Русский язык. Времена глаголов
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Творогова Алексия Александровна

первичное ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-.

уметь различать глаголы по временам;

уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;

уметь распознавать глаголы в прошедшем времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Времена глаголов81 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.2021

Школа: № 51

Класс: 3 в

                    ФИО учителя: Халиулина Ф.З.

                                   ФИО студента: Творогова А.А.

                           ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Времена глаголов»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • уметь различать глаголы по временам;
  • уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;
  • уметь распознавать глаголы в прошедшем времени.

Личностные:

  • осознавать роль языка и речи в жизни;
  •  принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.  

ЭТАПЫ УРОКА

Время

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте, ребята!

Настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Словесный: ответ ученика

Наглядный: презентация

5мин

-Итак, открывает тетради записываем сегодняшнее число, классная работа.

-Ребята давайте вспомним, что такое глагол.

- Как могут изменяться глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы ед.числа? Мн. числа?

Отвечают на вопросы

Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делает? Что сделает и т.д.

По числам

Что делает? Что сделает? Что делал?

Что делают? Что сделают? Что делали?

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

5 мин

— Прочитайте глаголы.

Цветёт, выросли, прольёт, проплыл, выучит, рисует.

— Разделите их на три группы.

По какому признаку вы разделили слова?

-Верно. Ребята предположите тему нашего сегодняшнего урока?

-Верно, какие цели на урок мы с вами поставим?

1) Цветёт, рисует; 2) выросли, проплыл; 3) прольёт, выучит.

В первой группе — глаголы настоящего времени, во второй — прошедшего, в третьей — будущего.

-Времена глаголов

- познакомимся с временами глаголов; научиться определять время глаголов, уметь ставить вопросы к глаголам.

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: диалог  

Физминутка

5 мин

1 мин

Ребята, послушайте сказку о глаголах и ответьте на вопрос о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам?

Как мама Глаголиха учила глагольчиков

Жила-была мама Глаголиха со своими детьми — десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики выросли, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку.

— И дети, и я, и весь наш род занимаемся интересной работой. Мы трудимся в предложении. Там подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим... А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется игра «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы, у нас есть для этого...

— Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам?

Откройте учебник на странице 114, упр.200

— Прочитайте текст.

— Определите тип текста. Докажите.

— Какой заголовок подойдёт к тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте глаголы, которые вы выписали. Назовите время этих глаголов.

Упр. 201 (с. 114).

— Прочитайте вопросы. На какие из них вы можете ответить?

— Выполните задания.

— Прочитайте предложение, которое вы выписали. Назовите глагол.

Слушать учителя.

Отвечают на вопрос.

Она хотела сказать о том, что для определения времени у глаголов есть вопросы.

- Читают текст.

- Текст повествование.

- Почему Тюпу назвали Тюпой?

Удивится, словлю, вспорхнула, ползет.

- Скоро ли мы сможем жить на Луне?

Сможем.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

5 мин

Упр. 202 (с. 115).

—  Прочитайте предложения. Назовите личные местоимения, которые вы добавили.

—  Прочитайте глаголы в каждом предложении. Назовите время, число глаголов и их окончания.

—  Как вы определили время и число глаголов?

—  На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем и будущем времени?

Друзья мои, вас не удивило, что в этих глаголах после буквы Ш стоит мягкий знак? Но тем не менее мы произносим твёрдый звук [ш]. Не удивляйтесь! Так уж принято в русском языке: если глаголы связаны по смыслу с местоимением второго лица единственного числа «ты» и отвечают на вопросы что делаешь? или что сделаешь?, они имеют окончания «-ишь», «-ешь» или «-ёшь» с мягким знаком на конце. На эти глаголы я прошу вас обратить особое внимание.

—  Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

—  Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

 

- Я, ты, он, вы. Они.

Читают глаголы, определяют время, выделяют окончание.

По вопросам.

Что делает? Что делаю?

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

6 мин

 Упражнение 203 на странице 115 выполните самостоятельно.

Спишите слова со слайда. Сделайте морфологический разбор. Прилетел, бежит, читаешь.

- Потому что в нем использовано много прилагательных, описывающих дождь.

Гуляла, потеряла, видел, поднял, встал.

 

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Практический: упражнение 

7 мин

-  Отгадайте загадку. Спишите. Укажите время глаголов. Обозначьте орфограммы.

Никто его видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела, а живёт оно,

Без языка - кричит. 

-  Как отличить глагол прошедшего времени от глагола настоящего времени?

-  Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

 Слушать учителя

Эхо.

- У глагола в прошедшем времени часто присутствует суффикс Л.

Ешь, ишь.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

4 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник страница 116№204

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Что обозначают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

 

Записывать домашнее задание

-Мы работали над темой: «Времена глаголов» Я считаю, что цели урока были достигнуты.

- Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи

Глаголы будущего времени обозначают действия, которые произойдут в будем времени, после момента речи.

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку Время глагола 4 кл

Контрольная работа по теме «Время глагола»...

Карточки по русскому языку "Время глагола"

Карточки по русскому языку "Время глагола"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Времена глагола"

Содержит в себе блок =схему для учащихся, конспект урока для учителя и презентацию....

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"

Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...