Урок-закрепление по русскому языку 2 класс «Правописание мягкого знака в словах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме «Закрепление орфограмм правописания мягкого знака в словах».

 Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании слов с мягким знаком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_myagkogo_znaka.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача по русскому языку «Доброта мягкого знака»

  1. Паспорт проектной задачи.

Название проектной задачи

 «Доброта мягкого знака»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип задачи

Предметная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1.Расширить представление о понятии «показатели мягкости согласных»: осознание в этой роли Ь.

2.Осознать смыслоразличительную роль ь

3.Уметь устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звукобуквенный анализ)

4.Собрать  информацию о букве мягкий  знак – как показатель мягкости.

5.Выяснить,  как переносятся слова с мягким знаком

6.Изготовить творческий продукт книжку «Запоминалочку»

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Предметные:

- учащиеся освоили понятия «показатели мягкости согласных»: осознают в этой роли Ь.

- умеют устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звукобуквенный анализ).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 Познавательные УУД

моделирование

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности

анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез как составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

формулирование проблемы;

самостоятельное нахождение путей решения проблемы.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;

• умение, работая в паре, создать конечный «продукт» — книжку «Запоминалочку»

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• Оценивание взаимодействия учащихся при работе в паре проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

  1. Замысел проектной задачи.

Детям предлагается изготовить для Димы Алексеева книжку «Запоминалочку» -  пособие, которое поможет ему  узнать и запомнить правила написания слов с мягким знаком.

Для выполнения этой работы учащиеся делятся пары. Каждая пара вытягивает из сундучка листочек с определенным заданием. Чтобы достигнуть результата, учащимся необходимо выполнить данное задание и сформулировать по нему вывод. Итоговое задание дети выполняют совместно.

Результат, который должны получить дети: книжка «Запоминалочка» - пособие, в котором будет чётко, доступно изложено все, что им известно про написание мягкого знака в словах.

  1. Описание проектной задачи.

Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:

•        Не выкрикиваем.

•        Учимся работать сообща.

•        Мы слышим друг друга.

Учитель: Прочитайте предложение, которое написал Дима Алексеев из школы «Незнаек». 

( слайд 1)

Мы мылись в банке.

- Что вызвало улыбку? А почему?

- Что не знает этот ученик? Какую тему ему надо изучить?

Дети: Он не написал мягкий знак в середине слова банка. Поэтому у него вместо слова «банька» получилось слово «банка». Ему надо изучить тему мягкий знак.

Учитель: Жалко, что сегодня Дима Алексеев не смог к нам прийти, он болеет. Я хочу вам предложить выполнить непростую, но очень интересную задачу - сделать книжку «Запоминалочка» на тему : «Мягкий знак» для Димы Алексеева.

- А как легче вам будет работать?

Дети: Работать в паре.

Учитель: Вспомним правила работы в паре.

Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач:

  • Работай в паре дружно, помни - вы одна команда.
  • Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
  • Не бойся высказывать своё мнение.
  • Работай тихо, не старайся перекричать своего напарника. Уважай мнение напарника.
  • Думай сам, а не рассчитывай на других.
  • Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
  • В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
  • Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу пару у доски, то примените считалочку или жребий.

Учитель: Теперь давайте разделимся с вами на пары и получим задания. Пара должна будет выполнить задание и сделать вывод. На выполнение работы вам будет предоставлено  5 минут. По окончанию работы вы должны будете презентовать свою работу. 

Дети делятся на пары.

Задания для пар:

        1 группа

Превратите данные слова в новые с помощью буквы фокусника «Ь»  

угол

ел

стал    

мел

шест    

брат

Что изменилось?

Вывод:  Мягкий знак пишется в словах для обозначения ______________ согласного звука, если не слышится после него гласный звук.

2 группа

Определите количество букв и звуков в словах и сделайте вывод.

Слово

Буквы

Звуки

угол

уголь

мел

мель

Вывод:  Букв ____________________, а звуков _________________, так как мягкий знак звука_________________________________________.

3 группа.

Спрячьте Ь в середину слова. Определите количество звуков и букв в записанных словах.

Слово

Ь в середине слова

Буквы

Звуки

день

пень    

уголь

окунь

Какую роль выполняет  в словах мягкий знак?

Вывод: Мягкий знак – показатель ___________________согласного звука, после которого он стоит.

Звука он ___________________________.  

При фонетическом разборе вы должны об этом помнить.

Слова для справки: мягкости, твёрдости, не обозначает, обозначает.

4 группа

Как на письме обозначается мягкость согласных звуков?

Найдите мягкие согласные звуки, под ними поставьте  зелёный кружок.

Какими буквами обозначена мягкость согласного звука на письме, выпишите её в столбик ?

Зарядка

Капюшон

Утёнок

Слива

Мел

Фасоль

Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквами  ___________________.

Буквы для справки: е, ё, и, ю, я, ь, а, у, ы, э, о

5 группа

Определи количество слогов в данных словах. Сделай вывод.

Боль

стакан

мячик

зерно

собака

Вывод:  _____________________- самая маленькая произносительная единица.  Значит,  слог разрывать  __________________ .

Слова для справки: буква, слог, слово, можно, нельзя.

6 группа

Раздели слова на слоги. Какие слова нельзя переносить.

Слово

Перенос

моль

банка

полка

галка

Вывод: Переносить слова с одной строки на другую можно только по _______________________.

Одну букву ____________________ оставлять на строке или переносить на новую строку.

Учитель: Теперь выберите представителя, который расскажет о вашей работе.

Дети совещаются и выбирают по одному представителю от каждой пары, который будет презентовать готовый продукт по плану.

План презентации:

1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?

2.Как вы проводили исследование?

3.К какому выводу вы пришли?

Учитель: Вспомним слово, в котором Дима Алексеев допустил ошибку.

Мы мылись в баньке.

В слове банка 2 гласных звука, значит  и 2 слога. Бан/ка

В слове банька 2 гласных звука, значит 2 слога бань/ка

Учитель: Какую роль выполняет мягкий знак в середине слова?

Дети: Мягкий знак  в середине слова указывает на мягкость предыдущего согласного звука. Поэтому разделим на слоги так бань/ка.

Учитель: Как же переносятся слова с мягким знаком в середине слова?

Сформулируйте вывод для книжки «Запоминалочка» и выполните итоговое задание вместе.

Вывод: При переносе слов с мягким знаком в середине мягкий знак_______________________ отрывать от согласного,  мягкость которого он обозначает.

Слово

Перенос

Пальто

Коньки

Килька

Учитель: А теперь объедините все ваши работы и полученные выводы в книжку «Запоминалочка».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.

Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".

Конспект урока  русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" .  2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России» - «Правописание мягкого знака в словах. Роль мягкого знака».

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягк...

Урок по русскому языку. 2 класс Правописание мягкого знака на конце слова.

Конспект урока по русскому языку    Правописание мягкого знака на конце слова....

Урок русского языка. Тема: «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».

Автор Мягкова Марина Сергеевна Категория участников, возрастная группа 9-10 лет Тема урока Правописание Ь в именах существительных с шипящими на конце Актуальность выбранной темы Тема урока – обя...

Технологическая карта урока по русскому языку "Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма - ь" (УМК "Школа России" 2 класс

Тема:  «Две роли мягкого знака в словах. Орфограмма – ь».   Цели деятельности учителя: Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показ...