Технологическая карта урока по теме: "Учимся писать приставки с буквой А".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока по теме: "Учимся писать приставки с буквой А".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: «Правописание приставок» 

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: способствовать формированию условий для знакомства детей с правописанием приставки.

Дидактические  задачи:

- формировать навык написания приставок с буквой А;

- учиться находить слова с данными приставками;

- развить умение формулировать определение понятий;

- продолжить формирование умения определять условия выбора  приставок;

- обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие задачи:

- развитие познавательного интереса у учащихся к предмету;

- развитие умения классифицировать приставки в словах

- применять алгоритмы рассуждения;

- развитие  орфографическую зоркость

- повышение творческой активности, развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления;

- развивать навыки применения на практике полученных знаний.

Воспитательные задачи:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;    

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

  • определение приставки;
  • роль приставки в слове;
  • разные группы приставок;
  • традиционные приставки.

Уметь:

  • находить в словах приставку;
  • правильно выделять приставку в слове;
  • подбирать слова с указанными приставками;
  • объяснять значения, выражаемые приставками;
  • образовывать новые слова, используя приставочный способ словообразования.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • оценивать себя и своих товарищей;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • применять изученное.

Познавательные:

  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • развивать  логическое  мышление;
  • осуществлять классификацию;
  • учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий;

  • стремление использовать полученные умения в повседневной жизни;
  • осуществлять установление причинно-следственных связей и их доказательство.

Коммуникативные:

  • умение слушать учителя и одноклассников;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Пополнение словарного запаса.
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Методы обучения:

  • Словесный метод (объяснение, беседа, учебный диалог, рассказ);
  • Наглядный метод (демонстрация, наблюдение, иллюстрация);
  • Частично- поисковый метод (загадка);
  • Практический метод (упражнения, дидактическая игра).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

- Здравствуйте, дети. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами! (слайд 1)

-Сегодня для успешной работы нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Проверим вашу готовность, на партах должны лежать учебник, пенал, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

-Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики и мы начнем урок. (слайд 2)

1.Спина ровная.

2.Ноги стоят на полу. 

-А начать урок я предлагаю такой фразой…

Выберите из предложенных ту, которая, на ваш взгляд, подходит к нашему уроку: «Грамоте учиться- век пригодится», «Лето-припасиха, а зима -прибериха» или «Математика – царица всех наук».

- Почему именно эту выбрали?

- Как вы понимаете эту народную мудрость?

Приветствую учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Контролируют свою посадку. 

Внимательно слушают учителя.

- «Грамоте учиться- век пригодится».

- Потому что у нас урок русского языка.

Ответы обучающихся.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Минутка чистописания

- Откройте тетради и пропишите соединения букв (слайд 3)

На доске: об, от, под

- С какой частью слова мы познакомились недавно?  

- Что называют приставкой слова?

- Как определить приставку в слове?

- А сейчас внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время года на ней изображено? (приложение 1) 

- Как вы это поняли?

- Какие летние месяцы вы знаете? Назовите их.

- Совершенно верно!

Отгадайте загадку:

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и...  

- Молодцы!

 - Образуйте при помощи данных (по, от, у) приставок однокоренные слова к слову ТЕПЛО.

Выделите приставки.

Ученики записывают соединения букв в рабочую тетрадь.

- С приставкой.

- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное 

слово без приставки или с другой приставкой.

- Лето.

Ответы детей.

- Июнь, июль, август.

- Тепло.

Дети записывают слова.

- Потеплело, оттепель, утеплить.

Выделяют приставки.

Выявления мест и причин затруднения

- Слова какой части речи у нас образовались? 

-  Докажите.

- Как называется такой способ образования слова при помощи приставки?

– Ребята, вы догадались, что мы с вами записали в чистописании?

– Правильно.

– Какие ещё приставки пишутся с буквой о? 

– Вы догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка?

- Чему мы будем продолжать учиться? 

Ответы обучающихся.

- Приставочный.

- Это приставки, которые пишутся с буквой о.

- До, о, по, про.

- О приставках.

- Учиться правильно писать приставки, находить их в словах, образовывать слова при помощи приставок.

Построение проекта выхода из затруднения

– Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу. (приложение 2)

 Работа с документкамерой

запись – записать

насыпь – насыпать

надпись – надписать

– Запишите слова парами, расставьте ударение, выделите приставки.

– Назовите приставки.

– Посмотрите на них внимательно и ответьте: что общего в написании приставок? 

– А теперь обратите внимание на место ударения.

– Попробуйте сделать вывод, о написании приставок  за,  на, над? 

Постановка задачи

– Прочитайте как называется наш урок? 

– Какая задача будет стоять перед нами на уроке?

– Да, правильно, мы должны научиться писать слова с группой приставок, в которых пишется буква «а» и продолжим учиться определять место орфограммы в слове.

– А почему это нужно уметь делать?

- Сейчас мы выполним упражнение в парах, но для начала нам необходимо вспомнить правила работы.

