Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гречко Наталья Николаевна

Класс: 4 класс

Тема "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным"

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель: совершенствовать умение проверять написание парных по глухости-звонкости согласных, непроизносимых согласных в корне слова; обобщить знания по применению изученных правил в корневых орфограммах.

Задачи:

  • совершенствовать навык распознавать типы орфограмм;
  • развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Метапредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы урока:

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в 2-х частях. 4 класс. М: Просвещение, 2018.

2.Канакина В.П. Русский язык; рабочая тетрадь. 4 класс. М: Просвещение, 2018.

3.Раздаточный материал для индивидуальной работы, работы в паре, группе.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самоконтроль.

Техническое оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2



Предварительный просмотр:

Наталья Николаевна Гречко,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска

Урок русского языка в 4 классе

по теме «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным»

  1. Паспорт урока

Тема «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным»

Цель: совершенствовать умение проверять написание парных по глухости-звонкости согласных, непроизносимых согласных в корне слова; обобщить  знания по применению изученных правил в корневых орфограммах.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Задачи:

  • совершенствовать навык распознавать типы орфограмм (безударные проверяемые гласные, непроизносимые согласные в корне слова);
  • развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные

Личностные:

  • различать типы орфограмм в корне слова;
  • применять изученные правила проверки корневых орфограмм.

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • создавать модель с целью выявления общих признаков.

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно формулировать учебные задачи  после предварительного обсуждения;
  • уметь планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, корректировать результаты;
  • уметь оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД:

  • уметь сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;
  • уметь слушать и понимать других, вступать в диалог;
  • уметь распределять обязанности, планировать свою часть работы, учитывая общий план действий и конечную цель, уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в парах, группах.

  • воспитывать активность, любознательность, заинтересованность в процессе учения;
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, чувства товарищества, взаимопомощи;
  • прививать любовь к родному языку.  

Метапредметные связи: литературное чтение

УМК: «Школа России»

Ресурсы урока:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в 2-х частях. 4 класс. М.: Просвещение, 2018.

2. Канакина В.П. Русский язык; рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Просвещение, 2018.

3. Раздаточный материал для индивидуальной работы, работы в паре, группе.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самоконтроль.

Техническое оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

 

  1. Технологическая карта урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение.

(3 мин.)

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга уважает, чувствует и слышит.

- Ребята, поприветствуйте наших гостей.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

Сч...с...ливый, б...ро...ка,  к...ро...кий, пл...ща...ка, тр...ды, про...з...ной.

- Проанализируйте слова. Почему в них пропущены буквы?

- Найдите слово, в котором пропущенная буква не является орфограммой.

(Убирает слово "труды".)

- Измените форму этого слова, чтобы в нём появилась орфограмма?

- Вспомните пословицы о труде. Запишите одну из них. 

Землю красит солнце, а человека - труд.

- Я надеюсь, что ваш труд на уроке принесёт плоды.

Ребята настраиваются на работу, приветствуют гостей.

- В словах есть ошибкоопасные места. Необходима проверка.

- Труды.

- Труд.

Приводят примеры пословиц о труде.

Записывают пословицу в тетради.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение перерабатывать информацию.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную учебную деятельность.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений

(8-9 мин.)

- На какие группы можно разделить оставшиеся слова?

- Какие войдут в первую? Вторую? Третью группу?

- Что заметили?

- В какой части слова эти орфограммы?

- Какие  правила надо вспомнить, чтобы записать слова без ошибок?

-Запишите эти слова, выделяя корень, подчеркивая орфограммы.

-Проверьте.

- Результат  занесите в лист самооценки (Приложение 5), пользуйтесь алгоритмом самооценки. (Задание 1).

-Кому удалось выполнить задание без ошибок?

-Кто испытывал затруднения при выполнении заданий?

-В чём причина затруднений?

- Какой орфограмме в корне слова мы уделили особое внимание на прошлом уроке русского языка?

- Возьмите карточку оранжевого цвета. (Приложение 1)

 Прочитайте задания. Вспомните правило и выполните задания в карточке. (2 мин.)

Проверка.

Результат внесите в лист самооценки (Приложение 5),  (Задания 2, 3).

Музыкальная физминутка

Варианты, предложенные детьми. Например, имена существительные и имена прилагательные, по типу орфограммы (три группы).

Ответы детей.

- В одном слове несколько орфограмм. Слова в группах будут повторяться.

-Надо помнить, что к некоторым словам надо подбирать сразу несколько проверочных слов.

- В корне слова.

- Проверить безударный гласный, парный по глухости-звонкости, непроизносимый согласный.

Записывают слова, обозначая орфограммы и выделяя корень слова.

Сравнивают свою запись с записью на слайде.

Осуществляют самооценку.

Ответы детей.

- Безударный проверяемый гласный.

Учащийся озвучивает ответы. Дети проверяют.

Осуществляют самооценку.

Познавательные:

- умение перерабатывать информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные:

- формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, корректировать результаты;

- умение оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД:

- построение речевого высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации.

