Конспект урока русского языка в 3 кл. "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Матросова Маргарита Петровна

Конспект урока русского языка разработан по программе "Перспектива" для учащихся 3 класса. На основе системно-деятельностного подхода учащиеся знаомятся с понятием род имён существительных и формируют умение определять род существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  

  по теме: «Род имён существительных»  

УМК «Перспектива»

Автор: Матросова Маргарита Петровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №85» г. Кемерово.

Предмет Русский язык

Урок №1 в теме «Род имён существительных»

Тема урока Род имён существительных

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование умения определять род имен существительных.

Образовательная цель: расширение понятия о роде имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся. 

Формирование УУД:

Предметные:

- определять грамматический признак имён существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная.

Методы: постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, использование информационных технологий, игровые, наглядные, практические методы.

Оборудование: интерактивная доска SMART board; компьютер; SMART-презентация.

Электронный ресурс Учи.ру https://uchi.ru/teachers/groups/2645250/subjects/2/course_programs/3/cards/34583 

Кластер по теме «Имя существительное» (по количеству групп).

Страница-кейс - Значение слова «деньги» из словарей (по количеству групп).

Монетки для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин)

- Пожелайте друг другу удачи.

  «С малой удачи начинается большой успех!»

 

  1. Актуализация знаний (4-5 мин)

 Кроссенс «Копейка» (Учащиеся по кроссенсу определяют новое словарное слово)

Знакомство с новым словарным словом «копейка» происходит на электронном ресурсе

Учи.ру [электронный ресурс] https://uchi.ru/teachers/groups/2645250/subjects/2/course_programs/3/cards/34583 

- Произнесите слово «копейка».

- Сравните произношение и написание слова.

- От каких слов произошло слово «копейка»?

- Какой частью речи является слово «копейка»?

- Пользуясь кластером, укажите признаки имени существительного.

Самостоятельная часть речи

Предмет

Кто?

Что?

Одушевленное

Неодушевленное

Нарицательное - собственное

Изменяется по числам – ед.ч, мн.ч.

Является главным или второстепенным членом предложения

Постоянный признак - род

?

?

?

 III.      Постановка учебной задачи (4-5 мин)

- Какому признаку имен существительных соответствуют пустые ячейки в кластере? (Постоянный признак – род)

- Сформулируйте тему и задачи урока. (Учащиеся формулируют тему и задачи урока.

Узнать род имен существительных, научиться его определять, применять полученные знания при выполнении заданий).

IV.      «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 мин)

- Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу в первом предложении?

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар. (Учащиеся записывают предложения под диктовку в тетрадь. Выделяют грамматическую основу: Муха пошла, муха нашла).

- В первом предложении замените повторяющееся имя существительное подходящим словом. (Муха по полю пошла, она денежку нашла).

- К кому относится слово она? (Девочкам, женщине. Женского рода).

- Имена существительные, которые можно заменить словом «она» - женского рода.

- Значит, слово муха, какого рода? (Относится к женскому роду)

- Зафиксируйте информацию на кластере. (Учащиеся подписывают первую ячейку Ж.Р. и слово-помощник она моя)

-Найдите в предложениях и запишите в столбик слова женского рода. (Муха, денежка – ж.р.)

- Ребята, с точки зрения экономики, факт того, что муха нашла денежку, значит, она получила… (доход)

- А если её доход был потрачен на самовар, значит, она совершила …(расход).

  План доходов и расходов на определенный срок составляет бюджет.

- К какой части речи относятся новые слова бюджет, доход, расход? (Имя существительное)

- Замените, словом-помощником и определите род имен существительных. (Бюджет он мой– м.р. Расход он мой – м.р. Доход он мой – м.р.)

- Заполните в кластере название рода. (Дети записывают в кластер М.Р.  он мой)

- В предложениях найдите и укажите имена существительные мужского рода.

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

- Запишите их во второй столбик м.р. (Базар, самовар – м.р.)

- Какое существительное осталось? Каким, словом-помощником можно его заменить? (Поле оно моё – с.р.)

- Заполните кластер. (Записывают в кластер С.Р.  оно моё).

- Сформулируйте вывод. Как определить род имен существительных? (Ответы детей:

  1. Заменить их словами он мой, она моя, оно моё.
  2. Определить их род).

- Ребята, вы справились с первой задачей?

 

V.      Первичное закрепление (4-5 мин)

-  Каким словом можно заменить слова «копейка» и «рубль»? (Деньги)

Работа в группах

- Определите значение слова «деньги» по выдержкам из различных словарей.

(Учащиеся работают по кейс-страничкам:

1 группа:

Толковый словарь русского языка Ушакова - Русский ...

Деньги, д′еньги, денег, деньг′ам и (устар.) д′еньгам.1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях особые товары), являющиеся мерой стоимости.

2 группа –

Большая советская энциклопедия, БСЭ ...

Деньги - особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех др. товаров.

3 группа

Словарь экономических терминов

Деньги - один из объектов гражданских прав, разновидность движимого имущества. Главная особенность Д. как объекта гражданских прав ...

