Конспект урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Афанасьева Татьяна Валерьевна

Технологическая карта к уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastitsa_ne.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Афанасьева Татьяна Валерьевна

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Тип: изучение нового материала

Цель: формирование навыка раздельного написания глаголов с частицей НЕ, знакомство с их отличительными признаками и ролью в речи.

Основные термины, понятия: правописание частицы НЕ с глаголами, частица, пословица, поговорка, исключение.

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Используемые приемы оценивания: оценка учителя, самооценка.

Технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая

Материалы и оборудование

Для учителя: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, мел, учебник.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, распечатки.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- познакомиться с орфограммой «Правописание частицы НЕ с глаголами;

- формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ;

- учить анализировать пословицы и поговорки, устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать возможности словарной работы на уроке для усвоения написания частицы НЕ с глаголами.

- применять полученные знания.

Личностные:

       Ученик получит возможность                       формирования:

  1. Внутренней позиции на уровне

положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).

  1. Положительного отношения к

русскому языку как предмету изучения.

  1. Учебно-познавательного

интереса к новому материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

  1. Осознание себя частью

классного коллектива.

  1. Понимания причин

успеха/неуспеха в овладении учебным материалом.

  1. Способность к самооценке

учебной деятельности на основе критериев успешности.

Познавательные УУД:

  • Уметь ориентироваться в

своей системе знаний:

  • Отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

  • Добывать новые знания:
  • Находить ответы на

вопросы, используя информацию из учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

  • Умение определять и

принимать учебную задачу урока;

  • Умение учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве;

  • Вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • Высказывать свое

предположение;

  • Соотносить

выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

Коммуникативные УУД:

  • Умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • Планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

  • Постановка вопросов –

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

     

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент
  • Проверяется правильность подготовки к уроку, спрашивает, кто

сам приготовился правильно.

  • Предлагается проверить правильность подготовки к уроку

соседа по парте, дать совет однокласснику, если тот допустил ошибку.

 

  • Один из обучающихся проговаривает, что необходимо было

приготовить к уроку, остальные проверяют свою подготовку, анализируют ошибки и недочёты, хвалят себя, если приготовились самостоятельно. Если заметили, что готовность неполная, то фразу начинают со слов: «Я хочу тебе посоветовать…»; выполняют упражнения под контролем учителя.

  1. Актуализация необходимых знаний
  • Предлагается обучающимся, используя таблицу и координаты,

записать слово, которое зашифровано. (Приложение 1)

- Координаты – это нераспространённые предложения. Слова этих предложений – это пиктограммы. Вспомните, какими цветами мы определяем части речи.

- Посмотрите на пиктограммы. Из каких рассказов эти предметы и действия предметов? Кто автор этих произведений?

 - Какое слово зашифровано? (обед)

- А что означает слово «обед»? (ответы детей)

- Возьмите лист с определенной пиктограммой. С какой пиктограммой мы возьмем лист бумаги для работы?! (с пиктограммой «обедать»)

  • Предлагается исследовать словарное слово «обед».

- Прочитаем, какое определение дает этому слову толковый словарь. (Приложение 2)

- К истокам слова: «В древности слово «обед» означало не сам прием пищи в середине дня, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено от корня –ед- (то есть «еда»), и приставки об-. Но в процессе развития русского языка произошло объединение приставки и корня. Теперь в настоящее время все слово является корнем.»

- Выделим ударение в слове «обед» и запишем его транскрипцию.

- Совпадает или расходятся произношение слова с его написанием? (расходятся)

- Какие опасные места вы определили? (Безударная гласная и парная согласная на конце слова)

- Сможем ли проверить орфограмму безударная гласная? (Нет, это непроверяемая безударная гласная. Написание надо запомнить)

- Какую из данных орфограмм мы можем проверить? (Парная согласная)

- Что для этого нужно сделать? (Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласный оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком. Изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово.)

- Подберем проверочное слово: обед – обеды.

  • Обучающиеся разгадывают зашифрованное слово.

  • Исследуют новое словарное слово под руководством

учителя.

  • Записывают слово «обед» в рабочую тетрадь, проводят

звуковую характеристику, выделяют орфограммы.

  1. Мотивационная познавательная деятельность
  • Предлагается ознакомиться с однокоренными словами к слову

«обед».

- Перед Вами слова. Какое значение они имеют к слову «обед»?

- Разделите слова на две группы. Какие группы получились? (имя прилагательные и глаголы)

- По какому признаку вы определили глаголы?  (по вопросу)

- Какой частью речи является глагол? (самостоятельной)

- Что обозначает глагол?

