Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Спряжение глагола»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Спряжение глагола»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3.docx151.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Соловьёва Дарья Олеговна

Тема урока: «Спряжение глагола»

Класс: 4 «Б»

Цель: формирование знаний о спряжении глаголов.

Задачи урока:

        Дидактические:

- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;  

- закрепить знания о глаголе.

       Развивающие:

-  развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

       Воспитательные:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

- прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.

Планируемые результаты:

      Предметные:

  • уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
  • уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

     Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

     Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

 фрагмента

урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма органи

зации УД (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Самоопределение к деятельности (1 мин)

Цель: способствовать формированию положительной учебной миотивации.

Формирование готовности восприятия учебного материала

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Ребята, наш урок начнем с высказывания Ральфа Эмерсона, американского поэта, философа: «Язык – город, на строительство которого каждый человек принёс свой камень».

- Как понимаете эти строки?

- Найдите в высказывании часть речи, которую мы изучали на предыдущих уроках.

- Как вы думаете, все ли мы уже знаем о глаголе?

- Хотите открыть новые тайны русского языка?

Определение хода урока.

- Тогда - в путь. Маршрут нашего урока:

1. Учебный старт

2. Исследование глаголов

3. Электронный консультант

4. Редактор

5. Самооценка

- На каждом этапе свою работу вы будете оценивать на листах самооценки. Зеленый цвет – хороший багаж знаний, желтый – надо еще потрудиться, красный цвет – приложи максимум усилий.

Ученики посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали друг другу удачи.

Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классную работу», выделяя орфограммы.

Ученики выполняют работу над чистописанием и работают со словарными словами.

Ответы учеников.

Ф

-

Р: волевая саморегуляция.

Л: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

2. Актуализация знаний. Введение в проблему

(5  мин)

Цель: -актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Метод повторение,

Устный опрос

- Учебный старт. Вспомним, что уже знаем о глаголе.

Работа с карточкой.

(Приложение №1)

Глагол – это…

Глагол отвечает на вопросы…

Глагол в предложении обычно является…

Глагол изменяется…

Проверка с экрана. Электронный тренажер: тема «Слово. Части речи и предложения. Глагол», задание «Многовариантный тест» упр.1-4

https://fsd.intolimp.org/html/2018/10/03/i_5bb50381bcede/phpCpAfai_Ponyatie-o-spryazhenii-glagola.-Lichnye-okonchaniya-glagolov-1-i-2-spr_1.png

Ответы учеников.

Глагол – это …

Обозначает…

Отвечает на вопросы…

Изменяется…

Имеет …

Н. ф. – это нач.форма  глагола.

Петь, читает, говорил, побегут.

Спряжение  глаголов

Ф,И

Работа с карточками

П: работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа;

формулирование проблемы

(Р):осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

3. Постановка учебной задачи

(5 мин)

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Беседа

- При ответе на какой вопрос нам не хватило знаний? (Не знаем, что такое «спряжение»)

- Сформулируйте тему урока.

Работа с учебником с.75

(наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам)

- Как изменялись глаголы? (по лицам и числам)

- В каком времени употреблены глаголы?

- Какая часть слова изменялась? (окончание)

- Какую особенность окончаний заметили?

- Обратите внимание на правописание окончаний глаголов во 2 лице ед.ч.:

-ешЬ, -ёшЬ, - ишЬ, во 2 лице мн.ч.: - етЕ, -ётЕ, -итЕ.

Работа по вариантам и у доски:

- Измени по лицам и числам глаголы, выдели окончания:

1в. – в буд.вр.СОРВАТЬ

2 в. - в наст.времени ГОВОРИТЬ Ед.ч. Мн.ч.

1л. сорву сорвём

2 л. сорвёшь сорвёте

3 л. сорвёт сорвут

1л. говорю говорим

2л. говоришь говорите

3л. говорит говорят

Вывод: Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.

На какие две группы можно разделить глаголы? Проанализируйте и заполните таблицу.

Работа по карточкам.

(Приложение №2)

Личные окончания глаголов

1 спр.

2 спр.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е л.

