Конспект урока по русскому языку 3 класс "Времена глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представлений об изменении глагола по временам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать с понятие «время глаголов»;

- уметь точно употреблять глаголы в тексте;

- знать часть речи «глагол».

Личностные: оценивать свой труд; принимать оценки учителя; умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению.

 

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-y_vremena_glagolov.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределение к деятельности

1 мин

  - Здравствуйте, ребята. 

- Улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение.

Приветствуют учителя

Р.: самоорганизация

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: ответы на вопросы

Практический: грамматическое упражнение

5 мин

Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

- Вы меня поняли?

Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

- А теперь вы меня поняли? Что помогло вам понять, о чём я говорю?

- Что объединяет слова второй группы?

- Какую же роль играют глаголы в нашей речи?

- Что такое глагол?

-Что еще вы знаете о глаголе?

- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.

- Придя в класс, я записала несколько предложений о том, что увидела. Вот они.

Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Удивили вас мои предложения?

- Что вас удивило в них?

- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас. Как это сделать? Вы умеете? Значит, нам нужно сегодня научиться это делать.

- Нет

- Глаголы

- Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой

Ответы детей

- Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной.

- Попробовать изменить форму глаголов

- Нет

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: планируют учебное сотрудничество

III.Постановка

учебной задачи

Словесный: беседа

2 мин

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке русского языка?

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Как вы считаете, чему мы научимся на этом уроке?

- Об изменении глаголов по временам

- Время глаголов

- Изменять глаголы по временам

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: планируют учебное сотрудничество

IV. Открытие нового знания

Практический: граммат.упр.

10 мин

- Посмотрите в окно и придумайте одно предложение о том, что происходит в настоящее время. Запишите это предложение в тетрадь. Найдите в нем глагол и поставьте к нему вопрос. Что можно сказать об этом глаголе?

- Придумайте одно предложение о том, что уже произошло. Запишите это предложение в тетрадь. Найдите в нем глагол и поставьте к нему вопрос. Что можно сказать об этом глаголе?

- Придумайте одно предложение о том, что произойдет. Запишите это предложение в тетрадь. Найдите в нем глагол и поставьте к нему вопрос. Что можно сказать об этом глаголе?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Откройте учебник на стр.112 и прочитайте правило о временах глагола.

- Кто расскажет это правило?

- Перед вами несколько слов.

Рисует, будет рисовать, рисовал, нарисует.

Распредели их на 3 колонки - пр.  вр,,  буд. вр., н. вр.

- Придумайте для каждого столбика по два своих примера.

- Ярко светит (что делает?) солнце. Глагол настоящего времени.

 

- Снег полностью растаял (что сделал?). Глагол прошедшего времени.

- Скоро расцветут (что сделают?) красивые цветы. Глагол в форме будущего времени.

- Глаголы изменяются по временам

- Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают?, обозначают действия, которые происходят в настоящем времени.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали?, обозначают действия, которые произошли или происходили в прошедшем времени.

Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?, обозначают действия, которые произойдут в будущем времени

Ответы детей

Рисует н.вр., будет рисовать буд.вр., рисовал пр.вр., нарисует буд.вр.

Ответы детей

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

П.: структурируют знания,  анализируют объекты

К.: определяют способы взаимодействия.

Динамическая пауза

2 мин

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют действия учителя

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: упр. граммат.

Практический:

Дидактическая игра «Почтальон»

5 мин

Стр. 111, упр. 195.

- Прочитайте предложения.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящее время? Поставьте вопросы к этим глаголам.

 - В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли в прошедшем времени? Поставьте вопросы к этим глаголам.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые не произошли, но произойдут скоро, в будущем времени? Поставьте вопросы к этим глаголам.

Выпишите из текста три предложения в таком порядке:

1)с глаголом в настоящем времени

2)с глаголом в прошедшем времени

3)с глаголом в будущем времени.

Укажите время глаголов.

- Игра «Почтальон».

Цель: закрепление умения определять времена глаголов.

