Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кожемяко Людмила Анатольевна

Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yaz.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект открытого урока  в 4 классе на тему: «Личные местоимения.
                                                                                                                  Роль местоимений в речи»

ЭТАП  1 

Организационный момент 

Цель 

Коррекция знаний и умений учащихся.

На формирование каких компетенций направлена деятельность 

Коммуникативные (умение поддерживать контакт в общении), учебно-познавательные  (использование разных методов познания).

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Форма работы 

Вид контроля 

Обеспечение полной готовности к работе.

  • Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя»
  • Слайд

 - Как вы понимаете слова эпиграфа?

(Полученные на уроке знания вам пригодятся в жизни) 

фронтальная 

Самоконтроль 

ЭТАП  2 

Актуализация  опорных  знаний  .Постановка темы и целей урока 

Цель 

Выявить уровень знаний о местоимении. 

На формирование каких компетенций направлена деятельность 

Информационные (умение анализировать, делать выводы), коммуникативные (взаимодействие с окружающими), учебно-познавательные (умение ставить цель, делать выводы)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Форма работы 

Вид контроля 

1. - Прочитайте текст.  Слайд 

-Какая часть речи часто встречается? 

-Назовите местоимения. 

-Как понимаете «В слове мы- сто тысяч Я»? 

-Что такое местоимение? 

(Местоимение –это важная часть речи. Она не обозначает предмет, но указывает на него.).

Слайд

- Попробуйте прочитать стихотворение без местоимений. 

- Какую роль они играют в тексте?

Какова же цель  сегодняшнего урока –  определить   местоимения  в речи,  научиться определять род, падеж  и число местоимений.

- Какие помощники будут с нами на уроке? (Словарь, учебник, памятки хорошее настроение ,консультанты – помощники) 

  

Беседа.

Рассуждение учеников.

Фронтальная работа.

Высказывание учащимися своего мнения

Принятие учащимися решения 

ЭТАП  3 

Изучение нового материала. 

Цель 

 Совершенствовать умения распознавать  местоимения  в тексте,  заменять существительные местоимениями, определять род, падеж  и число местоимений. 

На формирование каких компетенций направлена деятельность 

Учебно-познавательные ( умение анализировать, сравнивать, обобщать), информационные (умение владеть различными источниками информации,  преобразовывать, хранить и передавать полученную информацию), коммуникативные (взаимодействие в коллективе).

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся. 

Форма работы 

Вид контроля 

Запишите в  тетради  дату . 

Минутка чистописания: Напишем буквы Я и Яя.  

 Слайд

Мы ,они, под, а, ты, и, в, о, он, без, вы, но, она, к, оно. 

–На какие группы можно разделить слова? 

(предлоги, союзы, местоимения) 

–Выпишите местоимения. 

-Это личные местоимения. Все местоимения указывают на предмет, не называя его. 

-На какие группы можно разделить местоимения? (по числам) 

-Значит, что можно определить у местоимения? 

-Местоимение – удивительная часть речи. Она похожа на существительное(изменяется по  числам и падежам, но имеет собственное лицо. 

Личные местоимения: 

 Каллиграфическое письмо. 

Фронтальная  работа. 

Индивидуальная дифференцированная работа с  памятками, учебником.

Репродуктивное восприятие информации 

Фронтальная работа. 

Сравнение, обобщение. 

Самопроверка. 

Устное высказывание учащихся. 

Лицо 

Ед. число 

Мн.число 

1 лицо 

Я 

Мы 

2 лицо 

Ты 

Вы 

3 лицо 

Он, она, оно 

они 

-Посмотрите внимательно на таблицу (она у каждого ученика)

 -На что указывает местоимение 3 лица, единственного числа?

-Правильно, род можно определить только у местоимений 3 лица, ед.числа.

ЭТАП  4 

Закрепление полученных знаний 

Цель 

Закрепить полученные знания о местоимениях. 

На формирование каких компетенций направлена деятельность 

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в паре и самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Форма работы 

Вид контроля 

1.Работа в парах.  

Прочитайте правило на странице 71, расскажите его друг другу. 

2. Работа с упр.118 (устно) 

3Словарная работа. 