– У вас на партах  заготовки  алгоритма  

правописания орфограммы, над которой мы сегодня работаем. (приложение)

- Составьте этот алгоритм. Пронумеруйте по порядку последовательность действий.

- Проверьте свою работу (слайд 7)

 

По 1 ученику – у доски, остальные работают в тетради.

- За, на, над.

- Пишутся с буквой а.

- Пишутся с буквой а под ударением и в безударном положении.

- Учимся писать приставки.

- Научиться правильно писать приставки с буквой а.

Ответы обучающихся.

Вспоминают и озвучивают правила работы в паре.

Двое обучающихся выходят работать за интерактивным столом, остальные дети составляют алгоритм на своих рабочих местах.

Реализация построенного проекта

– А сейчас будем учиться применять наши новые знания о написании приставок на практике, опираясь на алгоритм для этого откроем наши учебники на странице 130 и обратим внимание

на упражнение № 253.

- Прочитайте упражнение.

- Что требуется сделать в задании?

- Сейчас мы с вами будем читать пословицы, вставляя в слова подходящие по смыслу приставки.

- Как вы можете объяснить значение данных пословиц.

- А сейчас я вам предлагаю закрыть учебник и записать слова по памяти, проговаривая алгоритм.

- Итак, «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай»

слово: заварил.

- Вспоминаем первый шаг нашего алгоритма.

- Что мы делаем при подборе родственных слов?

- Какой второй шаг нашего алгоритма?

- Назовите 3 шаг алгоритма?

Аналогично: расхлебывай, рассудит, засудит.

(Дети под руководством учителя подробно комментируют ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы. В словах выделяются приставки, орфограмма подчёркивается.)

Открывают учебники на требуемой странице и находят упражнение.

Один ученик читает упражнение, остальные внимательно слушают.

- Прочитать пословицы, объяснить их смысл.

1. Умный рассудит, а глупый засудит.

2. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

3. Заговорил, так надо договаривать.

Объясняют значение каждой пословицы.

- Подбираю однокоренные слова к слову заварил (варил, переварил, сварил и тд…)

- При подборе родственных слов меняем приставку.

- Выделяю приставку (приставка ЗА).

- Вспоминаю правописание.

В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: заварил.

1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили знания.  Для этого поочередно будете выходить к интерактивному столу для выполнения задания.

Упражнение 1 звучит следующим образом:

Соотнеси слова по группам:

  1. приставка есть
  2. приставка отсутствует

– Прочитайте задание к упражнению 2.

– Вы догадались какие приставки нужно добавлять?

Проверка самостоятельной работы (Слайд 9)

– Сравните свою работу с той, что на доске. Поднимите руку у кого совпали записи? У кого не совпали?

1 группа: приставка есть.

Заболеть, надлом, написать,  рассада, рассвет.

2 группа: приставка отсутствует.

Замок, надежда, наст, растение.

-Догадайся, какую приставку нужно добавить к словам каждого столбика. - за-, -на-, -над-.

зарисовка                  нагрев
закругление              название
заморозки                 наклон
закрытие                   загрузка
забег                         наводнение

Осуществляют проверку по эталону.

Рефлексия учебной деятельности

Подведём итоги. Закончи предложения.

Сегодня на уроке….

Я узнал - …

Я учился - ….

 - Что понравилось?

- Вспомните, какие задачи вы ставили на уроке, достигли вы их?

- Уже совсем скоро наступит лето, будет светить яркое солнышко и начнут распускаться ароматные цветы.

Я предлагаю вам украсить полянку, для этого у меня подготовлены цветочки разного цвета:

красные круги – вы хорошо усвоили тему урока,

синие – немного сомневаетесь (нужно поработать)

желтые – не смог разобраться.

Вот и подошёл  к концу наш урок.

Скажем друг другу СПАСИБО.

Ученики активно взаимодействуют с учителем, формулируют ответы на вопросы.

Обучающиеся выполняют рефлексию деятельности с помощью цветочков.

Поднимают карточку, выбирая цвет в зависимости от настроения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел у нас звонок, Начинается урок! Перестанем мы лениться, Будем радостно учиться!

Слайд 2

Правило посадки Посадка «готов к работе» Посадка при письме

Слайд 3

ОБ Минутка чистописания ОТ ПОД

Слайд 4

Тема урока: Правописание приставок Цель урока: научиться правильно писать приставки с буквой А

Слайд 5

Тепло потеплело оттепель утеплиться +по +от +у

Слайд 6

Правила работы в паре

Слайд 7

Алгоритм написания приставок 3. Вспоминаю правописание. 1. Подбираю однокоренные слова. 2. Выделяю приставку.

Слайд 8

Учебник: страница 130 №253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык....

Технологическая карта урока развития речи "Учимя писать сочинение" 3 класс

Конспект урока развитие речи.Класс: 3Тема: Учимся писать сочинение. Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основы...

Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"

Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"

Технологическая карта урока  русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока:  Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материалаО...

Технологическая карта урока русского языка «Как пишутся приставки» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о правописании приставок, оканчивающихся на -З, -С;Задачи урокаДидактические:&midd...