- Содержание игры: участвует весь класс. Учитель рисует на доске три конверта. Первый конверт называется «Прошедшее время», второй – «Настоящее время», третий – «Будущее время». На доске сбоку расположены карточки с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени. Игроки - почтальоны, выходя к доске по очереди, должны правильно разнести письма -глаголы по адресам с соответствующим временем.

Материал для игры: иду, возьмешь, читаем, берешь, нарисовал, возьму, напишем, строим, принес, бегали, едут, привезли, закроют, поехал, надену, играю, говорили, съел, гуляете, выросло, пел, поет, принесет, вымоет.

- Проверяем.

- Отлично! Молодцы.

Ярче греет (что делает?) солнце. Набухают (что делают?) почки на деревьях.

Летят (что делают?) на родину певчие птицы.

Кончились (что сделали?) вьюги и метели.

 Прилетели (что сделали?) грачи. На полях растаял (что сделал?)  снег.

Скоро все кругом зазеленеет (что сделает?).

Расцветет (что сделает?) душистая сирень.

Лес будет звенеть (что делать?) от птичьих голосов.

1)Набухают(наст.вр.) почки на деревьях

2)Кончились(прош.вр.) вьюги и метели

3)Расцветет(буд.вр.) душистая сирень

Слушают учителя.

Выполняют задание.

- прошедшее время: нарисовал, принес, бегали, привезли, говорили, съел, выросло,пел.

Настоящее время: иду, читаем, берешь, строим, едут, поехал, играю, гуляете, поет.

Будущее время: возьмешь, возьму, напишем, закроют, надену, принесет, вымоет.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: Дидактическая игра «Кто самый внимательный?»

8 мин

- Игра «Кто самый внимательный?».

Цель: закрепление навыка нахождения глаголов прошедшего времени.

Содержание игры: участвует весь класс. На доске записано стихотворение С. Баруздина «Бревно». Ученики должны выписать все глаголы прошедшего времени. Победителем считается тот, кто первым выпишет все 12 глаголов прошедшего времени.

Материал для игры:

Лежало на пути бревно.

Мешало путникам оно.

Один сказал:

- Нехорошо!

Сказал и знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил, и мал.

Он, молча, скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

- Молодцы!

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

VII. Включение в систему знаний

Практический: карточки

5 мин

- Найди в стихотворении и распредели глаголы  в три  графы таблицы.

Выдаются карточки.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

(С.Маршак)

Обменяйтесь работами, проверьте друг друга.

Выполняют работу на карточках

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

П.: структурируют знания,  анализируют объекты

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

2 мин

Домашнее задание

Запишите домашнее задание: стр.113 упр.198

- Итак, ребята, сейчас те, кто сегодня все понял,  у кого не осталось вопросов, поднимите зеленый карандаш. Кому было понятно не совсем все и остались вопросы, поднимите желтый. А кто совсем  ничего не понял, и ему было скучно поднимите красный карандаш.

- Ребята, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

- Как определить время глаголов?

На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего, будущего времени?

- Молодцы! Спасибо за урок.

- О глаголе

- Что сделал? Что делает? Что сделает?

К.: формулируют собственное мнение и позицию

Дата: 21.04.2021                                                                                          Учитель: Мингазова Г. К.

Школа: «Бажикаевская СОШ»                                        Студент: Фазылова Адиля, 41 гр

Класс: 3 «Б»                                                                                          Методист: Солопова Т. В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  

Тема: «Времена глаголов»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представлений об изменении глагола по         временам.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- знать с понятие «время глаголов»;

- уметь точно употреблять глаголы в тексте;         

- знать часть речи «глагол».

Личностные: оценивать свой труд; принимать оценки учителя; умение работать самостоятельно; проявлять         положительное отношение к учению.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник русского языка 3 класс «Школа России», учебная презентация, карточки с заданиями

Челябинск, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов" в 4 классе. Цели урока: познакомить детей с понятием «спряжение» как системой личных окончаний глаголов;развивать логическое мышление уч...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Глагол, его роль в языке» (3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь с...