Открытый урок Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок Местоимение 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_mestoimenie_4_klass.docx36.6 КБ
Файл 2_rozovaya_kartochka.docx15.23 КБ
Файл 3_zelenaya_konets.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа »

Цель: -познакомить учащихся  с личными местоимениями 1,2 и 3 лица единственного и множественного чисел;  

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

- развивать внимание, память, мышление, речь  обучающихся;

- воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Предметные:

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;                                                                                                               - упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Личностные:

- развивать внимание, память, мышление, речь  обучающихся;

- воспитывать вежливость и уважение к окружающим;

- воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник 4 класс «Школа России», компьютер, проектор, доска.

                       

                 

Ход урока

1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем их, улыбнемся. Повернемся и улыбнемся Хорошего урока. Настрой ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, активность, старательность.

Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите число, классная работа. И как всегда , мы свой урок начинаем с минутки чистописания. Посадка тетрадь под наклоном

 Минутка чистописания  

определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. АОЯЭ….

- Какая буква лишняя? Почему? (буква «я» лишняя,обозначает два звука в начале слова, после гласной буквы, после разделительных ь и ъ знаков).

- Запишите продолжив последовательность:

Я я ЯЯяя

Записали, хорошо.

-Вспомните, пожалуйста, какой большой раздел русского языка мы изучаем?

+ Части речи.

-Верно. Ребята я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие в город, который называется «Части речи» местоимений (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ - «Части речи».)

-Как вы думаете, какие жители будут жить в этом городе?

(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ)

+Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, имена числительные

+ Предлоги, союзы, частицы.

-Давайте заполним жильцов дома Имя существительное.

Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном и расскажите по плану:

1)Название

2)Что обозначает

3)На какие вопросы отвечает

4)Признаки

(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ

+ 1) Имя существительное – самостоятельная часть речи.

2) Имя существительное обозначает предмет

3) Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

4) Имя существительное имеет постоянные (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, род, склонение) и непостоянные признаки (число и падеж) (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ на домик)

- Молодцы, спасибо!

III. Словарная работа.

- А теперь давайте повторим словарные слова по теме «Имя существительное». Возьмите, пожалуйста, конверт, который лежит перед вами, и достаньте желтую карточку и не показывайте друг другу.

Сейчас вы будете работать в парах. Давайте мы с вами вспомним правила работы в парах.

+

1.Говорим шепотом.

2.Работаем вместе.

3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6.Оцениваем работу, благодарим друг друга.

IV. Постановка целей, определение темы урока.

1. - Сейчас будем работать по карточке.

1 задание: прочитайте слова про себя.

Продиктуйте их по очереди друг другу. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Вспоминаем правила работы при письме.

Правильная посадка при письме.

Девочка, животное, завод, молоток.

- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг-друга по эталону, нарисуйте смайлик на полях.

Молодцы, обратно поменяйтесь тетрадями.

2. Переходим ко 2 заданию: договоритесь между собой и выберете одно слово из тех, которые вы записали. Составьте и запишите с этим словом одно предложение, каждый в свою тетрадочку.

3. Переходим к 3 заданию: составьте и запишите второе предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным.

-Поднимите руку те, у кого не получилось составить второе предложение. Почему у вас не получилось? Каких знаний не хватило, чтобы составить второе предложение?

+ Не хватило знаний о словах, которые могут заменить имена существительные , и мы их знаем, но не очень хорошо.

- Поднимите руку те, у кого получилось составить предложение.

Прочитайте первое и второе предложения.

+…

-Ребята, каким словом мы заменили существительное… .

+…

- Скажите, значит, существуют слова, которые могут заменить имена существительные? А какие это слова?

+ Это местоимения.

-Верно.  Уберите карточки в конверт

На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение. Давайте с вами вспомним и повторим.

В этом нам поможет паспорт, который мы начали заполнять.Достанем паспорт и при помощи паспорта повторим

+ Местоимения – часть речи-Верно.

- Если они встают вместо имени существительного, то, что будут обозначать местоимения?

1) Что обозначают местоимения?

+ Предмет. но не называют его указывают на него.(предмет)

2) На какие вопросы они отвечают?

+Кто? Что?

- Верно. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вам не кажется, что жители домика «Местоимение» очень похожи на жителей домика «Имена существительные»: обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? Ведь у нас же уже есть такая часть речи – имена существительные. Зачем еще понадобились какие-то слова?

Послушайте пожалуйста.

. Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке  нужно, и рассказал о ласточке деду.

Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?

Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.

И так, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.

Какие это слова? (Местоимения) 

Хорошо,

-Посмотрите, пожалуйста, на доску и в паспорт .Всё ли мы с вами выяснили о жителях нового домика?

НЕТ

+ Признаки местоимения.

- Как вы думаете, какие признаки могут быть у местоимений?

+Постоянные и непостоянные

ХОРОШО. Внимательно послушайте и скажите, о каком признаке местоимений вы услышите?

ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ+ Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

  1. - Кто может сказать о себе яОтвет детей (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)
  2. - Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? Ответ детей 
  3. (Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)
  4. -А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он,  она, оно.
  5. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!
  6. -При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!
  7. -Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!

ПРОБЛЕМА

  ИТАК о каКОМ ПРИЗНАКЕ МЕСТОИМЕНИЯ ВЫ УЗНАЛИ, КОТОРОГО НЕТ У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ?

ЭТО _____ЛИЦО

Ребята, как вы думаете, какие   же цели нашего урока, которых нам  необходимо достигнуть ?  (Ответы детей)

Цели урока:

- Правильно, мы сегодня продолжим знакомиться с частью речи –узнаем какие же еще признаки есть у жителей  домика «Местоимение»; Научиться заменять имена существительные личными местоимениями.

Научиться различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа

-Скажите, а как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Тема: «Личные местоимения «

Открываем конвертики, найдите карточку розового  цвета. Прочитайте задание, что нужно сделать.

+ …

-Ребята, будем работать в парах, при этом вспоминаем правила работы в парах.

Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.

1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе.

2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку.

3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу.

4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.

5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба.

6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.

7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее.

8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.

- Какие слова вы вставили вместо пропусков?

(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКи  картинку)

+ Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

V.Первичное закрепление.

- Верно. Давайте продолжим   узнавать о местоимении.

Возьмите конверт, достаньте большую карточку белого цвета с тремя уровнями. Вам нужно будет выбрать то задание, с которым вы справитесь: задание А – самое сложное, задание Б - среднее, задание С - тем, кто сомневается в своих знаниях.

Прочитайте задание.

+…

-Вспоминаем о правилах посадки при письме.

Задание для уровня А

Найдите границы предложений. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения.

В воскресенье _________ пришли в лес в этот день солнце было яркое и весёлое _________ даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе _________были украшены серебристым инеем неожиданно _________ увидел дятла своим крепким клювом _________ долбил дерево а вот и белка. _________ловко прыгала по веткам ели.

Задание для уровня Б

Применяя новые знания, отредактируйте текст.Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями и спиши текст в тетрадь.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку

Задание для учащихся уровня С

Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи (устно)

Местоимение, часть, речи, которая, не называет, предметы, а только, на них, указывает

Подчеркни местоимения

И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

-Проверяем вашу работу.

+++++++

V. Физминутка

Теперь я вам предлагаю немножко отдохнуть.

Я, ты, он, она

Вместе - целая страна

Вместе - дружная семья

В слове "мы" - сто тысяч "я"

- Этот отрывок из стихотворения Р. Рождественского поможет нам сделать разминку.

Учим движения.

1-я строка - шагаем на месте, показываем руками на себя и друзей

2-я строка - шагаем на месте, круг вверх руками, хлопок перед собой

3–я строка - прыжки на месте, хлопки над головой.

4–я строка - руки на поясе, приседаем в повороте направо, налево.

Вывесить ТАблицу потом перевернуть или закрыть

- О каком признаке местоимений вы узнали, которого нет у имен существительных?

+ Лицо.

-Местоимения какого лица бывают? назовите их.

+ 1л - я, мы

2л – ты , вы

3л – он, она, оно, они

-Хорошо. Достаньте из конверта карточку с рисунками. Попробуйте самостоятельно вписать местоимения в таблицу.

Проверьте правильность заполнения таблицы по эталону. Исправьте ошибки, если они у вас были.

Поднимите руку те, у кого не было ошибок.

А теперь те, у кого были ошибки. Скажите, что нужно сделать , чтобы исправить эти ошибки.

+Нужно запомнить таблицу.

-Верно. Нужно запомнить таблицу. Но вы не расстраивайтесь, когда вы запомните эту таблицу, у вас ошибок не будет. Уберите все карточки, кроме паспорта

- Итак, о каком признаке местоимений узнали из таблицы?

По какому признаку мы можем разделить местоимения на 3 группы?

(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ на домик)

Зажигаем первое окошко.

+ 1 лицо

2 лицо

3 лицо

- А еще какой признак увидели?

+Число

- Значит местоимения бывают какого числа?

+ Единственного и множественного числа.

-Какой признак можно выделить у местоимения 3 лица единственного числа?

+ Он- заменяем предметы мужского рода, она-женского, оно-среднего

-Значит какой признак есть у местоимений 3 го лица единственного числа?

(ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ)

+род.

- Только нужно обратить внимание на то, что этот признак есть только у местоимений 3 лица ед. ч.

Давайте сверим наш вывод с авторским, открываем страницы 50 и 51 и читаем правило.

-Кто сможет назвать все признаки местоимений, о которых мы говорили?

