Русский язык 3 класс Школа России "Предложный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

На уроке создаются условия по формированию умений распознавать предложный падеж по вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pred_padezh.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  Школа России  3 класс

Тема: «Предложный падеж имён существительных»

Цель урока: способствовать формированию умения распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; умеют опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету на протяжении всего времени.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; определяют и формулируют  цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. 
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

Средства обучения: учебник «русский язык» класс 3 класс, 2 часть, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть урока

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

1.Проверка д/з

- Прежде чем мы начнем наш урок, проверим домашнее задание. Вам нужно было...

- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

2. Чистописание

- Сегодня на уроке мы отработаем написание заглавной буквы Р в соединении со строчной буквой и, написание строчной буквы р в соединении со строчной буквой  м. Ри, рм.

3. Словарная работа

Рябина, герой, трамвай, пирог, петрушка,среда, столица.

Выполняют проверку домашнего задания.

Выполняют чистописание.

Выполняют словарную работу, осуществляют взаимопроверку.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы)

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (Пр.п)

- Какова тема нашего урока? (Предложный падеж)

- Какая будет цель урока? (Узнать подробнее о предложном падеже)

Определяют тип словосочетаний, открывают тему урока, ставят цели.

IV. Первичное усвоение новых знаний

  1. Выявление признаков

- Посмотрите на словосочетания: мечтает о храбрости, пришёл в пальто.

- Какие падежные вопросы мы можем задать к имени существительному? ( о ком, о чем)

- С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?

- Какой вывод мы можем сделать?

2. Обобщение признаков, введение термина.

- Проверим, к правильному ли выводу мы пришли. Прочитайте правило на с. 54.

- С какими же предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?

3. Физкультминутка

Анализируют словосочетания, отвечают на вопросы учителя.

Читают правило.

Приводят примеры.

V. Первичная проверка понимания

1.Выборочный диктант

Вышел из трамвая, работал на почте, ехал по шоссе, сказал при товарище, читал о космосе, угостил шоколадкой, пришёл в пальто.

Работал на почте (П.п.), сказал при товарище (П.п.), читал о космосе (П.п.), пришёл в пальто (П.п.).

2.Осложненное списывание по вариантам

Видит: весь сияя в злате,
 И.п.   И.п.                 П.п.
Царь Салтан сидит в палате
         
  П.п.           П.п. 
На престоле и в венце,
                  
Т.п.        П.п.
С грустной думой на 
лице.

          П.п.                     И,п.
На
 крыльце стоит его старуха
                                    
П.п.
В дорогой собольей 
душегрейке,
                    
    П.п.        И.п.
Парчовая
2 на маковке кичка... 

А. Пушкин

Найдите устаревшие слова. Определите их значение.Толкования: головной убор, макушка (головы), царская корона, царский трон, изделия из золота, большая комната, тёплая женская кофта без рукавов.

Кичка - головной убор, маковка - макушка (головы), венец - царская корона, на престоле - царский трон, злато - изделия из золота, палата - большая комната, душегрейка - тёплая женская кофта без рукавов.

  • Определите падеж выделенных имён существительных. 
  • Спишите один из отрывков. Над именами существительными укажите падеж.

upr. 99, c. 55

. Комментированное списывание.

- Чучело находится в огороде. Чайник находится на кухне. Листья растут на дереве. Шишка растёт на ёлке.

  • Запишите три предложения. Выделите окончания имён существительных в предложном падеже.
  • Люди живут в дом/ах. Белка живёт в дупл. Черепахи живут в песк. Чиж живёт в гнезд. Листь растут на дерев. Рыба живёт в вод. Чучело находится в огород. Собака живёт в конур. Чайник находится на кухн. Лиса живёт в нор. Шишка растёт на ёлк. Ласточка живёт в гнезд. Мыши живут в норСоставьте и запишите свои предложения на эту тему.

Медведь живёт в берлоге. Трамвай находится в депо.

Выполняют упр. 2 на с. 133 у доски.

VI.Первичное закрепление

  1. Самостоятельная работа

Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.

Спит (кто?) медведь (__.п.) И.п.

Написали (кому?) сестре (__.п.) Д.п

Мечтает (о чем?) о море (__.п.) П.п

Шумит (без чего?) без ветра (__.п.) Р.п

Освещает (что?) равнину (__.п.) В.п

Богат (чем?) добротой (__.п.) Т.п

Работал (на чем?) на камазе (__.п.) П.п.

Выполняют самостоятельно задание на карточках, осуществляют взаимопроверку.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Откройте дневник и запишите домашнее задание. Выполнить упр. 100 на с. 55.

Записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Какие падежные вопросы можно задать к имени существительному в предложном падеже?

- С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном?

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...