урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Почекаева Наталья Владимировна

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_znaka_posle_shipyashchikh.odt23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящий во всех

                   частях речи»

Цель урока:закрепить правописание мягкого знака после шипящих на основе сравнительного анализа языкового материала и синтеза,

ранее полученных знаний с наблюдениями, проведёнными на

уроке.

Задачи:

-формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и

убеждения

-отработать способ действия при выборе написания мягкого знака

после шипящих; увидеть проблему и наметить пути её решения, вести работу по предупреждению ошибок в написании мягкого знака,

-развивать умение сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость

В ходе урока формируются следующие УУД:

Личностные-доброжелательность, доверие к товарищам класса, готовность к сотрудничеству.

Регулятивные-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,что уже известно и усвоено,и того, что ещё неизвестно; планирование-составление плана, контроль-в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные-самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные-умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оборудование:мультимедийный проектор и экран, компьютер, схемы-опоры,задания на карточках.

Психологический настрой.

-Прежде, чем начнётся наш урок, поприветствуем наших гостей своими добрыми улыбками.

-Улыбнитесь друг другу , мысленно пожелайте каждому творческих успехов и открытий, ведь искренняя, добрая улыбка-успех в любой работе.

         2.Чистописание.

Сегодня на уроке в центре нашего внимания данные буквы

                     ж  ш  ч  щ  ь                                                      

-На какие две группы их можно распределить?

(первая группа-буквы, обозначающие звуки, вторая группа-буквы , не обозначающие звуки)

-2-я группа-это     ( буква ь)

-А что общего у букв первой группы?(согласные , то что они обозначают шипящие звуки)

-Откройте тетради, проверьте свою осанку , возьмите ручку и постарайтесь правильно, красиво написать эти буквы.

  1. Проверка домашнего задания.

На экране записаны слова с пропущенными буквами

       доч- ,маж- , гараж-, напроч- , нет туч-,  горяч-, настеж-, стрич-,  знаеш-, могуч-.

-А сейчас всё внимание к данным словам

-На какие 2 группы можно их распределить? ( первая группа, слова в которых пишется после шипящих на конце ь знак, вторая группа, слова в которых  не пишется на конце после шипящих ь знак.

- Прочитайте слова, которые вы записали с мягким знаком.

Дети называют , а учитель ставит над этими словами цифру 1.

-Теперь прочитайте слова без мягкого знака.

Дети называют, учитель ставит над ними цифру 2

Вывод:-Когда пишется мягкий знак?

-Приготовьте карточки с ь знаком , и без ь  знака.

На экране слова: горюч---,наотмаш--, пряч--,помощ--,шпионаж--,бежиш--,трубач--,мимо рощ--, невмоч-

(невмочь-нет никаких сил терпеть

наотмашь-сильно , размахнувшись ударить)

-Я показываю слова,ученики показывают карточки со знаками, на экране где надо вставляется ь знак.

-Распределите первую группу слов, на конце которых после шипящих пишется ь знак на микро- группы в зависимости от  названия частей речи.

  Над словами ставится : 1  2  3

-А теперь группу слов , на конце которых после шипящих не пишется ь знак, распределите на микро-группы       в зависимости от названия частей речи

-Какая  орфограмма  объединяет эти слова?(правописание ь знака после шипящих)

-Что же необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании ь знака на конце разных частей речи после шипящих?

                       1.Определить часть речи

  1. Вспомнить орфограмму

-Молодцы, я убедилась, что вы уверенно справились с домашним заданием.

    4.Новая тема.

-И сегодня на уроке мы будем продолжать исследовать

-Я думаю, вы сами сможете назвать тему нашего урока

  На экране появляется тема урока.

-А задача нашего урока? (учиться правильно употреблять ь знак на конце разных частей речи)

-Следующий этап урока-ваша любимая работа в парах.  с.53 №2.

(вспоминаем правила работы в парах)

-Вспомните , чтобы не ошибиться в правописании ь знака после шипящих, что нужно сделать?

Ученики выполняют задание.

-Проверка, отвечает ответственный в паре, доказывает, почему.

-Я довольна вашей работой, и с удовольствием предлагаю вам  новое задание, которое вы найдёте  на странице 52 №1.

Дети читают задание

А-9 слов

Б-9 слов

В- остальные

-Проверка

-Молодцы ! Я вижу, что вы с таким усердием работаете над темой нашего урока и теперь для вас отдых.

Дети закрыли глаза и отдыхают.

На карточках записаны словарные слова; уж, замуж, невтерпёж

-Откройте глазки и сфотографируйте данные слова.

-Постараемся твёрдо запомнить, как пишутся эти слова

               Письмо по памяти

-Запишите эти слова в строчку, через запятую

-Подчеркните орфограмму

Самостоятельная работа с самопроверкой.

У всех детей  две карточки: в одной карточке записаны задания:

едеш--                                    богач-                     дрож-

назнач-                                   фарш-                    пляж-

жеч-                                        глуш-                       вскач-

проч-                                       из груш-                  гуаш-

-Вставь в слова ь знак, где это необходимо

В другой карточке -самопроверка т. е. слова записаны правильно

-Правильно ли вы написали слова?

-У кого есть ошибки?

Отмечаю детей с самопроверкой.

-А на этом этапе урока я хочу вам предложить мою любимую работу

3 человека работают по карточкам.

Весь класс пишет под диктовку

С радостью  входишь в весенний лес. Луч солнца осветил поляну, покрытую первоцветами. Лесной воздух свеж и чист. Хрустнула ветка. Это робкий зайчишка вскачь помчался в глушь леса. Будем беречь родную природу!

-У нас получился----текст.

-Докажите, что это текст?(предложения связанны по смыслу)

-На какую тему этот текст?

-Какой это текст?(повествование)

Проверяем текст и называем слова ,где написали после шипящих ь знак.

Итог урока.

-показываю карточки с прорезями   (если нужно вставить ь знак, объясняют почему надо вставить или не надо вставлять)

-Что же необходимо сначала сделать, чтобы не ошибиться в правописании ь знака на конце слов после шипящих?

Закончите фразу      -теперь я знаю ...

                                   -теперь я умею....

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...