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

 (3 мин.)

- Обведите карандашом слова с непроизносимым согласным. Слова с парным по глухости-звонкости подчеркните одной чертой.

Счастливый, бородка, проездной, короткий, площадка.

- Сформулируйте задачи урока.

- Тренироваться в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

- формирование умения самостоятельно формулировать учебные задачи  после предварительного обсуждения.

Коммуникативные УУД:

- умение сознательно строить речевое высказывание.

4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

(4 мин.)

- Откройте тетради на печатной основе на с. 42. Найдите упражнение № 92.

Прочитайте задание.

- Как избежать затруднений во время выполнения задания?

- Выполните задания.

Выполняют с комментированием.

- Правильно определить тип орфограммы. Вспомнить алгоритм проверки каждого типа орфограммы.

Выполняют задания в тетради на печатной основе.

Познавательные:

- готовность самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, планировать действия.

5. Реализация построенной стратегии (10 мин.)

- Есть ли что-то общее в алгоритме проверки парных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных? Какие действия надо выполнить, чтобы правильно обозначить звук буквой?

- Какое ранее изученное правило имеет похожий алгоритм?

- Опираясь на свои знания, постарайтесь составить модель, дополнив её своими примерами. Если затруднитесь подобрать примеры, обратитесь к карточке-помощнику.

(Приложение 3)

Проверка.

- Результат внесите в лист самооценки(Приложение 5),  (Задание 4).

Оценивает работу детей, выполнявших задание у доски.

Физминутка (упражнения для расслабления мышц глаз)

- Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово.

- Правило проверки безударных  гласных в корне слова.

Моделирование. Работают в группах.

Три человека работают у доски.

После завершения работы в группах переворачивают карточки с готовой моделью (Приложение 2),

 осуществляют самоконтроль.

Осуществляют самооценку.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- создавать модель с целью выявления общих признаков.

Регулятивные:

- умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других, вступать в диалог;

- умение распределять обязанности, планировать свою часть работы, учитывая общий план действий и конечную цель, уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(12 мин.)

-Возьмите карточки жёлтого цвета (Приложение 4). Прочитайте задания. Постарайтесь выполнить задания, работая в паре.

Работают с текстом в парах.

Проверка по эталону.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные:

- умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других, вступать в диалог;

- умение договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

7. Рефлексия

(2 мин.)

- Оцените свой труд в листе самооценки (Приложение 5), поставьте метку в соответствующем окошке.

- Закрасьте цветным карандашом ту часть пирамиды достижений, которая соответствует вашему результату.

Пирамида достижений.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные:

- умение оценивать учебные действия.

8. Домашнее задание

(2 мин.)

Предлагает варианты домашнего задания.

Упр. в учебнике № 95

1. Выпиши подходящие слова в три группы, опираясь на модель. Подчеркни орфограммы. Составь предложение с одним из слов.

2.Составь текст (5-6 предложений), используя слова из упражнения. Подчеркни орфограммы.


Приложение 1

Выполни задания. Результат внеси в лист самооценки.

1. Восстанови правило, заполнив пропуски.

Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова,

надо изменить ____________________________ или  подобрать ____________________ ____________ так, чтобы ____________________ гласный звук _____________________.

2. Прочитай слова в таблице. Найди правильный ответ. Обведи его номер.

Слова

Ответы

1

2

3

4

взгл...нуть

и

я

я

я

в...рить

а

а

а

о

ч...стота

и

и

и

и

тр...щать

е

е

и

е

пч...ла

е

е

е

и

з...рно

е

е

е

е

Приложение 3

Карточка-помощник

Трубка, стена, вестник, капустный, костный, участник, берег, кружка, местный, устный, тропинка, лесная.

Приложение 4

Прочитайте части текста. Пронумеруйте части текста, расположив их в правильной последовательности. Озаглавьте текст.

_____________________________________________

Позже люди научились в...рить из свёклы сах...р. Прод...вали его в аптеках как л...карство. Он был очень д...р...гой.

В давние вр...мена людям не было извес...но, что такое сах...р. Они ели мё..., пили сла...кий со... клёна, липы, ч...й с дольками свёклы.

В Индии, на Кубе получ...ют эту сладос...ь из сахарного трос...ника. У него сла...кий стеб...ль. Тростинки ср...зают, бр...сают в котёл и вываривают на ...гне. Получаются чудес...ные кристаллики сах...ра.

Вставьте пропущенные буквы.

Приложение 5

Лист самооценки

Номер задания

1

2

3

4

Оценка выполнения

(+ или -)

 

          Я все задания выполнил быстро и без ошибок.

           

          Я иногда затруднялся и редко допускал ошибки.

          Я часто испытывал затруднения при выполнении

          заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Тема: « Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».

Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными. Развивать речь, внимание, мышление, память. Воспитывать любовь к русскому языку....

Проверочная работа № 4 по теме «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными»

Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса. Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из...

Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"

Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...

Проверочная работа по теме "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным"

Теоретическая проверочная работа по русскому языку для обучающихся 2 класса. Программа "Школа России"....