-у(-ю)

-ем(-ём)

-у(-ю)

-им

2-е л.

-ешь(-ёшь)

-ете(-ёте)

-ишь

-ите

3-е л.

-ет(-ёт)

-ут(-ют)

-ит

-ат(-ят)

Проверка по образцу в учебнике с.77.

Вывод: Если на окончание глагола падает ударение, то определить спряжение легко:

в окончаниях буква е (ё), а в 3-м л. мн.ч. –ут(-ют) – I спряжение;

в окончаниях буква и, а в 3-ем л. мн.ч

-ат(-ят) – II спряжение.

Учащиеся  по цепочке называют пропущенные местоимения , определяют их лицо, записывают предложения.

Форма глагола меняется  в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён.

Глаголы  изменяются  по лицам.

По  местоимению.

В  настоящем.

 В будущем.

Ученики работают по  учебнику.

Ф,П

Презентация, учебник

(П):формулирование проблемы; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза, анализа, обобщения;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

(Р): составление плана и последовательности действий; волевая саморегуляция

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

   4. "Открытие" новых знаний

   (10 мин)

   Цель:  построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Беседа, работа с учебником

Работа с комментированием у доски и в тетрадях.

- Упр. 115 с.78.

И,Ф

Учебник, работа у доски

(П): контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

  5. Закрепления новых знаний и способов действий

  (15 мин)

  Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Работа в парах. Электронный тренажер: раздел «Слово. Части речи и члены предложения. Глагол», задание «Установи соответствие», упр. №1

https://fsd.intolimp.org/html/2018/10/03/i_5bb50381bcede/phpCpAfai_Ponyatie-o-spryazhenii-glagola.-Lichnye-okonchaniya-glagolov-1-i-2-spr_2.png

- Не поворачивая головы, выполните по 6 движений глазами влево-вправо, вверх-вниз, дугообразные движения.

Ответы учеников.

Не  определили  у  глагола  делали.

Ученики выполняют проверку, отвечая  по очереди с места.

Ф,И,Г

Презентация

(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества и уровня усвоения

(К): планирование учебного сотрудничества с товарищем; управление поведением партнера

(Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности

   6.Включение в систему знаний и повторения  

  (2 мин)

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Беседа с разъяснениями

Редактирование текста.

(Приложение №3)

Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени. Поставьте ударение, выделите окончания глаголов, определите спряжение.

1. Дети … от грозы.

2. Все народы … традиции своих предков.

3. … по нашим равнинам полноводные реки, маленькие речки и крошечные ручейки.

4. Почему … неугомонные малыши? Да они крепко … в своих кроватках.

5. В гнезде … наперебой голодные птенцы.

6. Все профессии важные и нужные. Пекари … хлеб, пастухи … стада, парикмахеры … нас и делают красивые причёски.

(Слова для справок: молчать, беречь, течь, пищать, стеречь, бежать, стричь, спать, печь)

Проверка по образцу на доске.

Ответы учеников.

Ф

Презентация

(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества и уровня усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

  7. Рефлексия деятельности

  (1 мин)

  Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности

Беседа

Самооценка

- Сложная тема?

- Что такое спряжение? На какие две группы делятся глаголы? О чем нужно помнить, чтобы правильно определить спряжение глаголов? Какие окончания изучали на уроке, ударные или безударные?

- Нужно ли продолжить работу над этой темой?

- Этому будут посвящены наши следующие уроки. Мы будем изучать правописание безударных личных окончаний глаголов.

- Подведите общий итог своей работы на уроке, используя лист самооценки.

- Кто сможет объяснить тему сегодняшнего урока ученикам, которые отсутствуют по причине болезни?

- Домашнее задание: выучить правило на с.77, с.78, упр.___ – работать, руководствуясь правилом.

Ответы учеников.

-

(Р): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

(Л): самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Спряжение глаголов".

Представлена технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе  по теме " Спряжение глаголов".Урок построен на основе  системно- деятельностного метода....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов", 4 класс

Сенарий урока по русскому языку "Спряжение глаголов", 4 класс, "Начальная школа 21 века"...