+.. А теперь возьмите Паспорт и запишите признаки местоимений

СМОТРИМ НА ДОСКУ ,

ОТЛОЖИЛИ ПАСПОРТА,

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы…

Скажите о чем автор хотел нам сказать?

_____

- Давайте потренируемся определять местоимения в речи и определять их признаки.

- Давайте теперь достанем карточку зеленого  цвета.

Прочитайте задание.

+ Прочитать предложения. Вставить вместо пропусков нужные местоимения и в скобочках указать род и число.

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения.

В скобках укажи их лицо и число.

…….. (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно ……. (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Саша молодец! Столько ……. (____________) подберёзовиков нашёл!
А ……… (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. ……… (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. ………… (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. ……… (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. ……… (___________) помогают нам узнавать много интересного.


-Проверяем правильность выполнения работы по эталону.(ЗАПИСАТЬ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ доски)

Поднимите руку, кто справился с заданием без единой ошибки

У кого были ошибки, давайте подумаем, что нужно сделать , чтобы избежать их.

+…

-запомнить признаки местоимений. Потренироваться использовать в речи местоимения. Поэтому дома повторите всё, что вы узнали о местоимении. Потренируйтесь находить их в речи.

VI. Домашняя работа.

Откройте свой дневник и запишем д/з, которое поможет вам избежать ошибок в будущем.

Прочитать правило на странице 50,51

Выполнить тренировочное упражнение  упр.375 с. 50

Задание творческого характера: выбрать одно местоимение и составить рассказ от лица этого местоимения..

VII. Подведение итогов урока.

-А теперь передвиньте к себе свой паспорт. Давайте подведем итоги. С какой частью речи  мы познакомились? Расскажите о местоимении, используя составленный нами паспорт.

+..

- Сегодняшнее путешествие вам понравилось?

+..

-Тогда оцените свою работу на уроке, используя начало предложений.

Выберите для себя предложение и продолжите его.

Я научился…

Я теперь знаю…

Мне было интересно…

Мне было легко…

Мне было трудно…

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке,смайликом в тетради.

За что вы можете себя похвалить

- Вспомните девиз нашего урока. О чём то кроме местоимения заставил вас задуматься этот урок?

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ.



Предварительный просмотр:

Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.

1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе.

2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку.

3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу.

4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.

5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба.

6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.

7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее.

8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.

Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.

1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе.

2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку.

3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу.

4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.

5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба.

6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.

7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее.

8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.

Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.

1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе.

2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку.

3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу.

4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.

5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба.

6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.

7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее.

8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.

Читаем предложения. Вставляем вместо пропусков нужные слова.

1. Меня зовут Алексей. _________ учусь в 3 классе.

2. Я буду рисовать, а ______ почитай сказку.

3. Ученик вышел к доске. ________ хорошо подготовился к ответу.

4. Ласточка прилетела с юга. _________ строит дом для птенцов.

5. Утром взошло солнце. _________ весело улыбалось с неба.

6. Я с Юлей пойду в библиотеку. Мы будем делать сообщение по окружающему миру.

7. Дорогие гости, проходите, пожалуйста. __________ располагайтесь поудобнее.

8. У дороги росли липы. ________ были посажены много лет назад.



Предварительный просмотр:

+ Прочитать предложения. Вставить вместо пропусков нужные местоимения и в скобочках указать род и число.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения.

В скобках укажи их лицо и число.

…….. (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно ……. (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Саша молодец! Столько ……. (____________) подберёзовиков нашёл!
А ……… (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. ……… (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. ………… (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. ……… (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. ……… (___________) помогают нам узнавать много интересного.

+ Прочитать предложения. Вставить вместо пропусков нужные местоимения и в скобочках указать род и число.

Фамилия, имя ______________________________________________________________

Прочитай. Вместо точек запиши пропущенные местоимения.

В скобках укажи их лицо и число.

…….. (_______________) люблю русскую берёзу.
Недавно ……. (___________) были в берёзовом лесу.
Какой Саша молодец! Столько ……. (____________) подберёзовиков нашёл!
А ……… (_____________), ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. ……… (____________) осветило землю.
Вот на ветку села ворона. ………… (________________) громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. ……… (_______________) чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами. ……… (___________) помогают нам узнавать много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"

Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....

"Правописание местоимений с предлогами" Открытый урок

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 3-м классе "Правописание местоимений с предлогами"...

Разработка открытого урока по теме: "Личные местоимения", 2 класс

Работа представляет собой знакомство с понятием "Личные местоимения", их использование в английском языке. На данном уроке происходит отработка и закрепление лексического и грамматического материала. ...

Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»

Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....

Открытый урок по русскому языку "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

На уроке использовала рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые обеспечивают познавательную активность учащихся....

Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."

Открытый урок 4 класс "Изменение личных местоимений 1, 2 лица по падежам. Правописание местоимений."...