. Спишите, вставьте пропущенные буквы, рядом запишите местоимения. 

-В…р..бей-…., в…рона-…, сн…гирь-…, к…ньки-…., б…реза-…, обл…ко- 

-Какой частью речи являются данные слова? 

-Можно ли их заменить местоимениями? 

Вывод: Значит, местоимение может заменить существительное. 

-Назовите местоимение во множественном числе? (коньки-они)  

 Физминутка     

Мы в зимнем лесу. .

4. Морфологический разбор местоимения , как части речи 

-У каждого из вас на столе порядок морфологического разбора местоимения. Он на экране: 

1 .Часть речи; 

2.Нач.форма (И.п.) 

3.Неизменяемые признаки:(лицо) 

4.Изменяемые признаки(Число, падеж, род, если это 3 лицо ,ед.число) 

5.Член предложения; 

Работа в парах. 

Частично-поисковая работа. 

Самостоятельная работа в парах. 

Фронтальная работа 

Самостоятельная работа. Определение рода и числа  у местоимения. 

Снятие зрительного напряжения, релаксация 

Дифференцированная работа с дидактическим материалом. 

Совершенствование умения  делать морфологический разбор местоимения 

Взаимоконтроль. 

Взаимопроверка 

Контроль учителя 

ЭТАП  4 

Закрепление полученных знаний 

Цель 

Закрепить полученные знания о местоимениях. 

На формирование каких компетенций направлена деятельность 

Информационные (использование полученной информации в реализации своей деятельности), коммуникативные (умение работать в паре и самостоятельно), учебно-познавательные (применение полученных знаний на практике)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Форма работы 

Вид контроля 

5.  Задание (по вариантам) Слайд

- Выписать из текста местоимения, указать лицо, число, падеж; 

1 Вариант – Как, милый петушок, поешь, ты громко, важно! 

2 Вариант – А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. 

Проверка. По 1 человеку. 

6. Задание (творческое) Слайд

, списать с доски текст,  вставить местоимения. «Мы в зимнем лесу. Вокруг… тишина. Слышен стук дятла  … лечит заболевшее дерево. Вот звонко запела синичка. … песенка далеко слышна в морозном лесу»

Проверяют Консультанты. 

     Э Т А П  5   

Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания. Рефлексия.

Цель 

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.  Объяснить домашнее задание.

На формирование каких компетенций направлена деятельность 

Учебно-познавательные (умение формулировать выводы, оценивать свою учебно-познавательную деятельность),  коммуникативные (владение способами взаимодействия с окружающими).

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Форма работы 

Вид контроля 

  1. - Что  такое местоимение?

-Что можно определить только у местоимений?

-Назовите местоимения 1,2,3 лица;

-Просклоняйте местоимение он, она; 

2. Чтение стихотворения детьми.

За то , друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она.  

-Назовите личные местоимения. 

-Что мы зовем  своей малой Родиной? За что мы любим родной край? 

Выставление оценок.

3.Синквейн.Слайд

4. Рефлексия. Показать, как вам было на уроке.

( Прикрепить смайлик)

   

                           

Выводы учащихся 

Обсуждение заданного. 

Оценка собственных знаний 

Самооценка 

Самооценка своей деятельности на уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока математики по теме "Проверка сложения вычитанием", 2-й класс (1–4)

Конспект открытого урока математики по теме "Проверка сложения вычитанием", 2-й класс (1–4) Цели: 1. Ознакомить с проверкой сложения вычитанием. 2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения....

Конспект открытого урока ИЗО по теме "Ажурные ограды"3 класс

Конспект открытого урока изобразительного искусства в 3 классе по программе Неменского...

Конспект открытого урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого". 2 класс. УМК "Школа России"

Представляю вам конспект открытого урока по математике, проведенного во 2 классе. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока математики по теме: «Решение задач на деление с остатком» 3 класс (Программа «Школа России»)

Конспект открытого урокаматематики по теме:  «Решение задач на деление с остатком»    3 класс  (Программа «Школа России»)...

Конспект открытого урока по математике Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс

Конспект открытого урока по математике  Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс...