Конспект урока русского языка по теме "Род имён существительных" 2-3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Виктория Викторовна Воляница

Конспект урока русского языка предназначен для знакоства с темой "Род имён существительных" 2-3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного;

организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Бунеевой,  Бунеева, мультимедийное оборудование.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  рода существительного ;

- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

 умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

 умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

   Организация детей к уроку.

  - С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок!

 Психологический настрой к уроку

       На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

2.Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знаний о   частях речи
Личностные УУД :  ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные    УУД :  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные  УУД :  Знания о  частях речи, их признаках.

- Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:     Юность, красота, горячий.
Дерево, говорить, весна.(
 Имя существительное)

Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

 Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)

- Какие из этих признаков постоянные?

(Дети называют  постоянные и  непостоянные признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

род, число, одушевлённость, неодушевленность

- Что значит термин «постоянный признак»?

(Не изменяются).

- Что значит термин «непостоянный признак»?

(Изменяются). Сейчас мы с вами запишем число и приступим к работе в тетрадях. Минутка чистописания оаоа

Назовите слова из словаря, которые можно отнести к теме «Зима, и в которых необходимо запомнить правописание безударных гласных о или а (коньки, ураган, блок словарных слов №4 )

3.Постановка проблемы.
Цель:  СФормировать представление о результате
Личностные  УУД:  ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: целеполагание

 Предметные  УУД:  затруднение в определении рода существительного.

 -Прочитайте имена существительные.

НА ДОСКЕ:

дом, весна, окно, клей, пальто,

каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

4. Открытие нового знания  
Цель:  Сформировать  умение определять род имен существительных

Личностные   УУД :  умение удерживать учебную задачу

Метапредметные  УУД :      владение  правильной речью, знания о временах года

Предметные   УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.

- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.) Фиксированное затруднение

-Постоянный это признак имени существительного или

непостоянный? Докажите.

(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).

- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).

- Для чего же нужно правило?  

Работа с карточками: метель, вьюга, снег, облако, солнце, каток, холод, снежинка, горка, шуба, пурга, снегокат, санки (?)

5. Первичное закрепление УУД
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
Личностные УУД :  

ЦО к умению выбирать действия по достижению цели

Метапредметные  УУД :  Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные  УУД :  Умение применять знания на практике

Поиск способов определения рода имени сущ.

УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.

-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке.  (Тема «Зима»)  - Допишите еще по одному слову в каждый из          столбиков на данную тему. (Приводят примеры).

Определение рода имени существительного .Способ №1

Определение рода имени существительного .

Способ №2,3

- Сейчас мы будем выполнять творческое задание

(Работа над составлением текста по опорным словам)

На доске:

   Наступила холодная _______ . Белоснежное   ________ укрыло землю.

  Яркое ________ освещает все вокруг. Серебристый ________ блестит и переливается. Как ______________!

Работа в группах

Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей

Как вы думаете, каким будет задание?

(Составить текст на тему «Зима»).

  Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Яркое солнце освещает все вокруг. Серебристый снег блестит и переливается. Как красиво зимой!

- Составление какого предложения у вас вызвало трудности?

( ________ ________ укрыло землю.

 называют свои варианты :

Пушистый снег укрыл землю.

Белоснежный ковер укрыл землю.

Белоснежное одеяло укрыло землю)

- Какое предложение составлено правильно?

Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)

Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.

- Назовите основу предложения (одеяло укрыло)

- Назовите словосочетание, которое вы вставили.

(белоснежное одеяло)

Определение рода имени существительного .Способ №2.по признаку.
Способ №3.по действию в прошедшем времени.

Физминутка  
Цель:  сформировать ценностное отношение к своему здоровью

Личностные УУД :  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

  Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

(Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)

Логическая цепочка:

Местоимение и окончание им.существительного указало на род;

 2) глагол подсказал род  им.существительного;

 3) им.прилагательное указало на род. им.существительного

6.Включение нового знания в систему знаний.

 УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

РАБОТА В ТЕТРАДИ:  Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.

7. Контроль и оценка  
Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

-Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

- Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы определять род имен существительных?

8. Рефлексия
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 
Личностные УУД :  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные  УУД :     умение сравнивать, делать выводы;

 Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

-А какое задание было наиболее трудным?

(Работа с текстом).

-Почему?

(Потому что мы еще не изучали другие части речи).

САМООЦЕНКАУУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

Урок русского языка (технологическая карта)

1.- С добрым утром! Начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

Знания пойдут нам впрок,

  Начинаем  наш урок!

2. Части речи:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

           

3. Имя существительное- это

4.Признаки имени существительного

Постоянные        Непостоянные

5.Словарная работа.

6.Сумел ли правильно распределить слова на три группы?

7. Работа с карточками.

8. Составление текста.

9. Работа в тетради.

Всего баллов:

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

10. Моё настроение.

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

мой

М. р

Он

Мой

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ж. р

Она

моя

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

Ср. р

Оно

моё

 1 этап - С добрым утром ! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Знания пойдут нам впрок,

Начинаем  наш урок!

-Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем  я их написала, ведь у нас не урок математики.  (Предположения детей).Сегодня каждый из вас попробует  в конце урока оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи!

2 этап -Посмотрите на доску и прочтите стихотворение. О какой части речи мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).

-А что мы с вами уже знаем об этой части речи? Некоторые ответы на этот вопрос можно найти в стихотворении. (Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что? и обозначает предмет. Слова, отвечающие на вопрос Кто? называются одушевлёнными, а на вопрос Что? -неодушевлёнными. Имена существительные, обозначающие имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия называются собственными и пишутся с заглавной (прописной) буквы. Все остальные имена существительные называются нарицательными и пишутся со строчной буквы.)

-Это морфологические признаки имен существительных, которые изменить нельзя, то есть постоянные. А какие непостоянные признаки вы знаете? (Имена существительные изменяются по числам и  по вопросам).

3 этап (Постановка проблемы)- Сегодня мы познакомимся с  ещё одним морфологическим признаком имени существительного. Внимательно посмотрите на таблицу. Слова распределены на три группы. Подумайте  и попробуйте определить, по какому признаку распределены слова. Если вы правильно определите этот признак, то мы с вами сможем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Слова распределены по признаку того, что  каждую группу слов можно заменить словами ОН, ОНА или ОНО).

-Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Спишите эти слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Род имени существительного.

Слайд 2

Ю ность, красота, горячий . Д ерево, говорить, весна. - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:

Слайд 3

Часть речи, которая обозначает предметы, растения, людей, животных,явления природы, чувства, состояния и отвечает на вопрос кто? или что? Имя существительное

Слайд 4

- Что значит термин « постоянный признак »? (Не изменяются). Собственные, нарицательные Одушевлённые, неодушевлённые Род: женский, мужской, средний - Что значит термин « непостоянный признак »? (Изменяются). По числам, по вопросам

Слайд 5

-Прочитайте имена существительные. дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, позёмка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе. «ОН», «ОНА», «ОНО».

Слайд 6

Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Определение рода имени существительного . Способ №1 а я а я е о

Слайд 7

На доске: Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________! Определение рода имени существительного . Способ №2,3

Слайд 8

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Яркое солнце освещает все вокруг. Серебристый снег блестит и переливается. Как красиво зимой! ________ ________ укрыло землю. Пушистый снег укрыл землю. Белоснежный ковер укрыл землю. Белоснежное одеяло укрыло землю. - Какое предложение составлено правильно?

Слайд 9

Определение рода имени существительного . Способ №2. по признаку. Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) ый ий яя ая ее ое Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Что сделал? Что сделала? Что сделало? Способ №3. по действию в прошедшем времени. о а

Слайд 10

Вывод: Логическая цепочка : Местоимение и окончание им.существительного указало на род; 2) глагол подсказал род им.существительного; 3 ) им.прилагательное указало на род. им.существительного

Слайд 11

САМООЦЕНКА - Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Конспект урока русского языка« Творительный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока русскому языкуУМК "Школа России" 3 класс...

Конспект урока русского языка «Предложный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Дательный падеж имён существительных", 3 класс

Конспект  урока русского языка составлен в форме технологической карты, УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"

Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...