  • Предлагается поработать с поговоркой и определить тему урока.

- Прочитайте поговорку. Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Приложение 2)

- Найдем в этом предложении глаголы и объясним их значение. (ответы детей)

- Спишите данную поговорку.

!!! Если у обучающихся появляются вопросы (проблема) перед записью предложения, то учитель предлагает ознакомится с вариантами записи поговорки.

- Проверим, как правильно вы записали предложение. (На доске 4 варианта записи этой поговорки)

- Еще раз посмотрите на предложение. Перед какими словами возникли проблемы в выборе написания слова НЕ? (Перед глаголами)

- Сформулируем тему нашего урока: Правописание НЕ с глаголами (Обучающие записывают в тетрадь – НЕ с глаголами)

  • Знакомятся с однокоренными словами; вспоминают, как

среди слов определить глагол, какую часть речи называют глаголом, какую роль выполняют глаголы.

  • Знакомятся с поговоркой, в которой присутствует

однокоренное слово к слову «обед». Высказывают свое мнение на поставленные вопросы учителя.

  • Записывают поговорку, раскрывая скобки, ориентируясь на

свои знания.

  • Выполняют проверку.
  • Через возникшую проблему в написании предложения,

формулируют тему урока.

  • Записывают тему урока в тетрадь.
  • Предлагается ознакомиться с вопросами для исследования на уроке

по теме урока.

- Возьмите лист с пиктограммой «подумать». (Приложение 3)

- Ознакомьтесь с вопросами, которые мы в течении урока исследуем. Проставьте знак «+» в определенной колонке:

V – я знаю ответ на вопрос.

! – смогу ответить, но мне нужна помощь.

? – я не знаю ответ на вопрос, для меня это новая информация.

- Опираясь на данные вопросы, давайте составим цели для нашего исследования.

Узнать, какой частью речи и чем является слово НЕ.

Узнать, как слово НЕ пишется с глаголами.

- Откройте и посмотрите на карту исследования. Чтобы вы к концу урока смогли ответить на поставленные вопросы в таблице, будем поэтапно заполнять карту.

  • Прорабатывают вопросы по теме урока на карточках.

  • Формулируют цели урока.

  • Анализируют карту исследования и проблемные вопросы из таблицы.
  1. Организация познавательной деятельности
  • Предлагается поработать по материалам учебника.

- Послушайте небольшое стихотворение. (Учитель читает стихотворение)

(Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Все делать очень живо.

Частица НЕ – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьет, не жнет, и не кипит,

Книг не читает, не поет,

Другим работать не дает.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!)

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и слове НЕ?

- Чем является слово НЕ?

- Как пишется частица НЕ с глаголом?

- Давайте убедимся в правильности рассуждений и откроем страницу учебника 78.

Прочитаем правило тетушки Совуньи.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Вернемся к нашей карте исследования.

- Какие ячейки карты исследования вы уже можете заполнить?

- Вернемся к нашей поговорке. Можем ли мы теперь правильно записать данное предложение?

- Запишите правильно поговорку в рабочую тетрадь. Подпишем части речи и подчеркнем пробел между частицей и глаголом.

  • Слушают стихотворение.

  • Анализируют информацию после прочтения стихотворения.
  • Высказывают свое мнение на поставленные вопросы учителя.
  • Работают с информацией на странице учебника.

  • Заполняют ячейки карты исследования под руководством

учителя.

  • Записывают поговорку в рабочую тетрадь и под

руководством учителя подписывают части речи и подчеркивают орфограмму.

ФИЗМИНУТКА

  1. Организация познавательной деятельности
  • Предлагается поработать по материалам учебника (первичное

закрепление знаний)

- Поработаем с упражнением 135.

- Познакомьтесь с текстом стихотворения «Не».

- Почему автор так назвал стихотворение? К чему призывает автор? А что еще нельзя делать на уроках или переменах? Приведите примеры, употребив глаголы с частицей НЕ.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Выполните задание по плану:

1. Найдите глаголы с частицей НЕ.

2. Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами.

3. Выпишите эти глаголы в тетрадь, подпишите части речи и подчеркните новую орфограмму (пробел между частицей и глаголом).

4. Запишите еще 2 глагола с частицей НЕ на тему «Правила поведения в школе».

  • Предлагается фронтально проверить правильность выполненного

задания.

- Заполним ячейку в карте исследования. Какое же значение придает частица НЕ предложению?

  • Высказывают свое мнение на поставленные вопросы учителя.

  • Обучающие самостоятельно выполняют задание.
  • Соблюдают моменты, связанные с посадкой и наклоном

тетради.

  • Сверяют и проверяют правильность выполнения задания;
  • Слушают мнения своих одноклассников; делают коррекцию

своих неправильных действий.

  • Предлагается выполнить задание самостоятельно в парах.

- Возьмите лист с пиктограммой «обсудим». (Приложение 4)

- Прочитаем предложения. Чем являются эти предложение?

- Объясним смысл пословиц.

- Сейчас вы поработаете в парах. Вспомните правила работы в парах.

(Не)навидеть (не)умеешь – врага (не)победишь.

Ошибается тот, кто ничего (не)делает.

Лодырю всегда (не)здоровится.

- Проверим правильность выполненного задания.

- У всех все получилось?

- В каких словах вы допустили ошибки? (ненавидеть, нездоровится)

- Как вы думаете, почему эти два глагола не пишутся раздельно с НЕ?

- Возьмите и откройте карточку с восклицательным знаком. Прочитайте слова. (Приложение 5)

     Негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровится, неволить.

Как называются такие слова? Что означает восклицательный знак зеленного цвета? (Слова надо запомнить)

  • Учитель предлагаем поработать с данными словами: прочитать

слова без не-; объяснить смыл прочитанных слов без не-.

- Данные слова не употребляются без НЕ. НЕ – это часть слова (корня или приставки).

- Сделаем вывод: большая часть глаголов может употребляться, как и в положительном значении, так и в отрицательном, с помощью частицы НЕ.  Но вы познакомились со словами, которые употребляются только в отрицательном значении.

  • Выполняют задание работая в парах.
  • Учитывают мнение напарника.
  • Учатся договариваться и приходить к общему решению

  • Сверяют и проверяют правильность выполнения задания;

слушают мнения своих одноклассников; делают коррекцию своих неправильных действий.

  • Знакомятся со словами исключения к данной орфограмме.
  1. Подведение итогов
  • Предлагает вернуться к таблице с вопросами и карте исследования.

- Вернемся к нашей карте исследования. Мы заполнили все ячейки карты?!

- Какой вопрос мы еще не исследовали?

- Слова нашей речи – это части речи. На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

- Какие самостоятельные части речи вы уже знаете? (имя существительное, глагол, имя прилагательное)

- По какому признаку определяем самостоятельные части речи? (по вопросу)

- Вспомните, можем ли задать вопрос к служебным частям речи?

- Задайте вопрос к частице НЕ. Получается?!

- Делаем вывод: частица НЕ – служебная часть речи. Заполните оставшуюся ячейку в карте исследования.

- Вернемся к нашим вопросам, которые мы исследовали на протяжении урока.

- Проставьте знак «+» в определенной колонке другим цветом:

V – я знаю ответ на вопрос.

! – смогу ответить, но мне нужна помощь.

? – я не знаю ответ на вопрос, для меня это новая информация.

  • Предлагает ответить на вопросы, опираясь на карту исследования.

- У кого остались нерешенные вопросы? (Если у обучающихся остались нерешённые вопросы, проводится индивидуальная работа с помощью одноклассников).

- Подведем итоги. Какую тему вы на уроке исследовали?

- С какой орфограммой познакомились?

- С какой группой слов познакомились?

  • Высказывают свое мнение на поставленные вопросы учителя.

  • Заполняют ячейки карты исследования под руководством

учителя.

  1. Рефлексия
  • Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

- Предлагаю оценить свою работу на уроке. Продолжите предложение.

  • Анализируют и оценивают свою работу на уроке.

Дополнительный материал: карточки: таблица с вопросами для исследования, карта исследования; карточка со словарным словом; карточка с заданием для парной работы.

*Дополнительное задание (см. по времени)

- Поработаем с упражнением 136.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

- Как будете писать частицу НЕ с глаголом?

- Запишите одну из пословиц. Подписать части речи и подчеркнуть пробел между частицей и глаголом. (1 колонка – 1 пословица, 2 колонка – 2 пословица, 3 колонка – 3 пословица)

Предлагается выполнить взаимопроверку упражнения.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе

Расширить знания о служебных частях речи;познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;развивать устную и письменную речь у...

конспект урока по русскому языку"Правописание частицы не с глаголами"

Знакомство с понятием частица. Умение находить частицу не. Применять правило написания частицы не с глаголами. Слова исключения....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами".

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами"....