форма глагола является неопределённой.
  2. Научиться находить глаголы неопределённой формы.
  3. Закрепить знания.

-Лаять.

-На данный момент.

-Да, можем.

-Да.

-Нет, потому что неизвестно сколько лиц производят действие, и когда оно происходит.

Предположения детей.

Слушают учителя.

-«Неопределенная форма глагола».

-Узнать, какая форма глагола является неопределенной, её отличительные признаки; находить глаголы неопр. ф.  в тексте и учиться ставить глаголы в неопределенную форму.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

(беседа, упражнение)

11 мин.

-Посмотрите на схему на экране. Какой вывод можно сделать?

  Лаять

Пр. вр.                    Наст. вр.

Лаял                           Лает

                                       Лаяла                         Лают

-Почему стрелочки идут от глагола лаять?

-Значит, начальной формой является неопределенная форма глагола?

-Какой вывод мы можем сделать?

-А начальная форма не обозначает ни времени действия, ни лица – производителя действия.

-На какой вопрос отвечает слово – лаять?

-Откройте учебник на стр. 106. Найдите правило и прочитайте его про себя.

-Кто прочтёт всему классу?

-Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте задание.

-Давайте разберем первую пару слов. В чем сходства и различия в значении слов?

Говорить – поговорить

-Я предлагаю вам обсудить остальные пары слов с соседом по парте. Обратите внимание и найдите пары слов, в которых оба отвечают на одинаковый вопрос.

-Спишите по заданию в учебнике.

-Какие пары слов отвечают на одинаковый вопрос? И на какой?

-Молодцы!

 -Сейчас немного с вами отдохнем!

Динамическая пауза

Слушают учителя.

-Слова пр. вр. и наст. вр. образовались от слова лаять.

-Да.

-Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола.

-Что делать?

Читают правило про себя.

Читает один ученик.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать и выделите в них приставку.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

-Спросить-переспросить, объяснить-объяснять; Что сделать?

Выполняют задание.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический

(беседа, подводящий диалог)

5 мин.

-Продолжим работу. Давайте выполним упражнение 182.

-Прочитайте задание.

-Кто прочитает предложение?

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда, нечего сказать.

-Что вы думаете об этом высказывании?

-Приступайте к выполнению по заданию.

-Отлично!

Слушают учителя.

-Спишите, подчеркните глаголы в неопределенной форме.

Читает один ученик.

Предположения детей.

Выполнение упражнения.

П:структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

VI.Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный, практический

(беседа, упражнение)

5 мин.

-Сейчас вы будете работать с экраном. Ваша задача списать текст, заменяя слова в скобках, глаголами неопределенной формы.  

Полезные советы

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно.  Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

-Давайте проверим по эталону, поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверяем карандашом.  

-Сдаем работы.

Слушают учителя.

Выполняют упражнение.

 

Взаимопроверка.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный

(беседа)

8 мин.

-Продолжается парная работа: На слайде записаны слова: л..чил,   п..хали,   к..сили,  л..вил,  т..нул, ут..пил.

-Образуйте от данных глаголов глаголы неопределенной формы и вставьте пропущенные буквы.

-Проверьте и исправьте ошибки.

Лечить, пахать, косить, ловить, тонуть, утопить.

-О чем сегодня на уроке мы говорили?

-Что такое неопределенная форма глагола?

-Хорошо!

Выполняют задание.

-О неопределенной форме глагола.

-Неопределенная форма глагола является начальной формой глагола, отвечает на вопросы – что делать? что сделать?, и оканчиваются на ть,ти,чь;

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Метод: словесный

(беседа)

3 мин.

-Давайте запишем домашнее задание: упражнение 183 по заданию.

-В чём испытывали затруднение?

-Ребята, мы достигли цели урока?

-Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

Ответы детей.
-Да.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...

Конспект урока по русскому языку "Форма слова" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Форма слова" (2 класс)...