4 группа

Этимологический словарь Семёнова А. В.

Древнерусское — деньга.

Татарское — танге (серебряная монета).

- Какой частью речи является слово деньги? (Имя существительное)

- В каком числе употребляется в словарях слово деньги? (Во множественном числе)

- Определите род имени существительного. (Испытывают затруднения)

- Работая в группах, определите род существительного «деньги».

Обсуждение в группах.

- Можно ли изменить его число, чтобы определить род? (Нет. Род нельзя определить)

- Сформулируйте вывод. (У существительных во мн.ч. род нельзя определить).

- Приведите примеры существительных, употребляемых только во множественном числе.

  (Каникулы, санки, щипцы, очки и т.д.)

- Определите род имен существительных копейка и рубль. (Копейка – ж.р., рубль – м.р.)

- Почему стало возможным определить род имен существительных? (Они стоят в единственном числе).

- В какой форме должно стоять существительное, чтобы определить род? (В начальной форме – единственное число, кто? что?)

- Ребята, вы справились со второй задачей? (Ответы учащихся).

Физминутка (1 мин) «Потрудились — отдохнём»

VI.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 мин)

Работа по учебнику стр.6, упр.6

Чтение текста «Муравей и голубка». (Учащиеся выполняют упражнение по заданию).

- Определение темы и главной мысли текста.

- Ребята, можно ли утверждать, что произведения «Муха-цокотуха», «Муравей и голубка» имеют общую главную мысль? (Да, можно. Оба текста учат нас доброте и взаимопомощи. А еще их объединяет, что главные герои – насекомые).

Работа в парах

- Запишите имена существительные по столбикам м.р., ж.р., с.р. с комментированием.

Выделение окончаний у имен существительных. (Выписывают из текста имена существительные по столбикам и указывают род имен существительных).

Проверка. Чтение слов первого (второго, третьего) столбика. (Учащиеся читают слова по «цепочке»)

- Заполните кластер. Подпишите окончания мужского (женского и среднего) рода.

(Заполнение кластера. Учащиеся подписывают окончания мужского (женского и среднего) рода).

- Ребята, как вы думаете, может ли имя существительное изменять род?

- Рассмотрите записанные слова. Можно мужской род изменить на средний или женский?

— Значит, род имен существительных постоянный или непостоянный признак? (постоянный)

 

VII.      Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(7-8 мин)

Индивидуальная работа за компьютером. Соедини слова в словосочетания

Выполнение заданий на «Учи.ру» https://uchi.ru/teachers/groups/2645250/subjects/2/course_programs/3/lessons/10054

- Распредели имена существительные по родам.

- Когда мы покупаем в магазине товары, какую статью бюджета мы используем? Доходы или расходы? Как должны уметь вести расходы? (Ученик распределяют рюкзаки со словами по «тележкам» в магазине)

1 группа. Работа в учебнике стр.7, упр.7.

2 группа. Написать несколько предложений о своих родителях. Указать род имен существительных.

- Ребята, сможете применять полученные знания? Третья задача решена?

 

VIII.      Рефлексия     деятельности. (2-3 мин)

  1. Когнитивная рефлексия

- Ребята, от какого глагола образовано слово «копейка»? (По одной из версий от глагола «копить»)

- Какие знания на уроке вы можете сложить в свою «копилку знаний»?

  Обращает внимание на заполненный кластер:

Самостоятельная часть речи

Предмет

Кто?

Что?

Одушевленное

Неодушевленное

Нарицательное - собственное

Изменяется по числам – ед.ч, мн.ч.

Является главным или второстепенным членом предложения

Постоянный признак - род

М.р.

он мой

-   ,-а, -я

Ж.р.

она моя

-а, -я, -

С.р.

оно моё

-о, -е

- Как определить род имен существительных? (Учащиеся формулируют вывод:

Алгоритм действий при определении рода имен существительных.

  1. Поставить имя существительное в начальную форму.
  1. Заменить словами он мой, она моя, оно моё.
  1. Определить род имени существительного

У существительных во мн.ч род нельзя определить)

2. Эмоциональная рефлексия

- Нарисуйте на своей «копейке» смайлик, который соответствует вашему настроению, и разместите на «Лесенке успеха».

Нижняя ступень - я не понял, что такое род имён существительных, не знаю, как определить род имен существительных.

Средняя – я понял, что такое род, но есть вопросы.

Верхняя – мне всё понятно, помогу помочь другим.

IX. Итог урока (2 мин)

X.Домашнее задание (1 мин)

По выбору:

  1. РТ, стр.26, упр.33.
  2. Выполнить карточки на Учи.ру (по желанию)
  3. Написать сказку о семейном бюджете и указать род имен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...

Конспект урока русского языка на тему «Падеж имён существительных».

Я использую в своей работе конспекты уроков опытных педагогов....

Конспект урока русского языка по теме "Род имён существительных" 2-3 класс

Конспект урока русского языка предназначен для знакоства с темой "Род имён существительных" 2-3 класс...